Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

январь 2019

пн вт ср чт пт сб вс
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Ванскова Оксана Вячеславовна, заместитель руководителя Государственной инспекции труда —  заместитель главного государственного инспектора труда в Республике Башкортостан (по правовым вопросам)

С наступлением 2019 г. вступят в силу или будут находиться на стадии рассмотрения ряд изменений в трудовое законодательство. Какие нововведения ожидаются с началом нового года, редакции рассказали в Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"
Игошин Виктор Викторович, прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики, советник юстиции, кандидат юридических наук

Сегодня для экономики России обеспечение благоприятных условий ведения бизнеса и привлечения инвестиций стало стратегически важным. В связи с этим вопросы исполнения законодательства об инвестиционной деятельности и защите прав инвесторов приобрели особую актуальность. Эта тема — в ранге приоритетных в работе прокуратуры Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Поиск по сайту

Свежий номер

№ 12 (141), декабрь, 2018
В номере:

Теги

Инвестиционный климат в Удмуртии: когда он станет благоприятным?

Игошин Виктор Викторович, прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики, советник юстиции, кандидат юридических наук

Игошин Виктор Викторович
прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики, советник юстиции, кандидат юридических наук

Номер журнала: 

Рубрика: 

Предлагаем вниманию читателей интервью с прокурором отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики  Виктором Викторовичем Игошиным о проблемах осуществления предпринимательской  деятельности и путях их решения.

 - Что можно сказать об инвестиционном климате в Удмуртской Республике с точки зрения прокурорского надзора? Насколько этот климат благоприятен в части соблюдения прав предпринимателей органами власти?
- В Удмуртии реализуются государственные программы по созданию условий для устойчивого экономического развития республики, инвестиционной деятельности, муниципальные программы поддержки предпринимателей, 149 включенных в реестр инвестиционных проектов на сумму более 218 млрд руб. по различным видам экономической деятельности и возведению объектов капитального строительства. Предусмотрено предоставление инвесторам особых механизмов государственной поддержки, включающих льготное налогообложение, передачу в пользование земельных участков без торгов, возмещение части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов. 
Созданы специализированная организация по сопровождению инвестиционных проектов — акционерное общество «Корпорация развития Удмуртской Республики», территория опережающего социально-экономического развития «Сарапул», резидентам которой предоставляются дополнительные преференции. Формируются благоприятные условия для продвижения продукции региональных товаропроизводителей на внешний рынок, в том числе через открытую бизнес-площадку под брендом «Сделано в Удмуртии». 
Вместе с тем, по официальным статистическим данным в текущем году в Удмуртии зафиксировано снижение индекса промышленного производства, республика существенно отстает от других регионов по ряду значимых показателей, лежащих в основе формирования рейтинга инвестиционной привлекательности, имеются инфраструктурные барьеры в реализации инвестиционных проектов. 
Приходится признать, что неполнота правового регулирования и исполнения нормативных правовых актов, предусматривающих механизмы защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности, ряд просчетов в работе органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, составляющих инфраструктуру поддержки предпринимателей, не позволили Удмуртии войти в первую двадцатку регионов, включенных в национальный рейтинг состояния инвестиционного климата, представленного Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов в мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме.

- Какова роль прокуратуры республики в формировании инвестиционного климата в регионе?
- Прежде всего, она выражается в работе по укреплению законности,  обеспечению средствами прокурорского надзора прав и законных интересов предпринимателей на добросовестное ведение бизнеса, во-вторых, в просветительской деятельности, конструктивном взаимодействии с общественностью. 
В частности, в целях повышения уровня информационной открытости органов власти перед предпринимательским сообществом прокуратурой организовано регулярное проведение выездных заседаний общественного совета по защите прав предпринимателей в городах и районах республики, в работе которого принимают участие региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей, руководители профильных министерств и ведомств, представители общественных объединений, в том числе региональных отделений общероссийских организаций «Опора России» и «Деловая Россия». На таких совещаниях обсуждаются актуальные правовые вопросы взаимоотношения предпринимателей и должностных лиц органов власти с учетом экономичес-ких условий определенных муниципальных образований, а также конкретные ситуации, препятствующие ведению предпринимательской деятельности.
Кроме того, мной в ноябре этого года принято участие в заседании экспертной группы по оценке внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, организованном представителем Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов по направлению «Новый бизнес». В рамках работы экспертной группы освещены результаты надзорной деятельности прокуратуры в сфере развития предпринимательства и привлечения инвестиций, конкретные примеры защиты прав хозяйствующих субъектов, обсуждены отдельные факторы, влияющие на реализацию инвестиционных проектов и формирование инвестиционного климата в республике, выработаны предложения по повышения уровня информационной открытости органов власти республики перед предпринимательским сообществом.
Убежден, что разъяснение законодательства и правоприменительной практики способствует объективному формированию общественного экспертного мнения по ключевым показателям, лежащим в основе формирования национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

