Правительство РФ утвердило дорожную карту по введению раздельного сбора отходов (РСО), разработанную Минприроды России. Цель  плана – повысить экономическую эффективность системы обращения с отходами для бизнеса и добиться снижения стоимости платежей для граждан.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал
Игошин  Виктор Викторович, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов  в сфере экономики  и соблюдением прав  предпринимателей Управления по надзору  за исполнением федерального  законодательства   прокуратуры Удмуртской Республики, советник  юстиции, кандидат  юридических наук

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции руководством Российской Федерации приняты меры к ограничению возможности проведения в 2020 г. контролирующими органами проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В прокуратуре Удмуртской Республики разъяснили особенности осуществления государственного надзора. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал

Для АО «ТАИФ-НК» экологическая безопасность и охрана окружающей среды — обязательные условия успешного функционирования и развития бизнеса. Вопросы бережного отношения к природе руководство предприятия относит к корпоративным приоритетам высшего порядка.
 

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК»

Теги

«Экослед»: предприятия-банкроты оставляют после себя нерешенными многие экологические проблемы

Номер журнала: 

Рубрика: 

Экономика и экология сошлись в очередной раз, образовав мертвую петлю. Банкротство предприятий, пусть и не столь выраженное, но все же существующее как тенденция, влияет на экологическую стабильность. Многие компании, не пережившие профессионального кризиса, ставшие аутсайдерами и банкротами, оставляют в наследство государству накопленный экологический «спам». В Республике Марий Эл существует своя система борьбы с таким наследием.

На проблему экологичес­ки безответственного поведения предприятий не раз указывали специалисты Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл. В частности, об этом сказано в одном из недавних докладов главы Службы Э.А. Щекурина «Об актуальных вопросах экологического надзора в Республике Марий Эл»: «По результатам контрольно-надзорной деятельности Управления на сегодняшний день наиболее актуальными являются вопросы в области охраны недр, выявления и ликвидации безхозяйных (бездействующих) скважин, а также охраны водных объектов — техническое состояние очистных сооружений канализации со сбросом сточных вод в водные объекты». 

В Республике Марий Эл сложилась неблагополучная ситуация с бездействующими и безхозяйными скважинами. Анализ ситуации показывает, что количество их ежегодно растет: в 2006 году безхозяйных скважин в республике было 107, в 2007 году их стало 137, в 2008 — 164, в 2009 году 179, в 2010 году — 205, в 2011 году — 263. По состоянию на 1 января 2013 года на территории Республики Марий Эл имеется ровно 500 безхозяйных скважин.

Существует реальная угроза возможного загрязнения подземных водоносных горизонтов, что повлечет за собой опасность возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. Вместе с тем данные скважины представляют серьезную угрозу в плане террористической защищенности объектов республики, а последствия, связанные с ЧС в случае подтопления территорий, на которых они размещены, могут быть катастрофическими. 

Согласно п. 7 ст. 15 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Причины появления безхозяйных и бездействующих скважин следующие.

Идет непрерывный процесс банкротства предприятий, после завершения которого остаются безхозяйные скважины. При отсутствии производства пригодные к дальнейшей эксплуатации скважины переходят в разряд безхозяйных. Администрациями муниципальных образований не налажен прием — передача скважин в реестр казенного имущества. Имеют место случаи, когда сельскохозяйственные предприятия оформляют лицензии только на действующие, необходимые для производства, как правило, располагающиеся на фермах скважины, а остальные скважины в населенных пунктах, обеспечивающие население питьевой водой, оставляют, и они переходят в разряд безхозяйных. 

Зачастую рядом с непригодной к дальнейшей эксплуатации, незатампонированной скважиной бурят новую, без разработанного проекта на бурение, лицензия на право пользования недрами не оформляется. Бурение новой скважины оформляется как капитальный ремонт старой.

При проверках предприятий госинспекторами Управления выявляется, что конкурсными управляющими не тратятся деньги на тампонаж непригодных к дальнейшей эксплуатации скважин, а действующие скважины не передаются в имущество муниципальных образований, в результате чего они становятся безхозяйными. 

Неблагополучная ситуация с тампонажем непригодных к дальнейшей эксплуатации скважин складывается из-за того, что недропользователь, получив лицензию на длительный срок, не спешит выполнять требования лицензионных соглашений по тампонажу скважин, а лицензирующий орган до выдачи лицензии не настаивает на их тампонаже. 

В сложившейся ситуации предлагается следующее:

- вновь издать постановление Правительства Республики Марий Эл, аналогичное изданному ранее от 3 ноября 2003 года № 334 по вопросу ежегодного выделения из бюджетов республики и муниципальных образований средств на ликвидацию безхозяйных и временную консервацию бездействующих скважин;

- при оформлении лицензии недропользователю положить в основу принцип: вначале тампонаж непригодных к эксплуатации скважин, оформление документации и наведение порядка в санитарных зонах, а уже затем — выдача лицензии;

- организовать работы по передаче на баланс муниципальных предприятий коммунального хозяйства безхозяйных скважин, с целью организации их тампонажа.

Для реализации вышеуказанных мероприятий необходимо подготовить проект постановления правительства Республики Марий Эл по ежегодному выделению из бюджетов республики и муниципальных образований средств на ликвидацию безхозяйных и временную консервацию бездействующих скважин; целевому финансированию для проведения проверок водозаборов, а также организовать контроль за приемом действующих скважин администрациями муниципальных образований от конкурсных управляющих при завершении процедуры банкротства предприятий.

Главам муниципальных образований рекомендуется организовать работы по: 

- приему действующих и бездействующих скважин от конкурсных управляющих при завершении процедуры банкротства предприятий;

- приему-передаче на баланс муниципальных предприятий коммунального хозяйства безхозяйных скважин, с целью проведения их тампонажа;

- ежегодному выделению из бюджетов муниципальных образований республики средств на ликвидацию безхозяйных скважин и временную консервацию бездействующих скважин. 

Все статьи рубрики

Похожие статьи

Надзор за маломерными судами

МЧС России подготовило проект постановления Правительства РФ «Об утверждении положений о государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, государственном контроле (надзоре) за пользованием маломерными судами, классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал