Горячая пора запуска тепла
Номер журнала:
Рубрика:
Между тем сам процесс подключения города к отопительной системе в теплоснабжающей компании «Удмуртские коммунальные системы» отработан, и даже такие рекордные показатели не могут его сорвать.
Тепло в долг
В 2011 г. задолженность управляющих компаний за потребленный теплоресурс перешагнула через планку 2 млрд рублей. Компания испытывала серьезный дефицит средств для реализации запланированной программы по ремонтам теплотрасс, закупке материалов и оборудования, ведения расчетов с подрядчиками. В этой ситуации теплоснабжающее предприятие было вынуждено кредитоваться, кроме того некоторые подрядные организации относились с пониманием к ситуации и степени ответственности и проводили ремонты в счет будущей оплаты. В итоге общими усилиями все капитальные ремонты, реконструкции были завершены в срок, всего было заменено 33,2 км магистральных и квартальных трасс.
«Мы также за счет экономии по результатам проведенных конкурсов по выбору подрядных организаций смогли увеличить объем ремонтов, – рассказывает главный инженер ООО «УКС» Сергей Каренков. – На сэкономленные средства плюс с привлечением резервного фонда главного инженера, а это 12,5 млн рублей, мы дополнительно отремонтировали самые проблемные участки с многочисленными порывами, выбранные по результатам гидравлических испытаний, чтобы они не приносили хлопот в отопительный сезон».
Испытания на прочность
Третий год подряд компания «Удмуртские коммунальные системы» проводила в Ижевске гидравлические испытания магистральных и квартальных сетей, поделив город на 12 территорий. На каждой их них параллельно проводились гидравлические испытания на прочность, текущее обслуживание, капитальные ремонты и ремонты по устранению повреждений сетей после опрессовок.
Цель ежегодных опрессовок сетей – выявить потенциально возможные места образования дефектов, проверить трубопроводы на прочность и плотность – свойства, необходимые для надежного теплоснабжения и подачи качественного теплоресурса жителям. Выявлять и ремонтировать проблемные места лучше летом, чем зимой в условиях низких температур и угрозы размораживания системы.
«Схема проведения гидравлических испытаний в течение 12 этапов себя оправдала, – рассказывает начальник центральной диспетчерской службы Роман Крупенев, – во-первых, и жители, и Управляющие компании уже знают, в какое время именно их район будет без ресурса, и в эти дни многие подгадывают отпуска или отъезд на дачу. Кроме того, прессовать сети большими объемами в условиях высокой изношенности не правильно с точки зрения сложности одновременного проведения ремонтов во многих местах, так как для этого требуется огромное количество персонала и техники, а жителям приходится довольно продолжительное время находиться без ГВС. Сейчас город поделен на части с учетом технической возможности и возможности по персоналу для скорейшего устранения повреждений на выделенном участке испытаний. Хочется также отметить, что в этом году самыми проблемными по количеству порывов и состоянию отказались районы Культбазы и Металлурга, это был 6 этап испытаний. Поэтому на будущий год мы поделим этот этап пополам, а особо проблемные участки по результатам испытаний будут заложены в планы капремонтов».
Износ сетей катастрофический. Чтобы их ремонтировать еще более масштабными объемами, требуется повышение тарифа, так как финансирование ремонтов закладывается в тариф, но это непопулярная мера.
Плавное начало
В 2011 г. отопительный сезон начался в рекордно ранние сроки с 15 сентября. Между тем сети города к этому времени были подготовлены к работе – были проведены пробные пуски, трубопроводы стояли заполненные водой и под давлением. Практически к 90 % всех зданий теплоноситель был подведен уже в начале сентября. По большому счету, ранний срок начала подключения отопления для теплоснабжающей организации, с учетом состояния сетей, наиболее удобен для организации планомерной работы по запуску – есть время до наступления холодов справиться с порывами, которые неминуемо образуются при включении на ветхих участках сетей. В этом году таких порывов было около ста, и они оперативно устранялись. Необходимые материалы, техника и оборудование были подготовлены заранее, аварийные бригады дежурили круглосуточно, эксплуатационная служба теплоснабжающей компании и подрядных организаций работали до наступления темноты и без выходных дней.
Однако теплоснабжающая компания столкнулась с неготовностью Управляющих организаций принять ресурс. Многие из них к этому времени еще не завершили подготовительные работы внутри дома – не опрессовали элеваторный узел и систему, не отрегулировали задвижки, не промыли внутридомовую систему отопления. Управляющие компании направляли теплоснабжающему предприятию письма с просьбой не включать у них ресурс.
«Бывали парадоксальные ситуации – Управляющая компания направляет нам письмо с просьбой пока не подключать дом к отопительной системе, и тут же звонят жители и жалуются на то, что у них холодно, – делится наблюдениями ведущий инженер группы контроля качества ресурсов Дмитрий Иванов, – мы договаривались с Управляющей компанией об обратном переносе срока и все-таки запускали дом. Это тоже нормальная ситуация. Жители – собственники квартир и имеют право требовать тепло, когда они этого захотят, а не когда планирует их Управляющая компания».
Кроме того в процессе всего запуска тепла теплоснабжающая компания фиксировала аварийное увеличение расхода подпиточной воды (это теплоноситель, который подкачивается в систему для восполнения утечек из нее) по теплоисточникам, объясняется это тем, что управляющие компании у большого количества домов заполняли внутренние системы, хотя должны были это сделать еще летом. Увеличение подпитки до аварийных величин в момент запуска отопительной системы мешало поддерживать оптимальный гидравлический режим, необходимое давление в сетях и существенно задерживало процесс включения.
К тому же процесс запуска отопления внутри дома – тоже вопрос не одного дня. Зачастую у Управляющих компаний много домов, но не так много персонала. Полноценно подключить даже 10 домов одному слесарю за один день – нереальная задача. Он не просто должен открыть задвижку в подвале, а контролировать, как запустилась система в целом, все ли стояки потеплели, зачастую приходится запускать тот или иной стояк по нескольку раз, удаляя из него скапливающийся воздух. Более оперативно с этим процессом, как показывает практика, справляются товарищества собственников жилья, так как у них, как правило, на один дом – один слесарь, который постоянно обслуживает этот дом и знает все особенности внутридомовой системы.
В итоге в 2011 г. В Ижевске подключить к теплу социальную сферу удалось за 10 дней, жилые дома – за 2 недели. В Сарапуле социальные учреждения компания включила за 2 дня, жилые дома – за 4. Сейчас главная цель и настрой компании «Удмуртские коммунальные системы» – обеспечить надежное и безаварийное прохождение осенне-зимнего периода.
Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Буммашевская, д. 11,
тел.: (3412) 903-509, факс: (3412) 903-555, е-mail: secr@udmks.ru