- Большое значение имеет правовая основа инвестиционной деятельности. Понятно, что она не идеальна и требует совершенствования. Расскажите о выявленных прокуратурой Удмуртской Республики фактах неполноты правового регулирования?
- Действительно, прокуратурой республики с учетом задач, поставленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, уделяется особое внимание вопросам полноты и законности правового регулирования инвестиционной деятельности. Есть конкретные положительные примеры практики расширения и укрепления правовой основы взаимодействия власти и бизнеса.
Лишь по представлению прокуратуры республики органами государственной власти в этом году приняты нормативные правовые акты, предусматривающие порядок заключения специального инвестиционного контракта и предоставление организациям в рамках условий его реализации льгот по налогам на прибыль и имущество, применения инвестиционного налогового вычета. Постановлением Правительства республики от 08.10.2018 г. № 421 «Об утверждении Правил заключения специальных инвестиционных контрактов» заключение таких контрактов возложено на профильные министерства. 
По инициативе прокуратуры республики постановлением Правительства региона в мае 2018 года внесены изменения в Порядок формирования и ведения реестра инвестиционных проектов, связанные с расширением перечня сведений об основных характеристиках инвестиционных проектов, повышением качества информационного взаимодействия инвесторов с органами власти.
Прокурорами районного звена приняты меры реагирования, направленные на разработку органами местного самоуправления правовых актов, регулирующих отношения в сфере муниципально-частного партнерства, заключения специальных инвестиционных контрактов, предоставления инвесторам налоговых льгот и имущества в пользование.
В то же время не способствует развитию инвестиционной деятельности отмена Правительством республики в июле 2018 г. своего Постановления от 02.05.2012 г. № 183, определявшего порядок предоставления хозяйствующим субъектам за счет средств бюджета республики для реализации инвестиционных проектов субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам.

- В республике десятилетиями, начиная с 90-х годов, создавалась инфраструктура поддержки предпринимателей. Что сегодня входит в инфраструктуру, выполняются ли этой системой возложенные на нее функции?
- Инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства республики составляют 13 организаций, в том числе фонды, бизнес-инкубаторы, акционерное общество «Корпорация развития Удмуртской Республики», единый реестр таких организаций ведет Корпорация МСП (https://monitoring.corpmsp.ru).
Вместе с тем потребовалось прокурорское вмешательство в связи с неполнотой соблюдения организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и органами местного самоуправления законодательства при предос-
тавлении инвесторам мер финансовой, имущественной и информационной поддержки, ведении реестров их получателей, размещении сведений об этом на своих официальных сайтах.
Кроме того, Корпорацией развития республики не приняты достаточные меры к реализации полномочий специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, в том числе по обеспечению принципа «одного окна» для инвесторов при взаимодействии с органами власти, разработке схем реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства, размещению на инвестиционном портале и инвестиционной карте республики полной и актуальной информации об инфраструктурной основе развития инвестиционной деятельности в регионе. В связи с этим деятельность этой специализированной организации по привлечению инвестиций в экономику республики представляется неэффективной. Прокуратурой УР генеральному директору Корпорации развития республики внесено представление об устранении нарушений закона, о сложившейся ситуации проинформированы глава региона и председатель Правительства республики. 

