Энергосервисные контракты: практика реализации
МАРКОВ Олег Иванович
министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Номер журнала:
Рубрика:
Во многих регионах Российской Федерации в рамках реализации программы энергосбережения и повышения энергоэффективности существует опыт реализации энергосервисных контрактов. Безусловно, в каждом регионе свой опыт: где-то он хорошо наработан, а где-то подобные мероприятия и вовсе не проводятся.
В Чувашской Республике практика реализации подобных контрактов существует, о чем мы сможем узнать из интервью с министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Олегом Марковым.
— Просим Вас сообщить, каковы показатели деятельности в сфере энергоэффективности государственных органов власти в Чувашской Республике?
— В соответствии с Федеральным законом об энергосбережении разработана и утверждена подпрограмма «Энергосбережение в Чувашской Республике» государственной программы «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики» на 2012-2020 годы.
Первым шагом к энергосбережению является энергетическое обследование. Его результаты позволяют провести анализ состояния потребления энергии, определить потенциальные возможности экономии энергоресурсов.
Первое энергетическое обследование в полном объеме организовали и провели с участием Чувашской Республики 378 организаций, в том числе 344 государственных учреждения Чувашской Республики, 15 государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, 19 акционерных обществ с долей Чувашской Республики более 50 %.
С 2012 года работает АУ «Центр энергосбережения» Минстроя Чувашии. Он принимает участие в разработке нормативно-правовых документов, ведет пропаганду энерго-сбережения среди населения, предприятий и организаций.
В рамках подпрограммы завершается реализация демонстрационного проекта «Энергоэффективное уличное освещение г. Шумерля». Проект реализуется в три этапа в рамках Программы развития Организации Объединенных наций (ПРООН).
Всего по результатам реализации проекта установлено 1306 энергоэффективных светильников, шесть электрических щитов, 10 шкафов управления освещением, 16 блоков группового управления для щитов и один сервер для управления системы освещения с программным обеспечением.
Экономический эффект от установки нового энергосберегающего осветительного оборудования в год по сведениям, представленным администрацией г. Шумерля, составит порядка 2,7 млн рублей.
— Существует ли в Чувашской Республике практика реализации хозяйствующими субъектами проектов, основанных на энергосервисных контрактах? Какие проекты реализованы?
— С целью привлечения внебюджетных средств на реализацию мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ведется работа по содействию заключения энергосервисных контрактов на территории республики. На сегодняшний день заключено 11 энергосервисных контрактов на общую сумму 120,46 млн рублей.
В течение семи лет реализации указанных контрактов планируется достичь экономии более 27 млн рублей.
До конца года планируется заключить энергосервисный контракт на модернизацию уличного освещения в г. Чебоксарах (второй и третий этапы).
Ведется работа по 98 объектам бюджетной сферы Чувашской Республики на предмет их готовности к заключению энергосервисных контрактов. Совместно с Аналитическим центром при Правительстве РФ запущена работа по энергоэффективной модернизации многоквартирных домов г. Чебоксары по схеме энергосервисных контрактов (ориентировочных срок заключения договоров — апрель 2015 года).
— Предусмотрены ли в Чувашской Республике механизмы стимулирования и поддержки проектов по энергосервисным контрактам?
— Механизмы стимулирования и поддержки энергосервисных контрактов предусмотрены на федеральном уровне. Так, постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 года № 754 предусмотрено предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации:
- на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование, используемое в процессе реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на уплату ими процентов по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях и израсходованным при реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на уплату ими лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования.
— Каковы основные барьеры, сдерживающие развитие энергосистемной деятельности в России и в Чувашской Республике?
— По результатам проведенного анализа опыта осуществления энергосервисных контрактов в Чувашской Республике необходимо отметить несколько проблем, связанных с реализацией энергосервиса.
Во-первых, в рамках положений Закона об энергосбережении у потребителей нет существенных стимулов для заключения энергосервисных контрактов. При этом подготовка конкурсной документации, заключение и реализация энергосервисного контракта — весьма сложные, трудоемкие и длительные процессы, требующие от заказчиков специальных знаний.
Во-вторых, не меньшей проблемой является недоверие финансовых институтов по отношению к энергосервисному бизнесу. Банки считают его крайне рискованным и отказывают мелким и средним энергосервисным компаниям в кредитовании энергосервисных контрактов без 100 % покрытия рисков.
В-третьих, нельзя не отметить такую специфичную черту, как повышенные риски для исполнителя. Энергосервисная компания несет риск недостижения экономии в результате реализации энергосервисного контракта. В случае достижения экономии, меньше заявленной в контракте, энергосервисная компания не только не получает оплаты за услуги, но и платит пени, произведя при этом все необходимые работы, установив оборудование и выплачивая взятый кредит.
В связи с этим приходится констатировать, что на рынке энергосервисных услуг пока нет достаточной активности.