Импорт трудового права
Номер журнала:
Рубрика:
На территории Удмуртии апробируется и в обозримом будущем ждет своей полной реализации проект EuropeAid/119764/C/SV/RU, нацеленный на сближение российской правовой базы по охране труда и безопасности с принятыми европейскими стандартами.
«Окно в Европу»
Стало вполне традиционным, что иностранные «элементы и атрибуты» уже не воспринимаются социумом в качестве неких инородных тел, а, напротив, видятся своеобразной инструкцией по совершенствованию функционирования какой-либо «национальной» отрасли. Об этой характерной тенденции можно говорить применительно к системе социально-трудовых отношений, сложившейся на ниве отечественной государственной политики. Уже сегодня идея «прививания» международных правовых констант российским законодательным ответвлениям в области трудовой сферы находит свое постепенное и вполне реальное воплощение. По-видимому, вскоре, картина, складывающаяся в области охраны труда, будет в значительной степени раскрашена «красками» европеизации и насыщена так называемыми глобальными акцентами.
Одной из площадок апробирования программы сотрудничества, а также максимальной адаптации ее главных компонентов является Удмуртская Республика. В рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Российской Федерацией Удмуртия наряду с Саратовской и Ростовской областями, Республикой Татарстан, была выбрана в качестве пилотного региона, где должен быть реализован проект EuropeAid — главный инструмент программы взаимодействия.
Определяющая цель данного проекта, финансируемого Европейским Союзом, поддерживающимся консорциумом компаний GVG, BAD, VBUP и Росконсолт, состоит в сближении национальных нормативов по охране труда с европейскими стандартами. Стартовавший 18 июля 2005 года, он будет выведен на свой окончательный этап, который замкнет общий круг запланированных работ, 17 ноября 2007 года.
На Республиканском совещании по охране труда, состоявшемся 20 марта, директор проекта EuropeAid Томанек Донат, руководитель проекта Гренц Том, эксперт по социальному диалогу Нагель Гётц и российский координатор проекта Вадим Николаевич Говорков рассказали о промежуточных результатах проведенной деятельности.
«Предпроектная» действительность
Сближение российских и европейских стандартов является одной из мер, предваряющих более тесное дальнейшее сотрудничество Российской Федерации с Европейским Союзом. Думается, еще одной, пусть и не определяющей, но весьма немаловажной предпосылкой возникновения взаимодействия по сближению нормативно-правовой базы, можно назвать состояние условий и охраны труда в «разрезе» отечественной действительности.
— Исходя из поставленной задачи вынесения оценки результатам, достигнутым в сфере развития социально-трудовых отношений, — отметил на совещании начальник Управления охраны труда Государственного комитета УР по труду Александр Михайлович Салтыков, — должно обратиться к некоторым «документальным» источникам. В своем ежегодном Послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент РФ В.В. Путин охарактеризовал демографическую ситуацию, сложившуюся в стране, как критическую. Опираясь на этот факт, в системе основных предпринимаемых мер он отвел центральное место мероприятиям, направленным на снижение показателей смертности, в том числе и на производстве. Определение именно этой прерогативы и вообще акцент на активное решение проблем рассматриваемой сферы были сделаны неслучайно. И, в первую очередь, это подтверждает процесс рассмотрения вопросов правоприменительной практики в сфере охраны труда и страхования физических лиц.
В последнее время коэффициент числа производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих составил 0,124. Что характерно, самый высокий темп прироста смертности наблюдается среди мужчин в возрасте до 50 лет, у женщин — до 40 лет. Показатели смертности от профессиональных заболеваний в результате трудовой деятельности в России вообще не регистрируются, поскольку в свидетельстве о смерти физического лица нет соответствующей графы.
По оценке экспертов международной организации труда, основывающейся на итогах проведенных исследований в 15 странах Евросоюза, где существует наиболее надежная система регистрации, соотношение числа погибших на производстве с количеством смертей по причине заболеваний, связанных с работой, равно один к двадцати. Что касается России, то от факторов, находящихся в так называемой производственной плоскости, ежегодно умирает более 180 тысяч человек. Неблагоприятные условия труда также вносят свой негативный «вклад» в показатели увеличения смертности людей трудоспособного возраста.
