Экспертиза промышленной безопасности проектов производства работ кранами
Номер журнала:
Рубрика:
Территориальный уполномоченный орган Единой системы оценки соответствия
в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве
ИКЦ "АЛЬТОН"
В вопросах обеспечения безопасной эксплуатации подъемных сооружений большое значение отводится правильной и грамотной разработке проекта производства работ грузоподъемными кранами (ППРк) и строгому выполнению положений ППРк эксплуатирующей организацией.
|
ИЮТИН Павел Владимирович, инженер отдела экспертизы подъемных сооружений |
Особенно серьезное внимание нужно уделить разработке ППРк при работе грузоподъемных кранов в застроенной части города в стесненных условиях, которые, как правило, характеризуются:
- наличием жилых или производственных зданий, а также сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости от места работ;
- интенсивным движением городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места работ;
- разветвленной сетью существующих подземных коммуникаций, подлежащих подвеске или перекладке;
- стесненными условиями складирования материалов или невозможности их складирования на строительной площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест.
Установка грузоподъемных машин, организация и выполнение строительно-монтажных работ с их применением должны осуществляться в соответствии со специально разработанным для этих целей проектом производства работ грузоподъемными кранами. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов кранами и кранами-манипуляторами на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам погрузочно-разгрузных работ.
На строительной площадке жилого дома порывом ветра более 25 м/с был опрокинут башенный кран, который находился в нерабочее время не на месте стоянки, что не соответствует ППРк. К счастью, пострадавших нет.
Разработка ППРк и технологических карт ведется в соответствии с требованиями РД-11-06-2007 «Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ» (введены в действие приказом №317 от 10.05.07 г. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору).
Исходными материалами для разработки проекта производства работ кранами служат:
- техническое задание на разработку проектно-технологической документации;
- проект организации строительства (ПОС), утвержденный в установленном порядке;
- техническое заключение о грунтах;
- генплан с существующими и проектируемыми зданиями, сооружениями, подземными и надземными сетями и коммуникациями;
- необходимая рабочая документация, утвержденная к производству работ;
- материалы и результаты технического обследования действующих предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции;
- требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ в условиях действующего производства.
В результате несоблюдения допустимой рабочей зоны на строительной площадке произошло зацепление грузом строящегося дома и разрушение стрелы крана.
Состав и содержание проектов организации строительства и проектов производства работ установлены СНиП 12-01-2004 «Организация строительства». Проектные решения и мероприятия, отраженные в составе ПОС и проектов производства работ с применением грузоподъемных машин, кроме того, определяются Правилами устройства и безопасной эксплуатации соответствующих подъемных сооружений.
При строительстве торгового центра вследствие проседания грунта под опорой автомобильного крана в момент перемещения груза произошел резкий крен, повлекший разрушение нижнего пояса основной секции стрелы и ее падение на кабину крана. Машинист погиб.
Особое внимание следует обратить на то, что, согласно Федеральному закону 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и РД 10-528-03 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», ППРк подлежат экспертизе промышленной безопасности.
Положительное заключение экспертизы промышленной безопасности ППРк подлежит регистрации в территориальном органе Ростехнадзора, для чего оно вместе с ППРк должно быть представлено в надзорный орган.
До регистрации в территориальном органе Ростехнадзора положительного заключения ППРк подъемные сооружения не могут быть допущены к эксплуатации на указанном в ППРк объекте. Это требование, к сожалению, очень часто нарушается. Производство строительно-монтажных работ с применением подъемных сооружений начинается еще до разработки ППРк. Есть случаи, когда ППРк направляется на экспертизу уже после окончания строительства объекта.
ППРк и технологические карты на строительно-монтажные работы с использованием грузоподъемных машин должны разрабатываться специалистами, имеющими опыт работы в строительстве, прошедшими подготовку и аттестованными в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Но порой на экспертизу представляются ППРк, разработанные специалистами, не прошедшими подготовку в учебном центре по программе «Разработка ППРк и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ» и не аттестованными в комиссиях предприятий в установленном порядке.
Разработанный ППРк очень часто не согласовывается с владельцем подъемного сооружения, осуществляющим надзор, руководителем организации, разработавшей ППРк, и не утверждается руководителем генподрядной строительно-монтажной организации (заказчиком). Лица, согласовывающие и утверждающие ППРк, также часто не аттестованы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и в объеме требований соответствующих Правил.
Наиболее часто встречающиеся замечания при экспертизе ППРк
Стройгенплан бывает выполнен не в масштабе, в нем не указаны подземные, надземные и воздушные сети и коммуникации, постоянные и временные дороги, размещение постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений, опасные зоны, пути и средства подъема работающих на рабочие ярусы (этажи), а также проходы в здания и сооружения. Все эти требования к строительному генеральному плану отражены в разделе 8 РД-11-06-2007.
В некоторых ППРк, подлежащих экспертизе, отсутствует поперечный разрез (при необходимости в отдельных случаях и продольный разрез) строящегося здания (сооружения). Требования к технологическим схемам, в которых решается технологическая последовательность выполнения строительно-монтажных работ, отражены в разделе 9 РД-11-06-2007.
Если в ППРк должно быть предусмотрено производство работ с применением нескольких кранов, то разработчики должны указать (часто не делают этого):
- условия совместной безопасной работы кранов, кранов и подъемников, кранов и других механизмов;
- условия применения координатной защиты работы кранов;
- условия подъема груза двумя или несколькими кранами; подачи грузов в проемы перекрытий;
- условия перемещения гусеничного крана с грузом, а также условия перемещения грузов над помещениями;
- условия установки кранов над подземными коммуникациями;
- паспортные данные крана о силе ветра, при котором не допускается работа крана;
- условия организации радиосвязи между крановщиком и стропальщиком;
- требования к эксплуатации тары;
- мероприятия в местах возможного движения транспорта и пешеходов.
При этом делают ошибку - совместная безопасная работа кранов не регламентируется таблицей или графиком, при необходимости - схемой.
Разработчики делают недопустимые отступления по выбору марки применяемых кранов от решений, принятых в ПОС (хотя при разработке ППРк отступления от ПОС не разрешаются без согласования с организацией, разработавшей ПОС).
При выполнении работ кранами вблизи ЛЭП (ближе 30 м) не всегда есть согласование проекта с владельцем ЛЭП.
Еще одна нередкая ошибка: в проектах по организации строительных площадок, участков работ не обозначаются опасные для людей зоны.
При нахождении нескольких башенных кранов на стоянках в нерабочее время разработчики не учитывают то обстоятельство, что механизмы поворота растормаживаются с целью уменьшения воздействия ветровой нагрузки на их металлоконструкции, и стрелы кранов при повороте могут задеть как соседние здания, так и друг друга - не указываются меры безопасности при стоянке кранов в нерабочем положении.
При возведении монолитных зданий разработчики ППРк не указывают требования к выносным грузоприемным площадкам, не разрабатывают на все имеющееся в ППРк грузы схемы строповки, отсутствуют требования по складированию материалов, конструкций, изделий и оборудования.
Зачастую при экспертизе ППРк имеются замечания к его оформлению, отсутствует системный подход, не соблюдается алгоритм выполнения строительно-монтажных работ (ГОСТ 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации», СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве»).
Специалистами отдела подъемных сооружений ИКЦ «Альтон» накоплен большой опыт в проведении экспертизы ППРк. После прохождения экспертизы все проекты приведены в соответствие установленным требованиям, а значит, организация работы грузоподъемных кранов по этим ППРк делает эксплуатацию подъемных сооружений более регламентированной и безопасной.