Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Централизованное оповещение: основные правовые коллизии и возможности цифровых технологий

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Филиал ФГУП НИИР — СОНИИР:

ГАВЛИЕВСКИЙ С.Л., 
научный консультант, д.т.н.;

ГАВРИЛОВ А.В., 
зам. начальника НИЛ 42 НТЦ № 34 СРСОЭ;

СЕВОСТЬЯНОВ С.В., 
директор НТЦ № 34 СРСОЭ, к.т.н.;

ЦВИЛИЙ Т.А., 
зам. директора НТЦ № 34 СРСОЭ, к.т.н.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13 но­ября 2012 года № 1522 в стране развернуты работы по созданию комплексной сис­темы экстренного оповещения населения (КСЭОН) об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразвивающихся природных явлений и техноген­ных процессов. Именно поэтому в 2013 году руководством Самарской области одним из первых среди крупных областей РФ было принято решение о создании региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО) с элементами КСЭОН на базе программно-аппаратных комплексов нового поколения. Был проведен тендер на разработку проектной и рабочей доку­ментации «Создание региональной автоматизированной сис­темы централизо­ванного оповещения Самарской области».
По результатам тендера филиалом ФГУП НИИР – СОНИИР была разработана про­ектная и рабочая документация с ис­пользованием комплекса программно-аппаратных средств оповещения (КПАСО) «МАРС-АРСЕНАЛ», где предусмотрено применение новейших ме­тодов и технологий для обеспечения оповещения и организации сети связи и управления оповещением. В проектах заложены современные технические ре­шения, обеспечивающие интеграцию КСЭОН с существующими системами оповещения региона, сетями связи администраций области и муниципальных образований.
В последние годы филиал ФГУП НИИР – СОНИИР также принимал участие и выполнил несколько других работ по заказу госструктур (приведены ниже). По результатам этих работ были подготовлены и переданы заказчикам технические решения и перечень организационно-технических меро­приятий для построения систем передачи информации или сигналов оповеще­ния как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном ре­жиме по сетям аналогового и цифрового телерадиовещания; возможные варианты организации локального оповещения населения при минимально возможной зоне локализации сигнала оповещения в сети РТРС на муниципальном и объектовом уровне; предложения по разработке новых или коррекции действующих НПА в сфере вещания и оповещения; предложения по структуре новых технических регламентов; проекты новых технических рег­ламентов.
Вместе с тем при выполнении работ были вскрыты проблемы, среди ко­торых можно выделить нечеткое разграничение зоны ответственности по взаи­модействию между различными государственными, региональными и муници­пальными структурами, отвечающими за проектирование, развертывание и эксплуатацию РАСЦО и т.д., несовершенство законодательства и прочие спорные моменты.
Филиал ФГУП НИИР – СОНИИР сделал попытку анализа и систематизации как отечественного, так и зарубежного опыта построения подобных систем. Объем рабочих документов по данной проблеме составляет несколько сотен страниц. Поскольку в рамках краткой статьи довольно сложно охватить весь комплекс вопросов, то было принято компромиссное решение о том, что в данной статье фактически обозначаются проблемы и важнейшие их составляющие для даль­нейшего детального обсуждения.
Предлагается обсудить следующие блоки вопросов:
1. Полнота и противоречия различных федеральных и региональных за­конов, постановлений, технических рег­ламентов и НПА в области создания комплексных систем оповещения, мониторинга промышленной и пожарной безопасности. Необходимость их доработки.
2. Необходимость разработки полноценных комплексных требований к РАСЦО в части перехвата аналогового и цифрового телерадиовещания, SMS-оповещения и оповещения по технологии Cell Broadcast, систем мониторинга, промышленной и пожарной безопасности (СМПиПБ). Возможность их реали­зации на предус­мотренных действующим законодательством уровнях систем оповещения (федеральном, региональном, муниципальном, объектовом) с учетом затрат на создание и текущую эксплуатацию.
3. Определение механизмов организационного взаимодействия РАСЦО со смежными структурами, решающими аналогичные задачи (ОКСИОН, КСЭОН, СЗИОНТ и т.д.); с операторами связи. При выполнении каких требований и условий сторонние операторы связи (Ростелеком, сотовые операторы, интернет-провайдеры и т.д.), а также сети телерадиовещания РТРС могут быть использованы для решения задач РАСЦО?
4. Необходимость разработки комплексных требований к оборудованию различных производителей и порядка его использования в системах оповещения и СМПиПБ при работе в составе РАСЦО. Проблема — недостаточно четкие функциональные и технические требования действующих НТД МЧС по стыковке оборудования различных производителей, сетей связи и сетей телерадиовещания.
5. Уточнение требований к основным и дополнительным средствам опо­вещения и нижней границе ответственности по оповещению населения. Проблема — НПА в регионах четко не определяют основные (обязательные во всех случаях) и дополнительные средства оповещения и сети связи, а также нижнюю территори­альную границу ответственности РАСЦО: количество жителей в населенном пункте или процент охвата населения оповещением. Необходимо  четко опре­делить основные и дополнительные средства оповещения и сети связи (системы ШПД, GSM, SMS и т.д.), а также определить условия применения дополнительных средств оповещения и сетей связи в качестве основных.
6. Подчиненность и финансирование объектов РАСЦО и КСЭОН. В разных регионах РФ системы оповещения, а порой и их элементы подчиняются различным ведомствам: ГУ МЧС, УГЗ, Минсвязи регионов, главам адми­нистраций МО, что приводит к дублированию и нерациональным финансовым затратам при проектировании и создании РАСЦО.
7. Необходимость разработки, пуб­личного обсуждения и утверждения единой методики сдачи РАСЦО и ее элементов в эксплуатацию.
8. Использование зарубежного опыта. Анализ зарубежного опыта пока­зал, что оповещение населения в основном производится по технологии Cell Broadcast; при помощи SMS-рассылки, так как она является наиболее эффективным способом экстренного оповещения насе­ления при условии выполнения данного оповещения с географической привяз­кой к месту расположения абонентского терминала в режиме реального вре­мени; через сеть Интернет с помощью автоматического перена­правления http-запросов на интернет-ресурс, содержащий информацию об уг­розе или возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты; с использованием цифрового телевидения путем передачи сигналов оповещения до населения через ТВ-передатчики стандарта DVB-T2. Доставка сигнала до передатчиков осуществляется по сетям связи — спутниковым, Интернет и др.

Работы, выполненные филиалом ФГУ ГУ П НИИР – СОНИИР по заказу госструктур

- раздел «Разработка требований и основных технологических решений по использованию сетей цифрового телерадиовещания для оповещения населения о мероприятиях гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях» комплексного проекта «Развитие цифрового вещания Российской Федерации. Этап I: Телевещание»;
- раздел «Разработка организационно-технических решений по обеспечению потребности в услугах для государственных нужд при чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения» комплексного проекта «Развитие цифрового вещания Российской Федерации. Этап II: Радиовещание»;
- «Анализ действующих технических регламентов предприятий связи по допуску к линейно-кабельным сооружениям связи, по оказанию услуг и техническому обслуживанию»;
- «Оценка федеральных нормативных правовых актов в сфере вещания и оповещения»;
- разработка системного проекта «Системы передачи сигналов оповещения по сети РТРС», в том числе исследование различных вариантов организации локального оповещения населения на различных уровнях сети наземного цифрового эфирного телерадиовещания стандарта DVB-T2.

В заключение отметим, что решение обозначенных проблем позволит избежать дублирования функций различных систем оповещения и безопасности и значительно сократит затраты на проектирование, разверты­вание и  эксплуатацию РАСЦО. 

Все статьи рубрики