Электроустановки: изменения законодательства и ответственность за нарушения в эксплуатации
КРЫЛОВ Виктор Александрович
и.о. заместителя руководителя Уральского управления Ростехнадзора по Челябинской области
Номер журнала:
Рубрика:
Изменения в законодательстве,
связанные с эксплуатацией электроустановок
Наиболее важные изменения Кодекса РФ об административных правонарушениях в части вопросов, связанных с электроэнергетикой, внесены Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» — дополнение Кодекса статьями 9.22 (Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод) и 14.61 (Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате). Отдельно следует отметить, что данные статьи носят отсылочный характер и тесно связаны с различными постановлениями Правительства Российской Федерации, которые, например, содержат и раскрывают определенный порядок, при нарушении которого вступают в действие указанные статьи. В настоящий момент разработка проектов соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации ведется Минэнерго России при участии Ростехнадзора и других федеральных органов исполнительной власти. Планом мероприятий по реализации Федерального закона № 307-ФЗ от 3 ноября 2015 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» предусмотрено завершение работы над вышеуказанными подзаконными актами в 2016 году.
Внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (ред. от 9 августа 2016 года) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»: из п. 2 постановления из числа органов, уполномоченных на обеспечение контроля над соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, исключена Федеральная служба по тарифам, оставлен лишь один орган исполнительной власти — Федеральная антимонопольная служба.
Из подпункта «А» п. 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям исключен термин «реконструкция», в подпункте «Г» указанного пункта правил несколько изменен и конкретизирован круг лиц, для которых получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов энергетики является необходимым условием, один из критериев установления такой необходимости — класс напряжения — увеличился до 20 кВ включительно.
Несколько изменились сроки осуществления отдельных действий. Теперь в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение трех рабочих дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Из п. 15 правил изъяты слова «максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно».
Изменился размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств граждан, объединивших свои гаражи и хозяйственные постройки (погреба, сараи). Он не должен превышать 550 рублей, умноженных на количество таких граждан.
Также п. 18 (1) правил установил обязанность для лиц, присоединение объектов которых осуществляется по третьей категории надежности к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, и сетевой организации в отношении построенных (реконструированных) ею в целях осуществления технологического присоединения объектов заявителя в рамках исполнения технических условий объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 кВ включительно оформлять акт осмотра (обследования) электроустановки заявителя по форме согласно приложению № 13 и направлять в адрес органа федерального государственного энергетического надзора уведомления о готовности на ввод в эксплуатацию объектов с приложением необходимого комплекта документов, указанных в том числе в п. 18 (2) правил.
Изменения коснулись также некоторых понятий, например, «субъект оперативно-диспетчерского контроля» заменен на «субъект оперативно-диспетчерского управления».
Изменения, внесенные в Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»:
Важных изменений, кардинально меняющих данный закон, не произошло. Вносимые поправки носят характер дополнений, несколько расширяя положения закона — изменились некоторые определения, указанные в ст. 3 закона, например, «ценовые зоны оптового рынка», дополнились статьи, например, абз. 23 п. 1 ст. 21, абз. 2 п. 4 ст. 26 закона. Однако положения ст. 29.1 закона в новой редакции значительно отличаются от предыдущей — расширен круг лиц, подконтрольных органам Ростехнадзора: п. 1 данной статьи дополнен словами «и потребителями электрической энергии», что указывает на наличие у Ростехнадзора полномочий по контролю в отношении потребителей электроэнергии, кроме «деятельности потребителей электрической энергии, связанной с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 кВт с номинальным напряжением до 1000 В и которые присоединены к одному источнику электроснабжения», о чем сказано в абз. 2 п. 1 ст. 29.1 закона. Также значительные изменения произошли в п. 7 ст. 38 закона, где сказано, что категории потребителей, для которых обязательно введение предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, определяется Правительством Российской Федерации. Кроме того, п. 7 данной статьи дополнен несколькими абзацами, связанными с внесением изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Например: указанным в абзаце первом настоящего пункта порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Кроме того, в связи с внесением изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях ст. 38 закона дополнена пунктом 7.1.
Также Приказом Минтруда России от 19 февраля 2016 года № 74н «О внесении изменений в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 24 июля 2013 года № 328н» (зарегистрированным в Минюсте России 13 апреля 2016 года № 41781) внесены существенные изменения в указанные Правила, связанные с уточнением и корректировкой отдельных требований, которые приводили к их разночтению и возможности неправильного применения при обеспечении безопасных условий труда при работе в электроустановках. Так, действие Правил дополнительно распространено на работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала организаций, осуществляющих управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей.
Кроме того, закреплено, что требования безопасности при эксплуатации специализированных электроустановок, в том числе контактной сети электрифицированных железных дорог, городского электротранспорта, должны соответствовать Правилам с учетом особенностей эксплуатации, обусловленных конструкцией данных электроустановок.
Также изменениями уточнены вопросы, касающиеся обучения и проверки знаний работников, относящихся к электротехническому и электротехнологическому персоналу.
Следует отметить, что обязанности по прохождению проверки знаний требований Правил возложены на государственных инспекторов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок, и специалистов по охране труда, контролирующих электроустановки.
Кроме того, приказом № 74н уточнены и некоторые вопросы, касающиеся оперативного обслуживания и осмотра электроустановок, производства работ в действующих электроустановках и порядка выдачи нарядов и разрешений на подготовку рабочих мест и допуск, и изменены формы:
- удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках;
- протокола проверки знаний правил работы в электроустановках.
Ответственность за нарушения в работе электроустановок
В целях проверки соблюдения субъектами электроэнергетики требований норм и правил безопасности в электроэнергетике, а также в целях проверки состояния действующих электроустановок, станций и сетей, расположенных на территории Челябинской области, проверки соответствия эксплуатации электроустановок действующим правилам эксплуатации Челябинским отделом энергетического надзора Уральского управления Ростехнадзора проводились плановые и внеплановые проверки, по результатам которых (при наличии выявленных нарушений в области безопасности электроэнергетики) инспекторским составом выдавались предписания об устранении выявленных нарушений, и составлялись протоколы об административных правонарушениях.
При этом за 2015 год возбуждено 121 дело об административном правонарушении по ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из них 70 — на должностных лиц, 51 — на юридических лиц.
Основной вид наказания, назначаемый по данной статье Кодекса РФ об административных правонарушениях — административный штраф, и сумма штрафов, наложенных на должностных лиц, составила 144 тыс. руб., на юридических лиц — 1 млн 130 тыс. руб.
Также выявлялись нарушения по ст. 9.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было возбуждено 14 дел об административных правонарушениях, из них два в отношении должностных лиц (штрафы на сумму 4 тыс. руб.), 12 — в отношении юридических лиц (штрафы на сумму 130 тыс. руб.).
Также следует отметить, что руководство предприятий не всегда добросовестно относится к исполнению выданных предписаний.
Так, по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 2015 год возбуждено 22 административных дела в отношении юридических лиц, при этом в 19 случаях суд при рассмотрении дела назначил наказание в виде штрафа на общую сумму 178 тыс. руб.
Фото: с сайта губернатора Челябинской области gubernator74.ru