Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июль 2020

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Правительство РФ утвердило дорожную карту по введению раздельного сбора отходов (РСО), разработанную Минприроды России. Цель  плана – повысить экономическую эффективность системы обращения с отходами для бизнеса и добиться снижения стоимости платежей для граждан.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал
Игошин  Виктор Викторович, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов  в сфере экономики  и соблюдением прав  предпринимателей Управления по надзору  за исполнением федерального  законодательства   прокуратуры Удмуртской Республики, советник  юстиции, кандидат  юридических наук

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции руководством Российской Федерации приняты меры к ограничению возможности проведения в 2020 г. контролирующими органами проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В прокуратуре Удмуртской Республики разъяснили особенности осуществления государственного надзора. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал

Для АО «ТАИФ-НК» экологическая безопасность и охрана окружающей среды — обязательные условия успешного функционирования и развития бизнеса. Вопросы бережного отношения к природе руководство предприятия относит к корпоративным приоритетам высшего порядка.
 

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК»

Теги

«Голландская болезнь»: страны-экспортеры природных ресурсов могут остаться вне гонки инноваций

БУЛАТОВ Рамиль Исмагилович, представитель Российского  экологического центра в Республике  Татарстан, руководитель проектов,  член Академии информатизации  Республики Татарстан

БУЛАТОВ Рамиль Исмагилович
представитель Российского экологического центра в Республике Татарстан, руководитель проектов, член Академии информатизации Республики Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Либерализация внешнеэкономических связей и рост открытости национальных экономик, как правило, приводят к тому, что в страны с такой политикой в значительных количествах поступают дешевые конкурентные импортные товары. Это, в свою очередь, ведет к закрытию отечественных предприятий, производящих аналогичную продукцию, росту безработицы и другим рискам.

Например, к 2009 году на мировых товарных рынках сложилась ситуация, способствовавшая улучшению условий торговли Российской Федерации с другими странами. Обратимся к экономико-статистическим данным о внешней торговле России в 2009 году, представленным в таблице 1 (млн долл. США). 

Российский экспорт в январе–июне 2006 года против января–июня 2005 года в стоимостном выражении увеличился на 31,3 % в основном как следствие улучшения конъюнктуры на рынках энергоносителей и некоторых других товаров. При этом суммарный экспорт составил 143 млрд долл., а 84,1 % прироста экспорта получено за счет роста контрактных цен. 

Физические объемы экспорта возросли на 5,0 %, в том числе в страны дальнего зарубежья — на 4,5 %, страны СНГ — на 8,1 %. Средние экспортные цены увеличились в целом на 25,1 %, в том числе по странам дальнего зарубежья — на 25,5 %, странам СНГ — на 22,2 % (график 1). Отношение товарного экспорта к ВВП России в пересчете по официальному среднегодовому обменному курсу ЦБ РФ составило 41,5 %, что было примерно на 6 % пункта выше уровня 2005 года.

Рост импорта обеспечивался преимущественно за счет увеличения физических объемов ввоза. В отчетном периоде физический объем импорта вырос на 28,3 %, что обеспечило 85,1 % прироста импорта в стоимостном выражении. При этом объем закупок из стран дальнего зарубежья в натуральном выражении увеличился на 35,5 %; импортные поставки из стран СНГ — увеличились на 1 % (график 2).

В импортной деятельности, наоборот, за представленный период 85,1 % — за счет физических объемов, и 14,9 % — за счет роста цен. Действительно экономика России на тот период продемонстрировала хорошие темпы экономического роста.

В целом динамика внешней торговли была положительной. Наблюдался рост внешнего товарооборота. Можно найти и отрицательные факторы:

– экспорт рос не за счет увеличения объема наукоемких товаров в структуре экспорта, а за счет увеличения доли сырьевой продукции в нем;

– основную часть импорта России составляли машины, оборудование и транспортные средства.

Состав основных экспортных позиций по сравнению с 2005 годом практически не изменился и включал важнейшие энергоносители (нефть, газ, нефтепродукты), базовые металлы, драгкамни, круглый лес и пиломатериалы. К числу мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, относятся:

- кредитование участников внешнеторговой деятельности;

- функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;

- организация торговых выставок и ярмарок, симпозиумов и конференций и участие в них;

- кампании по продвижению товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

В настоящее время Россия как участник ВТО будет преследовать цели устранения дискриминации российских товаров на мировом рынке. При этом решаются проблемы приведения законодательства в соответствие с требованиями ВТО, включая процедуры разрешения споров и порядок применения нетарифных ограничений и защитных мер, снижения барьеров для участников внешнеторговой деятельности и инвесторов [1].

