Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Постановлением от 29.12.2023 № 2386 Правительство России утвердило структуру и функции единой цифровой платформы в социальной сфере. Постановление вступило в силу с 1 января 2024 г., за исключением отдельных положений.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 02 (202), февраль, 2024
В номере:

Теги

Большой барьерный риф

 
ШУДЕГОВ Виктор Евграфович, депутат Гос. думы РФ, зам. председателя КГД по образованию

ШУДЕГОВ Виктор Евграфович
депутат Гос. думы РФ, зам. председателя КГД по образованию

Номер журнала: 

Рубрика: 

«Административные барьеры» обходятся России в 3-4% ВВП. Колоссальные суммы, которые можно оценить в 1,2 трлн рублей, уходят на преодоление коррупционного сопротивления чиновничества и получиновничьих монополистических, псевдоэкономических структур. Проблема не только в коррупции, но и в недостатках законодательной базы.

Предлагаем вашему вниманию интервью с Виктором Евграфовичем Шудеговым - заместителем председателя Комитета Государственной Думы по образованию.

- Виктор Евграфович, прежде чем начать беседу на тему административных барьеров давайте определимся с этим термином. Что мы будем понимать под ним? Поскольку даже обоснованные и законные требования по той же экологии, промышленной безопасности, охране труда, лицензированию и госэкспертизе заинтересованными лицами могут трактоваться как административные барьеры, якобы мешающие бизнесу.

- Под «административными барьерами» понимаются затраты предприятий на выполнение требований и норм закона, а также в связи с усилением механизмов контроля на местах. У предприятий появляются издержки для соответствия всем этим требованиям.

По нашим опросам, среди основных барьеров для предпринимателей наиболее часто упоминаются административные барьеры, налоговое бремя и коррупция. Административные барьеры касаются целого ряда существенных процедур, затрагивающих интересы сектора малого и среднего предпринимательства. Как следствие, сектор малого предпринимательства развивается чрезвычайно медленно и остается очень слабым. Именно поэтому необходимость устранения административных барьеров постоянно подчеркивается как представителями малого бизнеса, так и официальными общественными организациями предпринимателей.

В число главных причин административных барьеров входит сложное законодательство, которому непросто следовать. Сюда относятся и противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровне. Частое инспектирование и контроль без предварительного уведомления. Слишком большое число властных органов и неоправданно высокие тарифы на так называемые их «услуги».

- В проблеме снижения административных барьеров чего больше – коррупции или несовершенства законодательной базы?
- Здесь много и того и другого. Самый простой путь снижения административных барьеров - это снятие требований, например, по экологической безопасности. Но тогда будут страдать и природа, и люди. Надежды на совесть предпринимателей недостаточно. Поэтому необходимо говорить не о снижении административных барьеров для хозяйствующих субъектов, а поиске оптимума, позволяющего создать максимально благоприятные условия для развития предпринимательства не в ущерб экологии. Нахождение этого оптимума - трудная задача. Ее решение зависит не только от национальной культуры, традиций  и развитости экономики, но и от эффективности действия правоохранительных органов, от активности предпринимателей и, конечно, от совершенства законодательной базы.

- Насколько административные барьеры мешают развитию промышленности и экономики в целом?
- Развитие устойчивой культуры экологически безопасного предпринимательства жизненно необходимо для общего роста экономики и для того, чтобы региональная и российская экономика могла быть конкурентоспособной в будущем. За короткий срок сектор малого и среднего предпринимательства может создать большое количество рабочих мест, увеличить налоговую базу, внести определенный вклад в увеличение национального дохода, а также может произвести ряд импортозамещающих товаров. В современной экономике сектор малого и среднего предпринимательства является важным для экономического роста. Поэтому создание благоприятной среды без административных барьеров для развития предпринимательства - ключевой вопрос как для сектора малого и среднего предпринимательства, так и для экономики в целом. Административные барьеры обходятся предприятиям страны в сумму, составляющую порядка 3-4% от ВВП. Больше всего от них страдают малые предприятия, поскольку административное бремя из расчета на одного работника у них выше порой в несколько раз.

- Указ Дмитрия Медведева – это не новое в законодательной практике. Был Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 года № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства». Были приняты законы о госрегистрации юридических лиц, дополнения и изменения в закон о лицензировании, о порядке проведения надзора и контроля, об основах технического регулирования. Какие задачи сейчас стоят перед законодателями?
- Российские власти с 1995 г. предприняли широкий набор инициатив, чтобы уменьшить административное бремя, включая принятие важных законов и актов. Руководящие принципы развития законодательства в целом состоят в том, что закон должен быть установлен только тогда, когда существует значительная заинтересованность в наличии стандартной процедуры (принцип гармонизации), причем все, что может администрироваться и быть решенным на более низком уровне, должно на нем и оставаться (принцип субсидиарности).

Основные причины административного бремени следующие: слишком сложные формы и требования; слишком большое количество форм отчетности или требований; слишком частая необходимость подачи форм и исполнения требований; слишком частые изменения форм отчетности или требований.

Чаще всего предприниматели жалуются по поводу отсутствия прозрачности процедур и отсутствия информации о том, для чего нужны эти требования. При изменении требований возникают проблемы, связанные с необходимостью изменения инструментов их выполнения. Подвергается критике низкое качество работы государственных служб. У сотрудников нет опыта работы в хозяйственных структурах, отсюда низкое качество услуг государственных организаций и слишком длительные время обработки сданных документов.

Уже принимаются меры по оценке и устранению ненужных административных барьеров, в основном в рамках общей политики дерегулирования. Эта политика направлена на уменьшение всех препятствий для предприятий, а также на улучшение условий функционирования рынков и увеличение доверия общественному сектору. Разрабатываемые меры будут включать сбор информации и исследования существующих административных барьеров, информационно-консультативную поддержку предприятий относительно требований к ним, совершенствование и упрощение форм отчетности, упрощение процедур. Следует сократить и количество организаций, требующих предоставления информации. Необходима замена существующих законов новыми - в меньшем количестве и более простых. При этом важно постоянно анализировать новое законодательство на предмет устранения административных барьеров.

- Что уже сделано законодателями?
- Государственная Дума приняла в первом чтении пакет из трех законопроектов, призванных реализовать президентский Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Одобренные депутатами документы устанавливают преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, а для ее отдельных видов вместо лицензирования вводится обязательное страхование гражданской ответственности. Сокращается количество проверок для малого и среднего бизнеса. Так, с контрольными проверками госорганы (кроме налоговых) должны приходить на малые предприятия не чаще чем один раз в три года. Внеплановые проверки смогут осуществляться только в случае угрозы жизни или здоровью людей, причем они должны быть согласованы с прокурором и необходимость такой проверки следует четко аргументировать. Общий почасовой регламент проверок установлен в размере 15 часов в год для микропредприятий и 70 часов для субъектов малого предпринимательства. Внесены поправки в закон «О милиции», существенно уменьшающие ее право вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий и организаций во внепроцессуальном порядке. Работники МВД впредь смогут действовать только в рамках процедур, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях. В настоящее время существует 30 федеральных и 85 региональных ведомств, которые занимаются государственным и муниципальным надзором. В 2007 году ими было проведено более двадцати миллионов проверок субъектов малого и среднего бизнеса, на что из федерального бюджета потрачено 162 млрд рублей. Теперь же благодаря принятию этого пакета законов такие проверки сократятся примерно в сорок раз. Реализация законов позволит снизить уровень необоснованного вмешательства госорганов в предпринимательскую деятельность, уменьшить расходы на организацию проверок, сократить коррупцию и повысить экономическую активность бизнеса в целом. Однако в предложенных законопроектах вызывают нарекания некоторые нечеткие формулировки документов, которые дают возможность чиновникам трактовать их в выгодном для себя плане. Кроме того, соблюдение законов, особенно в регионах, будет «саботироваться» заинтересованными проверяющими организациями. Будем бороться за то, чтобы исправить эти недостатки на этапе второго чтения.

- Среди самых серьезных можно отметить проблему доступа хозяйствующих субъектов  к ресурсам развития - прежде всего к недвижимому имуществу, земельным участкам, энергетическим ресурсам. Та же проблема технического присоединения в энергетике. Что необходимо сделать законодателям, чтобы решить их?
- Мы исходим из того, что решение накопившихся проблем в области административных барьеров должно быть сфокусировано на сопряжении и координации законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Например, еще летом 2001 г. была создана Комиссия Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений, которая рассматривает вопросы применения конкретных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности и готовит предложения о целесообразности их дальнейшего использования. Способствует упорядочению контрольных (надзорных) функций федеральных органов исполнительной власти и их подразделений и подведомственных государственных учреждений, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора). Разрабатывает предложения о порядке финансирования уполномоченных органов и организаций, а также предложений по оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

В настоящее время действуют законы, направленные на устранение административных барьеров в развитии предпринимательства. Вот самые востребованные:
128-ФЗ регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности;
129-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, в том числе определяет порядок и перечень необходимых документов для регистрации;
134-ФЗ устанавливает порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора); права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов; обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Однако постоянно появляются новые проблемы, поэтому работа по совершенствованию законодательства будет продолжаться.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"

Все статьи рубрики