Энергетическое обследование потребителей энергоресурсов
Номер журнала:
С выходом Федерального закона «Об энергосбережении в Российской Федерации» № 28-ФЗ от 3 марта 1996 г. энергосбережение было закреплено как основа энергетической стратегии и энергетической политики России на длительную перспективу. 23 ноября 2009 г. вступил в силу Закон «Об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ (далее новый закон).
Тестоедов Владимир Владимирович, заместитель директора по энергоаудиту АНО "Агентство по энергосбережению УР" |
Рассмотрим только две статьи 15, 16 нового Закона «Энергетические обследования». Энергетическое обследование, во-первых, подразумевает поиск и реализацию энергетически и экономически эффективных решений хозяйствования в условиях полного контроля потоков энергоресурсов; во-вторых, является начальным этапом работ по энергосбережению и основным инструментом разработки программ энергосбережения исключительно для всех отраслей экономики.
В свою очередь, энергетическое обследование – это сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения информации объема используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможности энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, а также в обязательном для отдельных категорий потребителей, который прописан в новом законе.
Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Лица, указанные выше, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу нового закона до 31 декабря 2012 г. Последующие энергетические обследования необходимо проводить не реже, чем один раз каждые пять лет.
В Удмуртской Республике, по данным АНО «Агентство по энергосбережению УР», количество организаций, финансируемых из республиканского и муниципального бюджетов, соответственно 280 из 3500, и количество организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, – 470. Можно предположить, что из всех шести категорий потребителей ТЭР, подлежащих обязательному энергетическому обследованию, количество их превысит 5 000. Потребуется ежемесячно проводить обследования в 139 организациях. Как показывает более чем десятилетняя практика АНО «Агентство по энергосбережению УР», продолжительность обследования составляет от 0,5 месяца (небольшая бюджетная организация) до 12 месяцев. Стоимость обследования (по трудозатратам) от 30 тыс. руб. до 1,0 млн. руб. и более. В настоящее время в Удмуртской Республике отсутствует необходимое количество специализированных организаций, отвечающих требованиям нового закона. Кроме того, не рассматривались и вопросы финансирования мероприятий по энергетическому обследованию.
Стоит отметить, что после выхода в свет Закона «Об энергосбережении в Российской Федерации» №28-ФЗ от 03.04.1996 г. Распоряжением Правительства РФ в план энергетических обследований были включены 44 предприятия, находящиеся на территории Удмуртской Республики. Фактически за более чем 13 лет проведено 15 обследований с разработкой энергетического паспорта, в бюджетной сфере обследование проведено в 55 организациях. Таким образом, новым законом установлены сверхсложные задачи, и решить их возможно только хорошо организовав работу.
Рекомендации руководителю организации, принимающему решение о проведении энергетического обследования, а затем принимающему результаты обследования.
- Есть ли смысл тратить деньги на энергетическое обследование (в добровольном порядке)?
Если энергетическая составляющая в себестоимости товаров и услуг существенна для предприятия (более 20%), энергетическое обследование проводить надо. Основной результат – бизнес план. В связи с тем, что процедура энергосбережения, как правило, капиталоемкая – разрабатываемый бизнес-план представляет из себя инвестиционный проект. В составе действующего инвестиционно-устойчивого предприятия обычно в проработке имеется ряд проектов, отличающихся целями реализации и технико-экономическими характеристиками, поэтому проект энергосбережения должен быть конкурентоспособным с другими проектами, намечаемыми к включению в инвестиционный портфель предприятия.
Вопросы, на которые должна дать ответ руководителю организация, предлагающая свои услуги по энергетическому обследованию.
- Что может дать энергетическое обследование?
Все то, что требует новый закон: энергетический паспорт; включение в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, исходную информацию для разработки программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Это формальная сторона. В реальности снижения затрат на ТЭР и получения прибыли может не оказаться.
Для решения этой проблемы заказчик должен четко уяснить: общую методологию обследования; на каких объектах, какие энергоресурсы будут обследоваться; на сколько можно снизить текущее энергопотребление (в энергетическом эквиваленте и рублях); на какие намечаемые энергоэффективные мероприятия нацелены обследования; какая будет применяться методика определения энергетических эффектов.
- По каким параметрам можно судить о качестве выполненных работ?
Обоснованность энергетического эффекта рекомендованных мероприятий, их срока окупаемости. Наличие всех технических и экономических характеристик рекомендованных мероприятий для формирования программы энергосбережения или бизнес-плана. Наличие контролируемых параметров энергоэффективности для дальнейшего мониторинга энергопотребления и анализа результативности реализованных мероприятий.
- Какой уровень квалификации исполнителя?
Кроме требований к лицам, осуществляющим деятельность по проведению энергетических обследований, прописанных в новом законе, следует уяснить, насколько специалисты «вооружены» методиками и приборами (без инструментальных обследований качественное обследование провести невозможно). Их опыт проведения аналогичных работ, способность к исследованию достаточно сложных систем.
- Сколько стоит энергетическое обследование?
Стоимость работ колеблется в широких пределах, в зависимости от поставленных целей, глубины обследования, в среднем от 1-15 % от годовых затрат предприятия на энергоресурсы. Чем крупнее предприятие, тем меньше должен быть указанный процент. Зачастую затраты на энергетическое обследование окупаются только за счет предложенных организационных (беззатратных) мероприятий. Единой политики ценообразования на данный вид деятельности на данный момент нет.
- Какой при этом риск?
Риск неквалифицированного выполнения энергетического обследования. Отсутствие спроса на результаты обследования. Если исполнитель не забивает себе голову методическими проблемами и приходит на объект для того, чтобы протолкнуть конкретные, «близкие» ему вещи, то лучше сразу отказаться от таких услуг. В зарубежной практике одно из требований к энергоаудитору – отсутствие связи с поставщиками оборудования. Чтобы снизить риски на стадии заключения договора, необходимо тщательно проработать вопросы внутреннего содержания и методологии энергетического обследования, в том числе и вышеперечисленные.