- Какие нарушения в отношении предпринимателей, включая инвесторов, допускались в 2018 году надзорными ведомствами при проведении проверочных мероприятий?  
- Прокуратурой установлены нарушения законодательства при проведении сотрудниками Министерства промышленности и торговли республики в отношении хозяйствующих субъектов проверочных мероприятий, оформлении их результатов, формировании и ведении ФГИС «Единый реестр проверок», назначении предпринимателям административных наказаний.
Например, в нарушение ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверочные мероприятия в отношении ООО «Втормет» проведены сотрудником министерства, не указанным в распоряжении о внеплановой проверке этой организации.
Допущены нарушения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверочных мероприятий и иными контролирующими органами.
По результатам прокурорских проверок должностные лица надзорных ведомств привлечены к административной ответственности.
Например, по инициативе прокуратуры республики заместитель руководителя и иные должностные лица территориального управления Роспотребнадзора привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ за проведение внеплановых выездных проверок в отношении предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота продукции легкой промышленности, по истечении срока исполнения поручения Президента Российской Федерации.
Выявлены нарушения законодательства об административных правонарушениях, связанные с неприменением органами контроля (надзора) при наличии оснований положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающих замену административного штрафа предупреждением для субъектов малого и среднего предпринимательства и их работников.
По протестам прокуроров приведены в соответствие с изменениями федерального законодательства положения административных регламентов органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующие основания проведения внеплановых проверок, способы направления распоряжений об их проведении и актов проверок, порядок обжалования  хозяйствующими субъектами принятых решений. 

- Прокуроры принимают меры по защите нарушенных прав предпринимателей. Расскажите о конкретных случаях, когда благодаря вмешательству прокуратуры удалось восстановить справедливость, предотвратить наступление негативных последствий?
- В этом году приняты меры прокурорского реагирования в целях предупреждения нарушений прав предпринимателей, осуществляющих деятельность в лесоперерабатывающей  и аграрной отраслях экономики.
Так, Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором министр природных ресурсов и охраны окружающей среды республики предостережен о недопустимости нарушения законодательства при предоставлении лесных участков в аренду юридическим лицам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов. В результате принятых мер возникновения обстоятельств, затрудняющих выполнение инвесторами лесохозяйственных мероприятий, не допущено.
Министру сельского хозяйства и продовольствия республики внесено представление в связи с необоснованным истребованием у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Можгинского района средств гранта в размере 1,5 млн руб., использованных на развитие фермерского хозяйства, на основании непроверенной информации территориального отдела полиции о заключении фермером фиктивной сделки на приобретение сельскохозяйственной техники. В рамках рассмотрения представления уведомление о возврате фермером гранта министерством отозвано, возможное банкротство добросовестного предпринимателя не допущено, начальник структурного подразделения министерства привлечена к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, по представлению Можгинского межрайонного прокурора сотрудник межмуниципального отдела МВД России «Можгинский», по инициативе которого в министерство направлена недостоверная информация, также привлечен к дисциплинарной ответственности. 
Руководством министерства и полиции приняты меры к повышению уровня контроля за работой подчиненных и целевым использованием средств грантов на поддержку развития фермерского хозяйства.
Кроме того, по преставлению прокуратуры Министерством промышленности и торговли республики приняты меры к погашению задолженности перед предприятиями промышленности по субсидиям на возмещение части затрат на внедрение современных методов организации производства, разработку и реализацию программ повышения производительности труда.
Перечисленные недостатки в работе органов власти и организаций затрудняют внедрение в Удмуртии целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона, определенных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 г. №147-р, могут негативно отразиться на привлечении инвестиций в экономику республики, деловой активности предпринимателей.