Удельный вес физических лиц, работающих в условиях, не соответствующих санитарным нормам, увеличился и составил 22,2% от общей численности занятости во всех видах экономической деятельности. Наибольшее число пострадавших на производстве зарегистрировано в сфере обрабатывающих производств, на которые приходится 35% от общего числа пострадавших. Также большой уровень травматизма отмечен в лесном хозяйстве — 22%, в строительстве — 11%, в сфере транспорта — 7,9%. Степень износа основных фондов по стране зарегистрирована на уровне 43%, в промышленности — свыше 50%. Обновление основных фондов, особенно на предприятиях малого бизнеса, не соответствует должным образом требованиям сегодняшнего дня.
В Российской Федерации вырос удельный вес работников, чья деятельность связана с эксплуатацией оборудования, не отвечающего требованиям безопасности. Для решения задач по улучшению условий труда в течение 2005-2006 годов представителями Минздравсоцразвития проводились мероприятия по совершенствованию законодательной базы в области охраны труда. Одним из основных направлений работы стало внесение изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ. Всего было сделано 300 изменений, поправок и дополнений, принято 10 новых статей. Необходимо отметить, что поправки были внесены в большинство статей документа. К примеру, их законодательной силой изменена минимальная численность работников со 100 до 50 человек, при которой работодатель обязан создавать службу по охране труда и вводить в штат сотрудников специалистов, на которых возлагается ответственность за решение вопросов в данной области. Дополнительно предусмотрена обязательная аккредитация организаций, которые будут вводить службы по охране труда.
Увеличен минимальный размер финансирования мероприятий по улучшению условий труда работающих. Внесены поправки, позволяющие применять единый подход при предоставлении компенсации за тяжелую работу, деятельности, характеризующейся вредными или опасными факторами, на основе единых санитарно-гигиенических критериев оценки классификации условий труда. За рассматриваемый период Правительством РФ с участием Минздравсоцразвития РФ принято постановление, направленное на совершенствование законодательной базы в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. К числу немаловажных изменений, регламентируемых документом, можно отнести утверждение Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, а также определенные новации в области финансирования дополнительных медицинских осмотров сотрудников, занятых на работе с вредными опасными производственными факторами.
Кроме того, было подготовлено пять приказов, нацеленных на совершенствование нормативного обеспечения охраны труда и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Среди них — Приказ «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве», «Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска», «Об утверждении типового Положения о комиссии по охране труда». Утверждены шесть приказов, направленных на обеспечение работников, занятых на работе с вредными и опасными условиями труда, а также функционирующих в особых температурных условиях и связанных с загрязнениями, сертифицированной специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Текущий этап характеризуется продолжением осуществления деятельности по разработке, рассмотрению и согласованию проектов технических регламентов в части соответствия их государственным нормативным требованиям охраны труда. За 2005-2006 годы были рассмотрены проекты более 20 технических регламентов, что же касается дальнейших перспектив, то работа в данном направлении будет проводиться до 2010 года включительно. В рамках программы разработки технических регламентов на период до 2008 года ведется подготовка проекта «О средствах индивидуальной защиты», принятие которого позволит повысить качество выпускаемой продукции, усовершенствовать технологии производства. Разрабатываются проекты специальных технических регламентов «О биологической безопасности», «Об электромагнитной совместимости», «О требованиях безопасности объектов технического регулирования, необходимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации». Характерно, что после вступления в силу Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Минюст России прекратил государственную регистрацию межотраслевых и отраслевых правил и инструкций по охране труда, так как в указанных правовых актах содержатся требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, транспортированию, хранению и утилизации, которые в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом должны содержаться в технических регламентах. Вместе с тем в настоящее время принят только один технический регламент, что создает неопределенность в части формирования