Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Энергосбережение в ПФО: итоги и новые правила игры

 
ИЗОТОВА Галина Сергеевна, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

ИЗОТОВА Галина Сергеевна
заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

Номер журнала: 

Рубрика: 

Пять лет в России реализуется президентская программа по повышению энергоэффективности и энергосбережению. Казалось бы, бизнес сам заинтересован в снижении ресурсоемкости. Это своего рода энергетическая безопасность, да и экономическая тоже. С другой стороны, предприятиям хотелось бы увидеть более явную поддержку со стороны государства. Причем не только на уровне методологии, что тоже хорошо, но и в продвижении, финансировании. Рычагов на самом деле много.

Обязательные энергообследования. Итоги
В аппарате полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе подвели итоги деятельности по повышению энергоэффективности и энергосбережению.

Стоит выделить два ключевых показателя. Первый — это обязательный энергоаудит предприятий, перечень которых приведен в Федеральном законе от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Второй — оснащение приборами учета энерго- и ресурсопотребления жилых домов и промышленных объектов.

В целом в большинстве регионов в части энергоаудита работа практически завершена. В среднем по округу энергообследование проведено в 89 % организаций, в которых оно должно было пройти. Стопроцентного показателя достигли в Республике Башкортостан. К ней приближаются Республика Марий Эл, Пермский край и Оренбургская область.

Если анализировать по категориям хозяйствующих лиц, то наиболее сложная ситуация наблюдается в реальном секторе экономики (таблица 1). К примеру, в Республике Татарстан из 191 организации, совокупные затраты которых на энергоресурсы составляют более 10 млн руб. в год, энергообследование проведено только в 74. Сто семнадцать организаций обследование не провели. В 72 из них отсутствует финансирование. 

Еще одной проблемной категорией являются предприятия и организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти. В Республике Татарстан из 23 предприятий энергообследование проведено в 13, в Удмуртии, соответственно, 316 и 88, в Самарской области, соответственно, 32 и 21. Стоит напомнить, что контроль над этим процессом возложен на Ростехнадзор. Более того, организации из вышеуказанных категорий, как правило, эксплуатируют ОПО.

Оснащенность жилых домов общедомовыми приборами учета в среднем по округу составляет по тепловой энергии 82 %, воде — 78 %, электрической энергии — 90 %. Среди лидеров Республика Башкортостан — 100 %, Республика Татарстан — 100 %, Чувашская Республика — 100 %. Почти 100 % по всем показателям достигает Республика Мордовия. 

Изменение законодательства
В конце 2013 года внесен ряд существенных поправок в Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, согласно которым Минэнерго России наделено новыми полномочиями по:

- установлению требований к проведению энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования);

- утверждению методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

- утверждению порядка предоставления информации об энергосбережении и о повышении энергоэффективности;

- установлению требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности об их реализации.

В целях снижения административной и финансовой нагрузок на хозяйствующие субъекты с 1 октября 2014 года организациям, которые были обязаны проводить энергообследования, предоставляется возможность  направить в уполномоченный федеральный орган информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. К этим организациями и структурам относятся: органы государственной власти, местного самоуправления, организации с участием государства, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности и др.

Данное право предоставляется хозяйствующим субъектам, у которых совокупные затраты на потребление энергетических ресурсов не превышают установленного размера. 

Кроме того, корректируются функции саморегулируемых организаций в области энергетического обследования». Изменения внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Часть из них вступают в силу с 1 июля, часть с 1 октября 2014 года.

С 1 октября 2014 года устанавливается солидарная ответственность саморегулируемой организации (СРО) и лица, проводившего энергетическое обследование, за убытки, причиненные вследствие недостатков оказанных услуг. В связи с этим предусматривается формирование компенсационного фонда СРО в размере не менее 2 000 000 рублей. 

Подготовка кадров
На федеральном уровне приняты принципиальные решения, касающиеся изменения подходов к политике в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. В связи с чем особую актуальность представляют вопросы обучения и повышения квалификации ответственных руководителей и специалистов.

Целью обучения в 2014 году является доведение до слушателей сведений об актуальных инициативах государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также профессиональная подготовка руководителей и специалистов бюджетной сферы к решению стоящих перед ними конкретных задач в соответствии с государственной политикой в данной области.

Общее количество обучаемых в 2014 году составит около 30 000 человек во всех регионах РФ. В рамках подпрограммы обу­чение могут пройти государственные служащие федеральных и региональных исполнительных и представительных органов власти, муниципальные служащие, сотрудники организаций бюджетной сферы независимо от организационно-правовой формы, работники коммерческих организаций, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям.

Финансирование обучения осуществляется за счет средств федерального бюджета. За свой счет слушатели оплачивают проживание, проездные и иные расходы.

В целях повышения эффективности обучение организовано для двух целевых групп слушателей, для каждой группы предусмотрено обучение по разным программам.

Обучение специалистов энергоемких отраслей
К первой группе (группе А) относятся руководители, ответственные за разработку и реализацию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на всех уровнях государственного и муниципального управления. Минэнерго России считает целесообразным, чтобы повышение квалификации в обязательном порядке прошли представители отраслевых органов исполнительной власти по основным, наиболее энергоемким направлениям: промышленность, транспорт, сельское хозяйство, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство, добыча и переработка полезных ископаемых, бюджетная сфера и т.п.

Основной задачей обучения группы А является появление у ее представителей целостного и системного понимания задач, целей государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на текущем этапе и актуальных ее инициатив, знание основных мер госполитики, соответствующих им инструментов и ознакомление с существующими условиями их успешного применения.

Обучение группы А будет проходить в Москве и состоять из двух модулей по 16 часов. Вся программа обу­чения пройдет в очной форме.

Для обучения слушателей группы А планируется привлечение ведущих экспертов по разным направлениям энергосбережения и повышения энергетической эффективности, сотрудников и руководителей профильных федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выработке государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Программа курса разрабатывается исполнителями и после ее утверждения Минэнерго России будет размещена на информационных ресурсах образовательной программы.

Обучение бюджетников
Программа для второй группы слушателей ориентирована на специалистов бюджетной сферы и призвана оказать им содействие в приобретении практических навыков в решении конкретных задач, соответствующих основным направлениям государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Проводить обучение будут профессиональные преподаватели, прошедшие в свою очередь специальную подготовку.

Обучение слушателей группы Б построено по модульному принципу и состоит из трех модулей. По каждому из модулей программы предусмотрены различные виды занятий в соответствии с учебным планом: лекции, практические и семинарские занятия с использованием интерактивных методик (кейс-стади, деловых игр, круглых столов), а также индивидуальные консультации и методическая помощь слушателям.

Обучение на образовательных площадках носит непрерывный характер. На каждой образовательной площадке будет организована работа постоянно действующего консультационно-методического центра, где консультанты окажут практическую помощь слушателям. Для слушателей, проживающих за пределами образовательных площадок на территории субъекта РФ, возможно проведение лекционной части на местах путем организации выездного обучения по договоренности с исполнителем государственного контракта и по согласованию с Минэнерго России. 

Все статьи рубрики