Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Экологически нестабильные территории Чеченской Республики должны быть ликвидированы

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Процессы интенсивной индустриализации, концентрация промышленного производства, а также экстенсивная добыча природных ресурсов стали основными причинами возникновения в регионах России негативного эффекта — накопленного экологического ущерба. Эконестабильные территории занимают значительные площади земель и, что самое тревожное, опасные вещества попадают в  природные системы, что приводит, например, к загрязнению поверхностных и подземных вод, источников водоснабжения, нарушению геохимического баланса. Сегодня Минприроды России, учитывая поручение Правительства РФ, проводит совместно с регионами инвентаризацию и ликвидацию объектов накопленного экологического ущерба. Масштабная работа в этом направлении осуществляется и на территории Чеченской Республики. 

Вопросы о том, с какими приоритетами ведется деятельность по минимизации негативного экологического «багажа», были освещены в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики. В октябре здесь состоялось заседание коллегии, ставшее площадкой для обсуждения наиболее значимых природоохранных вопросов.

Специалисты, принявшие участие в заседании, отметили, что в настоящее время чрезвычайно актуальной для Чеченской Республики является проблема экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности. Объекты накопленного экоущерба являются долговременными источниками химического загрязнения окружающей среды, оказывают существенное влияние на качество жизни населения, являются очевидным барьером развития секторов экономики и социально-экономического развития республики.

Интенсивное развитие с середины ХIХ века нефтяной промышленности республики обусловило создание и эксплуатацию нефтепромысловых объектов, строительство которых сопряжено с образованием больших объемов отходов бурения и нефтепереработки, негативно воздействующих на окружающую среду.

В Чеченском нефтегазодобывающем  секторе сбор, утилизация и захоронение отходов бурения и нефтепераработки в большинстве случаев осуществлялись на территориях объектов нефтекомплексов, в земляных амбарах–шламонакопителях. В процессе сбора и хранения из амбаров может происходить фильтрация, излив и течь отходов нефтекомплекса. При этом на прилегающих к ним территориях происходит загрязнение окружающей среды и отрицательное влияние на состояния здоровья граждан.

По имеющимся оценкам, общая площадь загрязненных земель региона составляет около 12 тыс. га. Химическое загрязнение (нефть и нефтепродукты) имеет очаговый характер. Очаги загрязнения приурочены к местам расположения скважин, наливным эстакадам, линейным сооружениям (нефтепроводы) и местам, где ранее использовались установки по кустарной переработке нефти.

Наиболее крупный участок загрязнения земель — территория промзоны г. Грозный (Заводской район), то есть территория бывшего НПО «Грознефтеоргсинтез» (ныне правопреемник — ФГУП «Чечнефтехимпром» Минэнерго РФ). Площадь загрязнения по разным оценкам составляет 150-350 га. При значительных загрязнениях земель имеет место и загрязнение геологической среды, особенно подземных вод. Земли Чеченской Республики подлежат полной инвентаризации на предмет выявления очагов и видов химического загрязнения земель.

Город Грозный входит в число городов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой. Наличие в свое время большого числа нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, свалок, трубопроводов и т.п., эксплуатировавшихся в течение многих десятилетий, привело к сильному загрязнению геологической среды, в том числе подземных вод, нефтепродуктами, фенолами и другими сопутствующими веществами. Так, в Заводском районе г. Грозный сбор и хранение отходов нефтепереработки в шламовых амбарах привело к накоплению экологического ущерба углеводородными загрязнителями объемом в десятки тысяч тонн. Загрязнение относится к I классу опасности. Из органических соединений в почвогрунтах зафиксированы повышенные содержания бензапирена и нефтепродуктов. При фильтрации через грунт шламовый углеводородный загрязнитель мигрирует в поземные воды, загрязняя большие участки. Общий объем скопившихся углеводородов, плавающих на грунтовых водах Заводского района, оценивался в разные годы и разными исследователями от нескольких сотен тысяч до 2 млн кубометров. Существует риск попадания загрязнений в объекты, из которых осуществляется Сунженский водозабор г. Грозного. При этом в зоне негативного влияния нефтешламовых амбаров Заводского района г. Грозного численность проживающего населения составляет 80 тысяч человек.

В с. Октябрьское Грозненского района уровень загрязнения воздушной среды оценивается как очень высокий. Основным фактором загрязнения воздушной среды в районе с. Октябрьское являются испарения отходов нефтепереработки, накопившихся в результате прошлой хозяйственной деятельности и расположенные в 2,8 км севернее селения. Периодически здесь происходит самовозгорание нефтеотходов, в результате чего чадящий дым потоками ветра достигает с. Октябрьское и уже несколько лет отравляет жизнь его населению. Жители и администрация с. Октябрьское неоднократно направляли обращения в инстанции различного уровня по решению вопроса о сложившейся неблагоприятной экологической ситуации.

Подобные зоны сложной экологической обстановки негативно отражаются на здоровье населения. В связи с этим злокачественные новообразования остаются одной из сложнейших проблем здоровья населения Чеченской Республики. 

Участники встречи подробно рассказали о работе, проводимой в этой сфере. В настоящее время по протокольному поручению главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова министром МПР Чеченской Республики Л.А. Магомадовым уже взято под контроль решение вопросов по ликвидации отходов в отработанных амбарах бывших заводов нефтепереработки (в Заводском районе г. Грозный и в районе с. Октябрьское Грозненского района), являющихся «горячими» экологическими точками республики.

Для принятия обоснованных решений по ликвидации объектов экологического ущерба, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности, МПР Чеченской Республики в 2013 году начато проведение мониторинга по комплексной оценке накопленного экологического ущерба, во исполнение поручения Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова от 18 апреля 2013 года № 480/01, в рамках поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 сентября 2012 года № Пр-2516.

В ходе мониторинга отделом охраны недр и мониторинга окружающей среды МПР Чеченской Республики проведены оценочные исследования с учетом, регистрацией и ранжированием объектов и территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности, с проведением экономического анализа накопленного экологического ущерба. По результатам мониторинга впервые в республике начато формирование реестра объектов накопленного экологического ущерба, в который вошли нефтешламовые амбары с отходами нефтедобычи и нефтепереработки. На основе полученной информации определены основные направления и перспективы с планированием первоочередных мероприятий по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в Чеченской Республике.

В результате проведенных работ по мониторингу объектов накопленного экологического ущерба МПР Чеченской Республики разработан проект по ликвидации отработанных шламовых амбаров с отходами бурения нефтяных скважин и нефтепереработки на 2014-2017 годы в рамках Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы».

По предварительному прогнозу окончательным итогом инвентаризации объектов накопленного ущерба должны стать еще 20 объектов, на которых в общей сложности расположены 80 нефтешламовых амбаров и отстойников с нефтехимическими отходами. В ближайшей перспективе после завершения инвентаризации будет просчитан и актуализирован суммарный объем площади, загрязненной нефтехимическими отходами, с тем, чтобы обратиться в Правительства Российской Федерации и Чеченской Республики о рассмотрении возможности дополнительного включения их в государственную программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы».

Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба обеспечит защиту населения и окружающую среду от загрязнения нефтяными шламами, создаст благоприятную среду проживания, что является одной из приоритетных задач социально-экономического развития и экологической безопасности Чеченской Республики.

В ходе встречи обсуждались также и другие экологически ориентированные проблемы, в том числе — лесоустройства на землях лесного фонда, мониторинга санкционированных и несанкционированных свалок мусора и твердых  бытовых отходов. Кроме того, были рассмотрены вопросы состояния антикоррупционной деятельности в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды ЧР и первоочередных мер по ее совершенствованию.

С докладом по вопросу организации работы по лесоустройству на землях лесного фонда Чеченской Республики выступил заместитель министра природных ресурсов и охраны кружающей среды Маулды Хавраев. Общая площадь лесного фонда Чеченской Республики составляет 366,8 тыс. гектаров. Последнее лесоустройство на территории Чеченской Республики проводилось в 1983-1984 гг., то есть 30 лет назад, и большая часть материалов этого лесоустройства утеряна в результате известных событий. Кроме того, по лесам, ранее находившихся в пользовании сельхозпредприятий (59,4 тыс. гектаров), материалы лесоустройства полностью отсутствуют. Это создает колоссальные проблемы при проектировании мероприятий по рациональному использованию лесных ресурсов и уходу за лесами.

В связи с изменениями, произошедшими в лесных отношениях, после введения в действие Лесного кодекса и изменением статуса лесоустройства материалы лесоустроительных работ претерпели существенные изменения. Эта ситуация усугубляется наличием значительных участков земель лесного фонда, требующих проведения разминирования.

Необходимость проведения лесоустройства обусловлена потребностью документированной информации о местоположении, границах, площади, запасах древесины и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, которые крайне необходимы для проведения лесопатологического мониторинга, планирования лесозащитных мероприятий и организации рационального использования лесов.

Для рационального и эффективного использования лесов, учитывая наличие заминированных участков леса в горных районах республики, нужно провести лесоустройство в Чеченской Республике следующим образом: в равнинных лесах (67,8 тыс. гектаров) провести наземное лесоустройство, а в горных лесах (299,0 тыс. гектаров) — с использованием метода дистанционного дешифрирования, в соответствии с действующими нормативами. До 2013 года финансирование не осуществлялось. Неоднократно были обращения в Рослесхоз с просьбой оказать содействие в устранении этой проблемы. Основной механизм решения — выделение средств Федеральным агентством лесного хозяйства РФ для проведения лесоустройства.

Вопросы мониторинга санкционированных и несанкционированных свалок мусора и ТБО осветил заместитель министра  природных ресурсов и храны окружающей среды ЧР Бухари Баташев.

В перспективе заседания коллегии Министерства будут проходить один раз в квартал. Работа в таком формате позволит мобильно осуществлять мониторинг существующих проблем и качественно выстраивать систему их устранения.  

Все статьи рубрики