Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Генеральная уборка

 
ТРУТНЕВ Юрий Петрович,  министр природных  ресурсов и экологии РФ

ТРУТНЕВ Юрий Петрович
министр природных ресурсов и экологии РФ

Номер журнала: 

Рубрика: 

Прежде всего, коротко охарактеризуем текущую экологическую ситуацию в Российской Федерации. По большинству видов загрязнений она достаточно стабильна и с момента рассмотрения на заседании Президиума Госсовета 27 мая 2010 г. существенно не изменилась. В то же самое время, решения Госсовета и данные Президентом РФ Д.А. Медведевым поручения сформировали условия для коренного преобразования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды в Российской Федерации.
Важнейшей работой за прошедший период была подготовка и согласование со всеми федеральными органами исполнительной власти и представителями бизнес-сообщества шести законопроектов, направленных на совершенствование экологического законодательства. Эта работа осуществлялась впервые за 20 лет.
Подготовлены законопроекты: 
1. Об особо охраняемых природных территориях;
2. О повышении эффективности государственного экологического мониторинга;
3. О повышении эффективности государственного экологического контроля;
4. О совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования негативного воздействия на окружающую среду (самый сложный законопроект, на котором я остановлюсь отдельно);
5. Об экономическом стимулировании деятельнос­ти в области обращения с отходами;
6. О защите морей от нефтяного загрязнения.
Три законопроекта находятся в Госдуме, два из которых готовятся к рассмотрению во втором чтении, три внесены в Правительство РФ. Теперь о самом сложном законопроекте – о совершенствовании системы нормирования. Он предусматри­вает переход предприятий на принципы наилучших доступных технологий. Внедрение законопроекта предусмат­ривается в несколько этапов в пе­риод с 2012 г. по 2021 г., горизонт планирования – 2026 г. Так, в 2015 г. и затем в 2021 г. предусматривается повышение платы за негативное воздействие в 2,2 раза. Предприятия делятся на 3 категории по уровню экологического воздействия.
С 2014 г. допускается проектирование новых объектов только на принципах НДТ, а с 2016 г. устанавливает­ся запрет на ввод в эксплуатацию объек­тов, чьи выбросы/сбросы не соответствуют указанным принципам. Вводится система стимулов для экологической модернизации предприятий. Очевидно, влияние перечисленных мер на экономику и бюджетную сферу весьма значительно. Тем не менее, необходимая работа по балансировке закона с Минэкономразвития, Минфином, большая часть противоречий с бизнес-сообществом снята.
Министерством природных ресурсов и экологии РФ разработаны и внесены в Правительство «Основы экологической политики Российской Федерации». Документ готовился вместе с профильными комитетами Государст­венной Думы и Совета Федерации при участии об­щественных экологических организаций. Он создает основные направления государственной экологической политики до 2020 г.
К 2020 г. мы ожидаем сокращения числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз, снижения объема выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в среднем на 20 %, уменьшения на 10 % количества загрязненных территорий.

Ликвидация накопленного 
экологического ущерба

Эта проблема возникла достаточно давно. Предприятия отечественной промышленности всегда работали, не оглядываясь на экологические последствия. Территория самой большой страны мира позволяла на протяжении всего предыдущего столетия создавать свалки, хранилища опасных отходов, не предусматривая денег на их обезвреживание и уничтожение. Работа по инвентаризации и учету объектов накопленного экологического ущерба была начата Министерст­вом в 2008 г. С помощью базы данных Ростехнадзора мы проана­лизировали более тысячи мест образования отходов.
Для того чтобы начать масштабную уборку территории России, одной инвентаризации недостаточно. Нужно создать инструменты для осуществления этой работы. Сегодня как  у субъектов РФ, так и у федеральных органов исполнительной власти отсутствуют необходимые полномочия по оценке стоимости ликвидации накопленного ущерба, подготовки проектов и организации работ, не создана бизнес-среда в этой сфере.
В целях устранения этих деформаций нами разработан, согласован и внесен в Правительство РФ проект федерального закона «О ликвидации накопленного ущерба, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью». В соответствии с законопроектом, определяются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, вводится обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов, предусматриваются меры экономического стимулирования, включая передачу прав пользования на очищенную землю и полученные продукты переработки отходов.
В то же время, вопросы ликвидации накопленного экологического ущерба стоят настолько остро, что было бы не правильно ожидать реформирования законодательства, не предпринимая никаких шагов. К отработке моделей реабилитации территорий и технологий  мы приступили уже в этом году. Объявлены три конкурса по первым трем проектам (завершение в июне 2011 г.). Это:
- очистка Земли Франца-Иосифа от скопившихся бочек с нефтепродуктами (на эти цели выделено 1,6 млрд руб­лей до 2013 г.);
- аналогичные работы на острове Врангеля вместе с комплексной оценкой экологического ущерба в семи регионах Арктической зоны (более 250 млн рублей до 2013 г.).
- удаление опасных отходов из  шламохранилища Джидинского воль­фрамо-молибденового комбината на Байкале (1,5 млрд рублей на 2011 г.).

Общая сумма инвестиций – 
более 6 миллиардов
 
Реализация проектов позволит не только сделать нашу страну более чис­той, но и разработать технологии реабилитации загрязненных территорий, создать условия для развития в Российской Федерации нового вида экономической деятельности. Будет совершенствоваться и механизм тендерных процедур, при осуществлении которых сегодня в соответствии с ФЗ-94 мы сталкиваемся с объективными сложностями в оценке государственных инвестиций, определяющих стартовый платеж.
Пилотные проекты – это только начало. В дальнейшем мы обязаны разработать ФЦП «Экологическая безопасность». Срок начала реализации программы – с 2013 г. За это время вместе с субъектами РФ необходимо подготовить проекты, определить объем инвестиций, создать необходимые инструменты контроля за выполнением обязательств. Эту работу можно осущест­вить только после принятия федерального закона о ликвидации накопленного экологического ущерба. В противном случае у регионов не будет полномочий по разработке проектов.
Совершенно очевидно, что перечисленные меры по ликвидации накопленного экологического ущерба не будут эффективными без создания системы эффективного управления текущими отходами. Для решения этой задачи подготовлен проект федерального закона «Об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами». Законопроект наделяет субъекты РФ полномочиями по управлению отходами, установлению норм их образования и определения мест захоронения. Регио­нам вменяется обязанность разрабатывать показатели и мероприятия по сокращению количества ТБО, направляемых на захоронение. 

Переработка вторичных отходов
Возрождается вид деятельности, связанный с переработкой вторичных отходов. Мы предусматриваем в документе возможность Правительству РФ определять отрасли промышленности, по которым будет работать залоговый механизм, то есть стоимость утилизации будет закладываться в стоимость продукции. В свое время этот механизм успешно работал в Советском Союзе. Вводится обязательность государственной экологической экспертизы проектов рекультивации объектов размещения отходов после окончания их эксплуатации.
Задачи данного законопроекта – разграничить ответственность на каждой стадии обращения с отходами, привлечь бизнес в эту сферу, стимулировать население к сортировке бытового мусора, обес­печить его безопасное захоронение, избавиться от практики использования необорудованных, самовольных свалок.
По результатам выполнения комплекса перечисленных мер в России будет создана новая отрасль по переработке и ликвидации отходов. Возникнут преимущества от попутной добычи полезных ископаемых, извлечения вторичного продукта для отраслей промышленности и строительства. Появится возможность ежегодно возвращать в оборот до 100 га очищенных промышленных земель. Но главное, уменьшится количество экологически опасных территорий. 
Новые законы формируют стимулы для перехода на принципы устойчивого развития, энергосбережения, открывает возможности очистить старые загрязнения и предотвратить новые. Противников у этих решений достаточно много. Тем не менее, вся подготовительная работа выполнена, все противоречия с коллегами сняты. 

Все статьи рубрики