требований к нормативно-правовым актам, которые содержат государственные нормативные требования охраны труда. На совещании Правительства РФ, состоявшемся 30 ноября 2006 года, на основе практики реализации Федерального закона «О техническом регулировании» было принято решение вывести требования охраны труда из области применения законодательства о техническом регулировании. По его результатам будут подготовлены соответствующие поправки в закон. Однако указанный законопроект в настоящее время не принят и находится на рассмотрении. Сейчас действует порядка 250 нормативно-правовых актов по гигиене труда, в том числе 90 санитарных правил и норм. Наиболее важными из данных документов являются руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудовых процессов, руководство по оценке профессионального риска. Рассматривая работу системы управления охраны труда на всех ее уровнях, результаты правоприменительной практики в этой области, необходимо выделить проблемы законодательного плана, не позволяющие в полной мере реализовать направления государственной политики в области охраны труда. Проведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда многими работодателями выполняется неудовлетворительно. В среднем по России в организациях всех видов экономической деятельности аттестовано около трети рабочих мест. Основным моментом, сдерживающим работу в этом направлении, является сложное экономическое положение предприятий. Вообще, данный фактор входит в число главных отрицательных элементов, не позволяющих в должной мере обеспечивать достойные условия работы. За рассматриваемый период в субъектах Российской Федерации проведено свыше 147 тысяч проверок соблюдения работодателями законодательства в области охраны труда с целью профилактики правонарушений, являющихся немаловажными причинами несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В ходе проверок было выявлено около 1,5 млн. нарушений трудовых прав работников, приостановлено проведение работ 4,5 тысячи производственных подразделений организаций и эксплуатация свыше 52 тысяч единиц различного оборудования. В соответствии с действующим законодательством затраты на охрану труда носят обязательный характер, что приводит к финансированию мероприятий в этой области по остаточному принципу. Имеются противоречия между необходимостью обеспечить прибыльность производства и выделять денежные ресурсы на выполнение государственных нормативных требований. В настоящее время работодатель экономически не заинтересован в приобретении современных эффективных средств индивидуальной защиты. Из-за отсутствия средств многие организации приобретают низкокачественную продукцию. Между тем ГОСТы, действующие в этой сфере, были разработаны еще в 70-80-х годах.
Главным же остается факт того, что основным источником роста отрицательных показателей производственного травматизма, несчастных случаев и профзаболеваний являются организационные причины, эксплуатация в ходе работы изношенного, морально устаревшего оборудования, отсутствие служб по охране труда, игнорирование требований правовой и производственной дисциплины.
Шаг навстречу ЕС
Вопрос о том, насколько целесообразен и, что самое главное, положительно перспективен предлагаемый процесс обмена опытом для российской действительности, уходит до определенной поры на второй план. Пока же отечественными специалистами берется в расчет тот фактор, что «палитра» международных стандартов, «пропагандируемых» представителями проекта, достаточно богата самыми различными оттенками и цветами.
— Общая цель проекта EuropeAid, — подчеркнул в ходе совещания руководитель проекта Гренц Том, — заключается в оказании содействия Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в пересмотре и совершенствовании действующего законодательства в области охраны труда и стандартов безопасности, внесении вклада в дело сближения российской правовой базы с законодательством Европейского Союза и другими международными стандартами. Для того чтобы путь к достижению поставленной задачи был краток и максимально эффективен, проект изначально был разделен на пять компонентов и его реализация производится сегодня в соответствии с имеющимся разветвлением.
Первый компонент отражает главную цель программы — сближение российских нормативных актов и имеющихся международных стандартов. Работа в рамках этого компонента на территории Российской Федерации была начата посредством сотрудничества группы российских экспертов со специалистами проекта, совместно осуществивших анализ соответствующего российского законодательства. В результате оценочной практики были составлены сравнительные таблицы, позволившие определить 11 нормативно-правовых документов, подлежащих пересмотру в соответствии с общей целью проекта — сближению законодательных нормативов.