Темпы экономического роста в странах, богатых нефтью, газом и другими природными ресурсами, как правило, ниже, чем в странах, где запас таких ресурсов ограничен или они отсутствуют. Экономическая наука дает несколько объяснений этому. Один из аспектов - так называемая «голландская болезнь» [2], синдром торможения инноваций и промышленного производства при увеличении потребления и экспорта ресурсов.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. была поставлена долгосрочная задача и определена траектория модернизации с целью обретения «статуса мировой державы на принципиально новой основе», на основе знаний, новых технологий, ценностей и институтов демократии [3]. Для достижения цели определены широкое развитие и внедрение инноваций, прежде всего, в пяти приоритетных направлениях, по которым у России имеется научный и технологический задел, путем более действенного привлечения зарубежных технологий, передовых идей и капиталов.

В отличие от общепринятых стратегий догоняющего развития, в основе которых лежит практика заимствования готовых методов управления, этот подход учитывает конкурентные преимущества России в хай-тек отраслях, а способ выбора явно или неявно базируется на технологии «форсайт».

«Форсайт» — процесс общенационального отбора новых направлений, в ходе которого достигается консенсус мнений субъектов инновационной системы. Одним из условий успешности процесса является готовность общества и настроенность участников процесса на долгосрочное развитие [4].

По развитию инновационного потенциала в России выделено 5 групп регионов, из которых только одна (первая) группа в составе 11 субъектов РФ (куда входит Татарстан) отвечает условиям, важным для перевода экономики на инновационный путь. Разрыв между группами настолько огромен, что применение универсального механизма государственной инвестполитики невозможно [5].

Аналогичная ситуация и в мире. Подтягивание структуры экономик целых стран до некоего единого идеального уровня практически и теоретически невозможно.

В целом же инновации в том или ином виде присутствуют на всех этапах и стадиях жизни человечества. Границы между стадиями весьма условны. Очевидно, переход от индустриальной к началу постиндустриальной стадии соответствует периоду, когда экстенсивные факторы воспроизводства и экономического роста уступают лидирующую роль интенсивным, что непосредственно связано с уровнем инновационности развития страны.

По мнению экономистов, ученых, «Россия имеет шанс выстоять в глобальной конкуренции, одновременно развивая два укрупненных, интегральных приоритетных направления, связанных с новой или инновационной экономикой, с одной стороны, и старой сырьевой экономикой — с другой. Пропорции должны целенаправленно регулироваться, исходя из долгосрочных интересов» [6].

Следующая ступень, к которой стремится любой тип экономики, это  экономика знаний, где фактор развития — человеческий капитал. С одной стороны, экономика знаний — это экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития заключен в повышении качества человеческого капитала, качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг. С другой, — это экономика ежедневной технологической революции, где экономика знаний — высший этап развития постиндустриальной и инновационной экономики, а потому характерна для развитых стран мира. Сегодня производство знаний и высоких технологий служит источником роста экономики в развитых странах [8].

России еще только предстоит создавать эффективную индустриальную экономику, в которой долгосрочная программа, направленная на экологизацию, должна гармонично «уместиться» в русле устойчивого развития страны. Процесс индустриализации, создания эффективной экономики не завершен. К тому же утрачены высокие в мире позиции в науке, образовании, медицине, безопасности и т.д. За последние 20-25 лет деградировали все составляющие человеческого капитала. И это затрудняет развитие России, диверсификацию ее экономики, создание эффективных производств с высокой добавленной стоимостью [7]. Вышеперечисленное отнесем к внешним факторам, влияющим на национальный инновационный процесс.

Но есть еще множество внутренних факторов, таких близких всем нам, что освободиться от них оказалось весьма проблематично. Вот основные из них. 

