Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Горящий вираж. Анализ возгораний автотранспорта

 
Воронов Сергей Васильевич, начальник сектора судебных экспертиз ГУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" МЧС России по УР

Воронов Сергей Васильевич
начальник сектора судебных экспертиз ГУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" МЧС России по УР

Номер журнала: 

Рубрика: 

С каждым годом парк автотранспорта в России увеличивается. И если учесть, что машина является сложным техническим устройством и содержит большую концентрацию пожароопасных систем и элементов, становится вполне закономерным рост числа пожаров транспорта. Причем, как показывает статистика, горят как новые, так и старые автомобили, отечественные и импортные.

Анализ причин возникновения пожара на автотранспортных средствах показывает, что наиболее часто первичным является возгорание горючей жидкости из-за утечки из топливной системы, а также неисправности электрооборудования. Реже горят автомобили от внешнего источника (поджог) и других.

12 вольт опасны
При сравнительно небольшом напряжении аккумулятора в 12 вольт электрическая система автомобиля обладает достаточным запасом энергии, способным при возникновении короткого замыкания незащищенных участков цепи (система зажигания, цепь пуска двигателя, система генератора и др.) вызвать нагрев и расплавление металлической жилы провода данной цепи, воспламенение его изоляции и горючих материалов. Например, при коротком замыкании «плюсового» провода от аккумуляторной батареи на кузов автотранспортного средства («массу») возникает ток короткого замыкания порядка 1000 – 1100 А. Этого достаточно, чтобы спровоцировать возгорание. Как показывает практика, в качестве оболочек (изоляторов) в автомобилях чаще используются полиэтилен, поливинилхлоридный пластик и резина. Платы в электронных узлах изготавливаются из бумажно-слоистого пластика или стеклопластика. В корпусах и ряде радиодеталей используются пластические массы, компаунды, пропитанная бумага, лакокрасочные материалы и т.п.

Пожарная опасность электросистемы автомашины определяется тем, что отдельные ее элементы могут послужить источником горения в случае возникновения аварийного режима в какой-либо функциональной цепи. Потенциальная опасность возникновения аварийного режима определяется прежде всего тем, что провода электрической сети во многих местах прокладываются в пакетах кузовных конструкций, где расстояние от горючих конструкционных материалов строго определено и не может быть увеличено. Рабочие элементы и изоляция проводов часто находятся в непосредственном контакте с необработанными (с острыми кромками) металлическими деталями, которые не закреплены и подвергаются постоянной вибрации, трению, что может вызвать повреждение изолирующего слоя.

Дополнительное оборудование (автомагнитолы, сигнализации, электрические стеклоподъемники, подогрев сидений), устанавливаемое автовладельцами, создает дополнительную нагрузку на бортовую электрическую сеть автомобиля и, как следствие, значительно повышает риск возгорания. Причем обращение в специализированный автотехцентр для установки данного оборудования не гарантирует, что однажды магнитола не послужит причиной возгорания автомобиля. Как показывает практика, соединение в виде «скрутки» пока правило, нежели исключение.

Человеческий фактор
Периодически автомобили горят вследствие человеческого фактора. В частности, в зимнее время некоторые водители утепляют моторный отсек автомобиля. При этом в ход идут одеяла, войлок и другие материалы, нередко пропитанные автомобильным маслом, которые при соприкосновении с нагретыми частями возгораются.

Периодически устраивают пожары дальнобойщики. В целях экономии или каких других они практикуют самостоятельное приготовление пищи. При этом используются компактные газовые плиты и примусы. Их техническое состояние, конечно, никто не проверяет. Плюс, готовят нередко внутри кабины. Как итог — сгоревший автомобиль.

Авто устраивают лесные пожары
Применение стандартов Евро-2,-3, -4 по выхлопам привело к тому, что на заводе автомобили комплектуются катализаторами в системе выпуска выхлопных газов. При работе двигателя данное устройство нагревается до высоких температур, и при езде, например, по сухой траве высока вероятность ее возгорания.


Пожарная безопасность автотехцентра

Автотехцентр в силу специфики своей деятельности является предприятием с высокой степенью пожарной опасности. Это обусловлено проведением пожароопасных видов работ и наличием легковоспламеняющихся материалов.

Помещение автотехцентра, отвечающее всем требованиям пожарной безопасности, должно эксплуатироваться в соответствии с условиями, указанными в тексте СНиП 21-01-97. В частности, руководство автотехцентра должно обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них, а также обеспечить выполнение правил пожарной безопасности.

Администрация автосервиса должна разработать организационные мероприятия по предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре. Помещение необходимо оснастить специальными знаками безопасности: запрещающими, предупреждающими и предписывающими. Они должны указывать эвакуационные пути и выходы, обозначать местонахождение противопожарного оборудования, места для курения и т. д.

Все работники СТОА без исключения обязаны допускаться к работе только после проведения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем. Для отдельных категорий работников (руководители предприятий, ответственные за обеспечение пожарной безопасности объектов, инженерно-технические работники, газоэлектросварщики и др.) обязательны и другие виды обучения мерам пожарной безопасности помимо противопожарного инструктажа.

Ответственность за нарушения требований в области пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством может быть дисциплинарной, гражданской, административной и даже уголовной. В большинстве случаев наступает административная ответственность в рамках действующего Кодекса об административных правонарушениях. Статья 20.4 КоАП «Нарушение требований пожарной безопасности» предусматривает разные виды наказаний: предупреждение, административный штраф (для должностных лиц и частных предпринимателей — 10–20 МРОТ, для юридических лиц — 100–200 МРОТ). При этом могут быть одновременно наказаны должностные и юридические лица.

Все статьи рубрики