ГМТ — экологично и безопасно
ГОРБУШИН Игорь Юрьевич
руководитель службы по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) ООО «Газпром трансгаз Чайковский»
Номер журнала:
Рубрика:
О проблемах и перспективах расширения использования газа в качестве моторного топлива мы поговорили с руководителем службы по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) ООО «Газпром трансгаз Чайковский» Игорем Горбушиным.
- Игорь Юрьевич, насколько востребовано сегодня газомоторное топливо в Пермском крае, Удмуртии, если судить по работе АГНКС предприятия?
- Сегодня мы эксплуатируем 11 АГНКС. Семь находятся на промплощадках наших линейных производственных управлений магистральных газопроводов (ЛПУМГ) и являются топливными пунктами заправки собственного транспорта предприятия. Четыре станции — две в Перми, одна в Соликамске и одна в Ижевске — работают в коммерческом режиме. Кроме того, с целью увеличения степени загрузки и рентабельности АГНКС разрешена заправка стороннего транспорта на станциях Воткинского ЛПУМГ и УАВР № 1. За счет этого нововведения реализация топлива увеличилась здесь более чем в два раза! И такая тенденция к росту реализации компримированного природного газа (КПГ) наблюдается сегодня повсеместно. Больше остальных загружена АГНКС в Соликамске — более чем на 95 %. За последние 5 лет реализация газа здесь увеличилась в 2,7 раза — с 325 до 881 тыс. м3. В целом только за первое полугодие этого года на наших АГНКС реализовано на 38 % КПГ больше, чем за аналогичный период прошлого года.
- За счет чего идет увеличение реализации газа?
- За счет возросшего интереса к ГМТ со стороны населения и частных перевозчиков пассажиров и грузов, так как газовое топливо на наших заправках в 3-4 раза дешевле, чем традиционные дизельное топливо и бензин.
В 2013 году в соответствии с поручением Президента РФ был разработан и утвержден комплексный план мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива. Правительство РФ выпустило Распоряжение № 767-р, где прописаны конкретные поручения с конкретными сроками и объемами по переводу техники на ГМТ. Согласно этому документу к 2020 году использование метана в качестве моторного топлива на общественном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в городах с численностью населения от 300 тыс. человек до 1 млн необходимо довести до 30 % от общего количества единиц техники.
ОАО «Газпром» сегодня ведет масштабную работу по развитию российского рынка ГМТ, планируя инвестиции в строительство новых АГНКС, пунктов переоборудования и технического обслуживания автотранспорта, газификацию техники. Для реализации планов компании в этом направлении было создано ООО «Газпром газомоторное топливо».
- То есть это результат политики государства на региональном уровне?
- Да. И в этом процессе задействованы региональные власти, представители бизнеса, ООО «Газпром газомоторное топливо» и наше газотранспортное предприятие. К примеру, в Перми ИП «Колесников» закупил 18 газобаллонных автобусов «НЕФАЗ» для осуществления городских перевозок. Другие пермские предприниматели приобретают бывшую в употреблении технику в газобаллоном исполнении, потому что для транспортных перевозок это экономически выгоднее. В Удмуртии, реализующей проект по переходу общественного транспорта на ГМТ, также есть положительный опыт использования газа в сфере пассажирских перевозок. Там газобаллонную технику закупают и используют два крупнейших автоперевозчика: ОАО «Удмуртавтотранс» и автотранспортное предприятие ИПОПАТ. Этот транспорт заправляется на наших АГНКС в Ижевске и на промплощадке Воткинского ЛПУМГ, за счет чего там значительно увеличилась реализация КПГ.
- Что сдерживает темпы развития рынка ГМТ сегодня?
- Недостаточное количество заправочных станций. Необходимо развивать сеть АГНКС, чтобы обеспечить доступность топлива для потребителей и повлиять на их решение о закупке техники.
Необходимы изменения законодательства, которые упростили бы процедуру выделения земельных участков под строительство АГНКС, и либерализация требований по безопасности этих объектов. Еще один сдерживающий фактор — люди боятся газа, потому что он взрывоопасен. Хотя бензин поджечь гораздо легче, чем газ. В случае утечки метан улетучивается, потому что он в два раза легче воздуха. Что касается баллонов, то, конечно, газ в них находится под высоким давлением. Они рассчитаны на то, чтобы выдержать удар, изгиб, скручивание, высокую и низкую температуру.
- Игорь Юрьевич, каковы перспективы развития рынка газомоторного топлива в Пермском крае и Удмуртии?
- Что касается ближайших планов, то в следующем году будут построены две АГНКС в Перми. Также две АГНКС будут построены в Удмуртии — в Воткинске и Можге. Пермские и удмуртские перевозчики намерены расширять свой парк газобаллонной техники. ОАО «Удмуртавтотранс», например, до конца 2014 года планирует довести количество транспортных средств, работающих на ГМТ, до 54 единиц. В дальнейшей перспективе — строительство АГНКС в Березниках, Чайковском. Всего до 2023 года «Газпром» планирует построить в Пермском крае 5 АГНКС и 14 блоков компримированного природного газа при АЗС. В УР до 2017 года компания намерена построить 10 новых АГНКС. Также в планах реконструкция старых АГНКС, которые у нас будет выкупать ООО «Газпром газомоторное топливо». После передачи прав собственности мы на договорной основе продолжим эксплуатировать эти станции и будем заниматься их реконструкцией, обслуживанием и ремонтом.
- Как обстоят дела по переводу транспорта на КПГ в ООО «Газпром трансгаз Чайковский»?
- Планируется, что до конца 2017 года организации Группы «Газпром» приобретут порядка 9600 газомоторных автомобилей. Что касается нашего предприятия, сегодня на компримированном природном газе работает 176 единиц автотранспорта. В прошлом году было переоборудовано для работы на КПГ 23 автомобиля. В рамках данной программы планируется приобретение новой газобаллонной техники.
- Игорь Юрьевич, что можно сказать об экологичности ГМТ?
- Природный газ — самое чистое с точки зрения экологической безопасности топливо. При его эксплуатации не требуются никакие фильтры и дополнительные системы очистки горючего. Метан, которым заправляют машины, тот же самый, что горит в наших кухонных плитах. Он оставляет после себя по сути лишь воду и углекислый газ в низких концентрациях. Используя газобаллонные автомобили, мы сразу достигаем уровня «Евро-4» и «Евро-5» по экологическим нормам. Так что сегодня ГМТ и по цене, и по экологичности — хорошая альтернатива бензину и дизтопливу.