- Еще одно нарушение со стороны органов власти, о котором неоднократно говорилось, — неисполнение финансовых обязательств перед предпринимателями по контрактам, несвоевременное погашение долгов. Каковы перспективы улучшения ситуации?
- Практика несвоевременного исполнения государственными и муниципальными заказчиками финансовых обязательств перед предпринимателями по выполненным ими контрактам не способствует развитию инвестиционной деятельности в республике.
В целях улучшения ситуации в этой сфере назрела необходимость скорейшего принятия дополнительных мер, направленных на повышение уровня финансовой дисциплины, обеспечение должного межведомственного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. 
Одной из основных причин возникновения задолженности является непоступление либо несвоевременное поступление в бюджеты муниципальных образований субсидий из республиканского бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов. По представлению прокуратуры республики Правительством региона подготовлена дорожная карта, предусматривающая поэтапное сокращение задолженности по объектам капитального строительства и ремонта, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, внесение соответствующих изменений в Адресную инвестиционную программу республики и Перечень объектов капитального ремонта.
В результате прокурорского вмешательства государственными и муниципальными заказчиками погашены долги на сумму, превышающую 350 млн рублей. 
В частности, по итогам рассмотрения БУЗ УР «Шарканская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» представления прокурора Шарканского района об устранении нарушений закона в ноябре 2018 года в полном объеме погашена задолженность перед субъектом предпринимательской деятельности по выполненным им государственным контрактам в размере более 5,5 млн руб., что позволило направить указанные денежные средства на продолжение строительства многоквартирного дома в г. Ижевске.
Работа по защите прав предпринимателей на своевременное и полное получение средств по исполненным ими государственным и муниципальным контрактам, предупреждению негативных последствий невыполнения заказчиками своих финансовых обязательств, привлечению к ответственности виновных должностных лиц будет продолжена.

- Есть ли, на Ваш взгляд,  шанс у Удмуртской Республики войти в ТОП-20 национального рейтинга состояния инвестиционного климата и стать регионом, действительно благоприятным для успешного развития малого и среднего бизнеса? Что для этого требуется?
- Безусловно, нужно к этому стремиться. Но такая задача может быть решена лишь совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления, регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей, специализированных организаций, представителей бизнес-сообщества. Ключевое значение в этих вопросах отводится формированию надлежащей правовой основы осуществления инвестиционной деятельности, расширению возможностей совместной работы органов власти и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. 
Требуют повышенного внимания вопросы финансовой, имущественной и консультационной поддержки уполномоченными органами и организациями предпринимательских инициатив в разработке и реализации инвестиционных проектов, создания условий для упрощения различных разрешительных процедур, предоставления хозяйствующим субъектам государственных и муниципальных услуг в электронной форме, развития конкуренции в республике и ее экспортного потенциала. 
Задача органов прокуратуры — обеспечить соблюдение законности при взаимодействии инвесторов с органами власти, пресекать факты воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. 

Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 г. № 147-р)

Получение разрешения на строительство и территориальное планирование
Технологическое присоединение к электрическим сетям
Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения
Подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения
Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества
Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого
имущества
Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации
Поддержка малого и среднего предпринимательства
Наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты
инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности
Эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов
и руководства субъекта Российской Федерации
Эффективность деятельности специализированной организации по привлечению
инвестиций и работе с инвесторами
Качество инвестиционного портала субъекта Российской Федерации

Контрольная закупка

Постановлением Правительства РФ от 21.11.2018 г. № 1398 утверждены Правила организации и проведения контрольной  закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), начало действия документа — 01.12.2018 г.
Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Это мероприятие проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по согласованию с органами прокуратуры либо незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры (при осуществлении федерального
государственного санитарно-эпидемиологического надзора, надзора в области защиты прав потребителей). Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.
Юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается незамедлительно после его составления.
Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок.

В случае если контрольная закупка проводится с осуществлением расчета наличными денежными средствами, должностному лицу органа государственного контроля (надзора), уполномоченному на проведение контрольной закупки, выдаются денежные средства, которые подлежат
описи с указанием номеров банкнот. При проведении контрольной закупки путем безналичных расчетов в приказ о проведении контрольной закупки включаются сведения об используемом способе безналичного расчета, а также о способе идентификации средства платежа.
В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностное лицо органа государственного контроля (надзора):
а) если требуется дополнительная оценка соблюдения обязательных требований юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивает организацию проведения внеплановой выездной проверки по тому же основанию в порядке, установленном Федеральным
законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
б) если выявлены основания для возбуждения дела об административном правонарушении, принимает меры по привлечению лиц, допустивших нарушения обязательных требований, к административной ответственности.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики