Централизованное оповещение: основные правовые коллизии и возможности цифровых технологий
Номер журнала:
Рубрика:
Филиал ФГУП НИИР — СОНИИР: ГАВЛИЕВСКИЙ С.Л., ГАВРИЛОВ А.В., СЕВОСТЬЯНОВ С.В., ЦВИЛИЙ Т.А., |
В соответствии с Указом Президента РФ от 13 ноября 2012 года № 1522 в стране развернуты работы по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН) об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразвивающихся природных явлений и техногенных процессов. Именно поэтому в 2013 году руководством Самарской области одним из первых среди крупных областей РФ было принято решение о создании региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО) с элементами КСЭОН на базе программно-аппаратных комплексов нового поколения. Был проведен тендер на разработку проектной и рабочей документации «Создание региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Самарской области».
По результатам тендера филиалом ФГУП НИИР – СОНИИР была разработана проектная и рабочая документация с использованием комплекса программно-аппаратных средств оповещения (КПАСО) «МАРС-АРСЕНАЛ», где предусмотрено применение новейших методов и технологий для обеспечения оповещения и организации сети связи и управления оповещением. В проектах заложены современные технические решения, обеспечивающие интеграцию КСЭОН с существующими системами оповещения региона, сетями связи администраций области и муниципальных образований.
В последние годы филиал ФГУП НИИР – СОНИИР также принимал участие и выполнил несколько других работ по заказу госструктур (приведены ниже). По результатам этих работ были подготовлены и переданы заказчикам технические решения и перечень организационно-технических мероприятий для построения систем передачи информации или сигналов оповещения как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме по сетям аналогового и цифрового телерадиовещания; возможные варианты организации локального оповещения населения при минимально возможной зоне локализации сигнала оповещения в сети РТРС на муниципальном и объектовом уровне; предложения по разработке новых или коррекции действующих НПА в сфере вещания и оповещения; предложения по структуре новых технических регламентов; проекты новых технических регламентов.
Вместе с тем при выполнении работ были вскрыты проблемы, среди которых можно выделить нечеткое разграничение зоны ответственности по взаимодействию между различными государственными, региональными и муниципальными структурами, отвечающими за проектирование, развертывание и эксплуатацию РАСЦО и т.д., несовершенство законодательства и прочие спорные моменты.
Филиал ФГУП НИИР – СОНИИР сделал попытку анализа и систематизации как отечественного, так и зарубежного опыта построения подобных систем. Объем рабочих документов по данной проблеме составляет несколько сотен страниц. Поскольку в рамках краткой статьи довольно сложно охватить весь комплекс вопросов, то было принято компромиссное решение о том, что в данной статье фактически обозначаются проблемы и важнейшие их составляющие для дальнейшего детального обсуждения.
Предлагается обсудить следующие блоки вопросов:
1. Полнота и противоречия различных федеральных и региональных законов, постановлений, технических регламентов и НПА в области создания комплексных систем оповещения, мониторинга промышленной и пожарной безопасности. Необходимость их доработки.
2. Необходимость разработки полноценных комплексных требований к РАСЦО в части перехвата аналогового и цифрового телерадиовещания, SMS-оповещения и оповещения по технологии Cell Broadcast, систем мониторинга, промышленной и пожарной безопасности (СМПиПБ). Возможность их реализации на предусмотренных действующим законодательством уровнях систем оповещения (федеральном, региональном, муниципальном, объектовом) с учетом затрат на создание и текущую эксплуатацию.
3. Определение механизмов организационного взаимодействия РАСЦО со смежными структурами, решающими аналогичные задачи (ОКСИОН, КСЭОН, СЗИОНТ и т.д.); с операторами связи. При выполнении каких требований и условий сторонние операторы связи (Ростелеком, сотовые операторы, интернет-провайдеры и т.д.), а также сети телерадиовещания РТРС могут быть использованы для решения задач РАСЦО?
4. Необходимость разработки комплексных требований к оборудованию различных производителей и порядка его использования в системах оповещения и СМПиПБ при работе в составе РАСЦО. Проблема — недостаточно четкие функциональные и технические требования действующих НТД МЧС по стыковке оборудования различных производителей, сетей связи и сетей телерадиовещания.
5. Уточнение требований к основным и дополнительным средствам оповещения и нижней границе ответственности по оповещению населения. Проблема — НПА в регионах четко не определяют основные (обязательные во всех случаях) и дополнительные средства оповещения и сети связи, а также нижнюю территориальную границу ответственности РАСЦО: количество жителей в населенном пункте или процент охвата населения оповещением. Необходимо четко определить основные и дополнительные средства оповещения и сети связи (системы ШПД, GSM, SMS и т.д.), а также определить условия применения дополнительных средств оповещения и сетей связи в качестве основных.
6. Подчиненность и финансирование объектов РАСЦО и КСЭОН. В разных регионах РФ системы оповещения, а порой и их элементы подчиняются различным ведомствам: ГУ МЧС, УГЗ, Минсвязи регионов, главам администраций МО, что приводит к дублированию и нерациональным финансовым затратам при проектировании и создании РАСЦО.
7. Необходимость разработки, публичного обсуждения и утверждения единой методики сдачи РАСЦО и ее элементов в эксплуатацию.
8. Использование зарубежного опыта. Анализ зарубежного опыта показал, что оповещение населения в основном производится по технологии Cell Broadcast; при помощи SMS-рассылки, так как она является наиболее эффективным способом экстренного оповещения населения при условии выполнения данного оповещения с географической привязкой к месту расположения абонентского терминала в режиме реального времени; через сеть Интернет с помощью автоматического перенаправления http-запросов на интернет-ресурс, содержащий информацию об угрозе или возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты; с использованием цифрового телевидения путем передачи сигналов оповещения до населения через ТВ-передатчики стандарта DVB-T2. Доставка сигнала до передатчиков осуществляется по сетям связи — спутниковым, Интернет и др.
Работы, выполненные филиалом ФГУ ГУ П НИИР – СОНИИР по заказу госструктур
- раздел «Разработка требований и основных технологических решений по использованию сетей цифрового телерадиовещания для оповещения населения о мероприятиях гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях» комплексного проекта «Развитие цифрового вещания Российской Федерации. Этап I: Телевещание»;
- раздел «Разработка организационно-технических решений по обеспечению потребности в услугах для государственных нужд при чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения» комплексного проекта «Развитие цифрового вещания Российской Федерации. Этап II: Радиовещание»;
- «Анализ действующих технических регламентов предприятий связи по допуску к линейно-кабельным сооружениям связи, по оказанию услуг и техническому обслуживанию»;
- «Оценка федеральных нормативных правовых актов в сфере вещания и оповещения»;
- разработка системного проекта «Системы передачи сигналов оповещения по сети РТРС», в том числе исследование различных вариантов организации локального оповещения населения на различных уровнях сети наземного цифрового эфирного телерадиовещания стандарта DVB-T2.
В заключение отметим, что решение обозначенных проблем позволит избежать дублирования функций различных систем оповещения и безопасности и значительно сократит затраты на проектирование, развертывание и эксплуатацию РАСЦО.