Сейчас отсутствуют научные рекомендации по оптимальным мероприятиям для реализации практики и функции положительных изменений в экологии, восстановления плодородия почв и маловодья из-за истощительного сельхозпроизводства и неисполнения законодательства, а также сохранения биоразнообразия даже при наличии множества профильных вузов и НИИ. Инновационный процесс в сфере геоэкологии и биоразнообразия слаб, т.к. встретил на своем пути препятствующие силы. Поэтому, если понимать инновацию как процесс, мы должны признать и наличие сил сопротивления, обозначив их хотя бы в первом приближении в научной, правовой и экономической интерпретации. Сопротивление инновациям несут экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) факторы, сформировавшиеся в научных, образовательных и экономических структурах. Ряд экзогенных факторов:

- руководители научных, образовательных и экономических структур не желают менять status-quo своих тем и доходов, сознательно не идут на поддержание инновационного процесса, усиливая эффект сопротивления инновации; 

- традиции, укоренившиеся в научных, образовательных и производственных процессах, составляющие основу профессионализма (прежнего), представляют собой основу силы неприятия (инновации) всего того, что резко отличается от ранее принятого стандарта профессии. Любое отклонение от установившихся профессиональных сценариев выполнения работы (ритуала), как правило, воспринимается в научном обществе как недостаточный профессионализм и при помощи отлаженной системы «поощрения-наказания» (статья-диссертация или «нет») процесс направляется в традиционное русло (а не в инновационное); 

- настроения в научном и вузовском педагогическом обществе; отсутствие желаний делать уступки в традициях, отсутствие активных людей, желающих идти на инновационный предпринимательский риск. А так как инновация — это отклонение от стандарта, то профессионал из традиционной науки, педагогики и экономики будет одним из первых, кто встанет на пути этому изменению, и таковых всегда — подавляющее большинство.

Эндогенные факторы:

 - недостаточность развития научной школы, обеспечивающей развитие нового технологического уклада; 

- неверные приоритеты научного, вузовского педагогического и экономического развития, но поддерживаемые энергией и финансовыми ресурсами людей, стоящими за этими приоритетами (волюнтаризм) (Макаренко, 2005).

Обратимся к прогнозам (график 3) с трендами экономического роста. Экономические задачи вполне реально решать программными методами. С этих позиций гражданское общество и научный мир рассматривает и Распоряжение «О создании инновационного центра «Иннополис» в РТ». В этом смысле эколого-экономическая программа «Дендропарки РТ" создает предпосылки для мер, связанных с реализация путей по борьбе с обезвоживанием и засухой, предупрежденим опустынивания территорий. Инновационный проект, который продвигается от идеи и концепции через предприятие, — одиночный субъект экономики, — далее в виде инновационного проекта консорциума «Экопромстройпроект», — объединения группы предприятий, — на республиканский уровень, и в качестве пилотного может быть тиражирован во всем пространстве нашей экономики. Старт проекта будет проведен на территории городов-спутников Иннополис и Смарт Сити Казань, где дендропарки — это не только место активного отдыха, а  питомники и полигоны для научных изысканий по реализации программ по сглаживанию последствий глобального потепления, торможению процессов обеслесивания, потерь пресной воды, засухи и опустынивания территорий Восточно-Европейской равнины. Данный опыт нагляден, полезен и актуален. 

Литература

1. Анализ динамики внешней торговли России. —bestreferat.ru

2. Проблемы и последствия сырьевой ориентации Российской экономики. — http://www.allbest.ru/.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. — М.: «Известия».

4. Инновационный путь развития для новой России // Отв. ред. В.П. Горегляд. — М.: «Наука», 2005. — 343 с.

5. Орлов В.П. Сырьевой сектор экономики в условиях модернизации. — http://www.miningexpo.ru/articles/421.

6. Гринберг Р. Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестностью // Вопросы экономики. 2008.  № 3. — С. 56-63.

7. Корчагин Ю.А. Три основные проблемы регионов. — Воронеж: ЦИРЭ, 2007. — с. 12.

8. Экономика знаний // Экология и жизнь, № 1, 2003.

9. Шафикова З.И. Новый взгляд на управление финансами // Доклад по материалам ООО ИК «Freedom Finance». Автор Родионов А. // Ежеквартальная встреча с участием государственных, банковских и консалтинговых структур // Технополис «Химград», Казань, 2 июля 2013 года.

 

Все статьи рубрики

Похожие статьи

Надзор за маломерными судами

МЧС России подготовило проект постановления Правительства РФ «Об утверждении положений о государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, государственном контроле (надзоре) за пользованием маломерными судами, классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал