Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Инспекция труда в Удмуртской Республике поможет подготовить специалистов для реального сектора экономики

 
ГАЛИАХМЕТОВ Раиль Ахсанович, декан факультета «Экономика, право и гуманитарные науки» Ижевского государственного технического университета

ГАЛИАХМЕТОВ Раиль Ахсанович
декан факультета «Экономика, право и гуманитарные науки» Ижевского государственного технического университета

Номер журнала: 

Рубрика: 

Какие специалисты и какими компетенциями должны обладать — один из ключевых вопросов современной системы образования. Это вызов и для предприятий реального сектора экономики, которые должны сформулировать свой заказ на необходимые им кадры. В том числе и в сфере управления безопасностью и рисков на промышленных предприятиях.

Факультет «Экономика, право и гуманитарные науки» ФГБОУ ВПО «Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова» создал при Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике кафедру «Трудовые отношения в промышленности». О целях и задачах этого образовательного проекта рассказывает декан факультета Галиахметов Раиль Ахсанович.

— Раиль Ахсанович, какая ключевая проблема сегодня существует в сфере подготовки кадров?

— Это оторванность системы образования от реального сектора экономики и наполнение рынка невостребованными специалистами. Вернее специалистами с невостребованными компетенциями. Сегодня кардинально меняются отношения профессионально-образовательных учреждений и работодателей, для которых готовятся в этих учреждениях кадры. В законе об образовании отмечается то, что и учебные планы, и учебные программы должны согласовываться с работодателями, для которых готовятся специалисты. Потому что с теми компетенциями, которые появляются у человека после окончания традиционного учебного учреждения, он никому не нужен. То есть отношения между образовательной системой и реальным сектором экономики должны быть системными, они должны преследовать одну цель: подготовить специалиста с востребованными компетенциями.

— Каковы пути решения проблемы интеграции вузов и предприятий?

— На практике сложились три основные формы реализации данных отношений. Первая — это создание корпоративных институтов или колледжей при предприятиях. Но их содержание под силу только достаточно крупным структурам, уровень которых соответствует «Магнитогорскому металлургическому комбинату», «Газпрому». Поэтому у нас в регионе открытие корпоративных вузов пока не обсуждается. Может быть, это со временем станет под силу концерну «Калашников». Но это пока лишь возможная перспектива.

Вторая форма — создание совместных с предприятиями учебных центров. В качестве примера могу привести корпоративный учебный центр альянса Renault-Nissan, созданный на ижевском автозаводе. Но подобное сотрудничество, как правило, ориентировано на начальное или среднее профессиональное образование и повышение квалификации. То есть речь не идет о высшем образовании. В основном такие центры создаются  головными компаниями в соответствии с их корпоративными стандартами.

Третья форма, которой мы придерживаемся, — это создание базовых кафедр. Они создаются в интересах и при поддержке предприятий и организаций, которые тем самым решают свои кадровые проблемы. Ранее были созданы базовые кафедры «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова» при концерне «Калашников», «Сбербанке», «ИЭМЗ «Купол». По своему функционалу они отличаются друг от друга. Иногда они несут только исследовательские функции, в других случаях осуществляется совместная образовательная деятельность, в третьих студентам предоставляется возможность пройти практику на предприятиях, с которыми кафедра сотрудничает.

— Какие функции несет кафедра, созданная при поддержке трудовой инспекции?

— Одна из целей создания кафедры — именно студенческая практика. Не секрет, что это проблемный вопрос, ведь многие студенты не могут найти место для прохождения практики. Для экономистов при теоретической подготовке, которую он получает у нас, очень важно знать и прикладные моменты. Поэтому практика должна быть системной, с перспективой на дипломную работу и трудоустройство. Учитывая, что Инспекция труда работает со всеми предприятиями, ее помощь в этом вопросе неоценима.

Не менее важно то, что мы готовим специалистов по управлению персоналом, юристов гражданской направленности, специалистов по антикризисному управлению, экономике предприятия. Это все имеет прямое отношение к кадровым вопросам, вопросам управления персоналом, вопросам трудового права. Есть термин управление рисками, управление системой промышленной и экологической безопасности, управление системой охраны труда. Большинство из того, что касается управления человеческими ресурсами, входит в зону функционала Инспекции труда.

— Инспекция участвует в подготовке учебных материалов, программ кафедры?

— Мы проводим со специалистами консультации при подготовке учебных материалов и программ. В свою очередь инспекция, участвуя в учебном процессе, получает возможность отбирать лучших специалистов и для себя. Стоит отметить, что территориально кафедра располагается в консультационном центре инспекции, помещение для которой предоставил «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова».

— Кафедра уже работает? Есть специалисты, которые на предприятиях выполняют функции, связанные с управлением персоналом, но не имеют профильного образования? Они могут поучиться у вас?

— Кафедра уже начала свою работу. При этом реализован принцип непрерывного образования, в том числе и через повышение квалификации. Кроме того, возможно обучение по трудовому праву. 

Все статьи рубрики