Второй компонент программы определяет острую необходимость организации обучения сотрудников на предприятиях. Исходя из его направленности, были проведены семинары и конференции по различным тематикам, таким, к примеру, как «Законодательство Европейского Союза», «Законодательные системы Европейского Союза», «Стратегии Евросоюза в сфере обеспечения безопасности здоровья работников». Что показательно, целесообразность проведения обучения включена в смысловые предпосылки иных компонентов проекта.
Аттестация рабочих мест является третьим компонентом программы. В «пределах» этого пункта был осуществлен анализ аттестации рабочих мест определенного числа российских предприятий, а затем между полученными итогами проведены параллели с результатами подхода к решению вопросов в данной области силами специалистов Европейского Союза, а именно — вынесению ими оценки рисков. Завершающим этапом этой деятельности стало составление отчета, отражающего сравнение процессов аттестации рабочих мест и оценки рисков, а также проведение нескольких семинаров по вопросам оценки рисков, соответствующих подходах Евросоюза.
Замыкающим звеном компонентов проекта является информационно-коммуникационная стратегия. В рамках нашей деятельности, прибегая к тесному сотрудничеству с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в ближайшем будущем мы планируем проведение некоторых мероприятий для представления данной стратегии. Что касается собственно совершенствования системы обеспечения безопасности и здоровья работников, эксперт по социальному диалогу проекта Нагель Гётц обозначил «европейское видение» этого вопроса:
— В первую очередь, все участники социально-трудовых отношений должны осуществлять деятельность с целью профилактики рисков на рабочих местах. Основным инструментом профилактики являются такие принципы, как борьба с риском в самом источнике, — к примеру, эксплуатация на производстве только качественного оборудования, осуществление апробированных и четко регламентированных процессов работы.
Кроме того, приспосабливание определенного вида деятельности к отдельно взятому сотруднику, использование коммуникационных технологий. Защитные и превентивные службы предприятия должны также играть решающую роль в общей структуре осуществления деятельности. Вообще, весь процесс введения мер, содействующих совершенствованию сферы обеспечения здоровья и безопасности работников, регулируется, согласно Проекту, рамочной директивой 89/391/ЕЕС. В ней содержится необходимый минимум нормативов. Существуют и индивидуальные директивы, составленные на основе рамочной директивы, определяющие, в частности, параметры шума, вибрации на производствах.
Слово — российским экспертам
Механизм действия Программы был запущен в середине 2005 года, а потому сегодня есть определенная основа в виде промежуточных результатов, позволяющая говорить о некоторых итогах выполненной работы.
Как рассказал координатор проекта В. Н. Говорков, российскими экспертами были сопоставлены 19 директив Европейского Союза по охране труда с соответствующим законодательством РФ. На основе этого процесса составлены специальные сопоставительные таблицы. Сделав необходимые выводы, российские эксперты сформулировали 97 предложений по так называемой гармонизации российских «реалий» с европейскими стандартами. Помимо этого, были проведены тематические семинары, в числе которых центральное место отводилось занятию по сопоставлению российского законодательства и иных правовых актов по охране труда с требованиями директив ЕС.
На уровне преодоления проблемы по установлению социального диалога предложено повышение степени применения методов социального партнерства при решении вопросов обеспечения здоровья и безопасности сотрудников, наполнение коллективных договоров и соглашений реальным содержанием, механизм распространения условий колсоглашений на субподрядные организации, определение приоритета профилактики травматизма и профзаболеваний на предприятиях над реабилитацией и выделением компенсаций.
Практика показывает, что в ходе самого процесса перехода на новую ступень деятельности в какой-либо области непросто доподлинно представить будущую модель функционирования системы в ее измененном виде. Поэтому при реализации проекта оценка его конечного результата будет иметь лишь «усеченную форму», а любые осуществляемые прогнозы — носить характер весьма неправомочных. Наиболее же важным сегодня является то, чтобы претворение Программы в жизнь осуществлялось с абсолютным учетом специфики российского законодательства в сфере охраны труда.