4 года в 290-летней истории Ростехнадзора
Номер журнала:
Вот уже почти 4 года существует возрожденный в 2006 г. Постановлением Правительства РФ №54 государственный строительный надзор в Российской Федерации. Практическая реализация норм данного постановления стала в определенной степени знаковой для Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
СЕМЕНОВ Сергей Иванович, главный государственный инспектор Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью Западно-Уральского управления Ростехнадзора |
Нормотворческая деятельность в области градостроительства неразрывно связана с практическим осуществлением надзорных функций, что имеет особое значение при частых (в 2007 г. – 5 раз) изменениях норм Градостроительного кодекса Российской Федерации. Вот в таких условиях сотрудникам Ростехнадзора пришлось отлаживать, а иногда и заново создавать сложный механизм взаимодействия как внутри, так и за пределами Ростехнадзора, одновременно активно занимаясь предупреждением, выявлением и пресечением нарушений соответствия работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, требованиям технических регламентов, иных нормативно-правовых актов и проектной документации.
Анализ действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в области государственного строительного надзора и административной практики рассмотрения нарушений законодательства о градостроительной деятельности, показывает, что еще рано говорить о завершенности процесса формирования комплексного правового института государственного строительного надзора. Остается много вопросов, требующих детальной, основательной проработки на федеральном и особенно на региональном уровне. Это по-прежнему одно из основных направлений нормотворческой деятельности Ростехнадзора, так как тем же Постановлением Правительства №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации. Наряду с нормотворческой деятельностью Ростехнадзор оказывает помощь и надзорным органам субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления в вопросах нормативно-правового и научно-методического обеспечения государственного строительного надзора, а также действующего законодательства в области градостроительства.
Если говорить об объектах капитального строительства, за которыми осуществляется надзор, то это особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, установленные статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Сейчас Удмуртским территориальным отделом по надзору за общепромышленной безопасностью Западно-Уральского управления Ростехнадзора осуществляется государственный строительный надзор за 82 объектами. А это и объекты международных обязательств и отношений («Объекты по уничтожению химического оружия в г. Камбарке и п. Кизнер», «Создание производства сверхпроводников на ОАО «Чепецкий механический завод»), объекты инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования, федеральные дороги, объекты нефтегазодобывающей промышленности, объекты металлургии («Реконструкция участков электросталеплавильного цеха №23 ОАО «Ижсталь», «Реконструкция циркониевого производства на ОАО «Чепецкий механический завод»»), линейно-кабельные сооружения связи, ряд опасных производственных объектов. Перечень поднадзорных объектов настолько многогранен и разнообразен в силу своей специфики, сложности технических решений и нестандартных проектных решений, что специалистам Ростехнадзора приходится прикладывать немалые усилия в части применения как действующего законодательства в области градостроительной деятельности, так и нормативно-правовых актов, устанавливающих специальные требования безопасности.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Особое внимание уделялось комплексному подходу к их проведению. Предметом государственного строительного надзора является проверка:
а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации;
б) наличия разрешения на строительство;
в) выполнения требований к субъектам градостроительных отношений.
В случае отсутствия технических регламентов, предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правилам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативно-правовых актов Российской Федерации и нормативно- правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Так, за период с 2006 по 2009 год должностными лицами Западно-Уральского управления Ростехнадзора, осуществляющими государственный строительный надзор на территории Удмуртской Республики выявлено и предписано к устранению около 1500 нарушений градостроительного законодательства и свыше 50 административных правонарушений. По результатам проверок наложено административных штрафов на сумму свыше 500 тыс. руб., в 6 случаях применен временный запрет деятельности, и 2 материала передано в правоохранительные органы. Вместе с тем за истекший период выдано 29 заключений о соответствии объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации.
Применение мер административной ответственности не является самоцелью. Основная задача состоит в том, чтобы научить хозяйствующие субъекты нести субсидиарную отвечать, тем более что это актуально при переходе строительной деятельности на саморегулирование. Контроль за деятельностью саморегулируемых организаций опять-таки возложили на Ростехнадзор.
Расширение круга поднадзорных объектов и увеличение надзорных функций требует уточнения задач в сфере государственного единого строительного надзора. Прежде всего, это совершенствование законодательства Российской Федерации путем упрощения процедур оформления соответствующих разрешений, с одной стороны, и повышения ответственности за принимаемые решения – с другой.
Важная сторона деятельности Ростехнадзора – расширение информационной базы государственного строительного надзора в единой информационной системе Ростехнадзора. Создание развитой информационной базы позволит иметь оперативную информацию о поднадзорных объектах и своевременно реагировать на изменение их состояния.
Таким образом, перспектива видится в создании единой функциональной системы государственного строительного надзора, позволяющей вести активную работу по своему функциональному назначению с учетом изменений градостроительного законодательства, имеющей постоянную достоверную информацию о состоянии поднадзорных объектов, а также возможность оперативно реагировать на любые изменения текущей обстановки на таких объектах. Это возможно только на основе творческого подхода к процессу формирования единого комплексного правового института государственного строительного надзора с учетом интересов как государства в целом, так и каждого гражданина Российской Федерации.