Градостроительная деятельность нуждается в профиците контроля
Номер журнала:
Рубрика:
Повестка дня включала в себя следующие вопросы: «Об осуществлении контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности»; «О деятельности АУ «Управление государственной экспертизы проектов при Минстрое УР». С докладом по первому вопросу выступил начальник Управления архитектуры и градостроительства Минстроя УР Шевкунов Данил Владимирович.
Одним из основных направлений контроля за градостроительной деятельностью является работа по обращениям граждан и организаций. Обращения носят разнообразный характер: это и уплотнительная застройка, и жалобы на незаконное строительство, неправомерные действия застройщиков и нарушения строительных норм и правил при строительстве объектов капитального строительства, и жалобы на ненадлежащее использование земельных участков, на действия органов местного самоуправления, земельные споры.
За период с конца 2007 г. по апрель 2012 г. было рассмотрено 258 обращений с жалобами на нарушения градостроительного и земельного законодательства при строительстве и использовании земельных участков в таких районах, как Завьяловский, Малопургинский, Увинский, Камбарский, Воткинский, п. Кез, с. Дебесы, городах Воткинск, Сарапул, Глазов, Можга и Ижевск. 172 обращения содержали жалобы на нарушения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. По 170 обращениям приняты меры реагирования: выезд на место, выдача обязательного к исполнению предписания, по некоторым – обращение в прокуратуру. Для подготовки ответа на каждое обращение Минстроем УР направляются запросы о предоставлении необходимых документов и информации, осуществляется анализ предоставленной информации. Согласно итогам проверок по обращениям направлялась информация о нарушениях по вышеуказанным адресам и заявителям. Кроме того, в адреса Администраций муниципальных образований направляются обязательные для исполнения предписания и рекомендации по устранению нарушений.
В период с 1 января 2005 г. по 1 апреля 2012 г. органами местного самоуправления разработана и утверждена следующая градостроительная документация:
- схемы территориального планирования муниципальных районов – 17 из 25;
- генеральные планы и правила землепользования и застройки городских округов разработаны и утверждены в полном объеме;
- из 311 поселений подготовлено и утверждено 26 генеральных планов и 15 правил землепользования и застройки;
- разработано 16238 градостроительных планов земельных участков.
В ходе мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами выявлено: 65 случаев несоответствия муниципальных правовых актов положениям законодательства; 78 фактов нарушения установленных процедур подготовки и утверждения градостроительной документации; 33 случая нарушения органами местного самоуправления установленного порядка выдачи разрешений на строительство; выдано 79 предписаний; по 18 обращениям информация была направлена в Прокуратуру УР.
Согласно информации, предоставляемой органами местного самоуправления в Минстрой УР ежеквартально, следует, что общее количество подготавливаемых градостроительных планов растет: за период с 2005 г. по 2008 г. включительно было подготовлено 2343 градостроительных плана, в 2009 г. эта цифра выросла до 3037, а за 2011 г. было подготовлено 5339 градостроительных планов.
Однако в некоторых муниципальных образованиях сохраняется тенденция выдавать разрешения на строительство без градостроительных планов. По данным 2010 г., в Вавожском, Малопургинском, Селтинском и Сюмсинском районах было выдано 654 разрешения на строительство, при этом подготовлено всего 20 градостроительных планов. В 2011 г. тенденция сохранилась в Малопургинском, Селтинском и Сюмсинском районах, органами местного самоуправления муниципальных образований за весь год выдано в сумме на три района всего 7 градостроительных планов. По информации Увинского района, градпланы на объекты индивидуального жилищного строительства также не выдаются.
Градостроительные планы земельных участков, представленные на проверку, в большинстве своем не отвечают требованиям градостроительного законодательства. Подготавливаются без топографической основы или на топографической основе, срок годности которой истек. В градостроительных планах не указываются минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство.
Также в адрес Минстроя УР продолжают поступать обращения граждан и организаций против самовольного строительства, в том числе и многоквартирных домов, построенных на землях ИЖС. В Удмуртии выявлены факты застройки земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, жилыми домами с явными и скрытыми признаками многоквартирных домов и даже производственных объектов (швейное производство, автосервис и т.д). Многие из них строятся с нарушениями строительных, противопожарных и санитарных норм. Таким образом, объекты являются скрытой угрозой для безопасного нахождения людей внутри и на прилегающих территориях, для большинства этих объектов не решается вопрос инженерного обеспечения, технические условия подключения к инженерным сетям отсутствуют либо многократно занижаются с целью ухода от уплаты за техприсоединение. Сегодня разработана схема взаимодействия, по которой осуществляется работа структурных подразделений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, правоохранительных органов с целью обращения в суды о признании таких объектов самовольными постройками и сносе таких домов.
Минстроем УР совместно с Министерством информатизации и связи УР в настоящее время прорабатывается вопрос о создании интерактивной карты с целью информирования населения об объектах незаконного строительства на территории Ижевска.
Докладчиком по второму вопросу стала заместитель начальника АУ «Управление государственной экспертизы проектов при Минстрое УР» Семенова Светлана Владимировна. В докладе она кратко остановилась на отчете о деятельности Управления, коснулась основных изменений нормативно-правовой базы в области архитектурно-строительного проектирования и экспертизы проектной документации, а также вопросов благоустройства. В частности, было отмечено, что с 1 апреля 2012 г. в законную силу вступило несколько поправок в Градостроительный кодекс, наиболее значимые из них:
- уточнены параметры уникальных объектов (заглубление более 15 м (было 10 м));
- введен прямой запрет на участие органов власти и подведомственных им учреждений в архитектурно-строительном проектировании;
- произошло сокращение предельных сроков проведения госэкспертизы до 60 дней, по жилью срок остался 45 дней;
- исключен территориальный принцип для негосударственной экспертизы. Проектная документация может быть направлена в любую экспертизу, имеющую аккредитацию (522 организации);
- указано, что по объектам, не подлежащим экспертизе, если они располагаются в охранных зонах трубопроводного транспорта, экспертиза проектной документации является обязательной;
- уравнивание статусов государственной и негосударственной экспертизы проектной документации. Заключение негосударственной экспертизы с 01.04.2012 г. является основанием для выдачи разрешения на строительство по всем объектам, за исключением бюджетных.