Безопасный пропуск весеннего паводка: межведомственное взаимодействие
Фрагмент паспорта готовности муниципального образования к паводку
Номер журнала:
Рубрика:
Республика Татарстан является регионом, где прохождение весеннего половодья может иметь серьезные последствия, влияющие в целом на социально-экономическое развитие республики. В водохозяйственной деятельности региона насчитывается 1225 гидротехнических сооружений. Густая гидрологическая сеть испытывает дополнительную нагрузку в период развития весеннего половодья, когда в короткий промежуток времени через реки проходит до 70 % их годовой водности. Большое количество водных объектов требует к себе более внимательного отношения, особенно в период прохождения весеннего половодья.
Ни в настоящее время, ни в обозримом будущем предотвратить наводнения целиком не представляется возможным. Их можно только прогнозировать, локализовать, ослабить последствия. В этой связи приоритетной задачей МЧС РТ является обеспечение безопасного прохождения периода весеннего половодья на территории РТ.
В целях реализации указа Президента РФ от 17 июля 2012 года № 1015 МЧС РТ сформирован реестр населенных пунктов и территорий, подверженных угрозе подтопления (затопления) в паводковый период. Согласно принятому распоряжению Кабинета министров РТ в настоящее время 216 населенных пунктов испытывают на себе негативное воздействие паводковых вод.
В целом в республике подготовка к паводку ведется в течение всего года. Ежегодно в летне-осенний период в городских округах и муниципальных районах РТ согласно рекомендациям МЧС осуществляется целый комплекс противопаводковых мероприятий: очистка русел рек от заиления и кустарников в районах мостовых переходов, изгибов рек и на участках, где в паводок наблюдаются заторы льда; обустройство защитных дамб в местах возможного выхода рек из берегов в целях недопущения подтопления; проведение работ по установке (в случае отсутствия) водопропускных труб или их замене на трубы большего диаметра (в случае необходимости) на автодорогах; обследование технического состояния ГТС, ремонт и подготовка прудов к весеннему половодью; проверка готовности сил и средств, привлекаемых к проведению противопаводковых мероприятий; подготовка резервов финансовых и материальных средств.
Так, например, при подготовке к паводку 2014 года в городских округах и сельских районах республики выполнены следующие основные мероприятия: ремонт гидротехнических сооружений на сумму 216 млн 597 тыс. рублей (в 2012 году на эти цели было затрачено 209 млн 893 тыс. руб.); очистка и углубление русел рек на сумму 43 млн 788 тыс. руб. (в 2012 году — 41 млн руб.); берегоукрепительные работы на сумму 302 млн 487 тыс. руб.(в 2012 году — 546 млн руб.); установка, ремонт и очистка водопропускных труб на сумму 231 млн 925 тыс. руб. (в 2012 году — 112 млн руб. соответственно).
Динамика хода финансирования противопаводковых работ в республике за последние годы приведена на диаграммах.
Оценивая проведенные противопаводковые мероприятия, необходимо отметить следующее:
1. Ремонт ГТС прудов не проводился, либо нет сведений об их ремонте в сельских районах: Верхнеуслонский, Елабужский, Спасский.
2. Мероприятия по очистке русел рек не проведены в сельских районах: Аксубаевский, Актанышский, Апастовский, Арский, Атнинский, Бугульминский, Буинский, Верхнеуслонский, Дрожжановский, Заинский, Кайбицкий, Мамадышский, Менделеевский, Муслюмовский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сармановский, Спасский, Тетюшский, Тукаевский, Тюлячинский, Черемшанский, Чистопольский.
3. Берегоукрепительные работы не проведены в сельских районах: Азнакаевский, Аксубаевский, Актанышский, Алькеевский, Алексеевский, Апастовский, Арский, Атнинский, Бугульминский, Верхнеуслонский, Дрожжановский, Заинский, Кайбицкий, Кукморский, Лаишевский, Лениногорский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Муслюмовский, Новошешминский, Нурлатский, Пестречинский, Сабинский, Сармановский, Спасский, Тетюшский, Тукаевский, Черемшанский.
4. Установка, ремонт, очистка водопропускных труб не проводились в сельских районах: Аксубаевский, Апастовский, Бугульминский, Верхнеуслонский, Мамадышский, Менделеевский, Нурлатский, Тюлячинский, Чистопольский.
В целях снижения риска и смягчения последствий возможных ЧС, вызванных пропуском талых вод, Министерством ежегодно разрабатывается проект постановления Кабинета министров РТ «О мероприятиях по защите населения и территорий РТ в период весеннего половодья».
Данное постановление позволяет: организовать контроль за ходом планирования мероприятий по подготовке и проведению безаварийного пропуска паводковых вод жилищно-коммунальными, дорожно-транспортными, энергетическими, медицинскими предприятиями региона; обеспечить санитарно-эпидемиологический контроль за качеством питьевой воды, состоянием открытых водоисточников, водозаборов; вести постоянный контроль за состоянием и эксплуатацией ГТС, уделив внимание обеспечению рационального регулирования режимов работы гидроузлов, а также ГТС, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии; осуществлять функционирование временной наблюдательной сети для контроля за уровнем воды на водных объектах, особенно в прогнозируемых зонах подтопления, состоянием потенциально опасных ГТС; организовать проведение взрывных работ на участках малых рек для предупреждения образования заторов льда и недопущения подтопления; при необходимости провести заблаговременную эвакуацию населения, вывести материальные ценности из опасных районов; подготовить необходимые силы и средства для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории республики.
Также Министерством ежегодно корректируется оперативный план «Половодье». Так, согласно плану в 2013 году для предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных половодьем, была создана группировка сил и средств в количестве 22 318 чел, 5561 единица специальной и автомобильной техники, два вертолета. Для первоочередного жизнеобеспечения подготовлено 178 пунктов временного размещения вместимостью 26,2 тыс. чел, 584 единицы транспорта, в режиме постоянной готовности находилось 510 бригад медицинской помощи.
Начиная с 2011 года в МЧС РТ введена процедура паспортизации опасных природных явлений. Основными разделами паспорта готовности района к паводку являются:
- оценка рисков затопления района с учетом всех населенных пунктов;
- схемы паводкоопасных участков в районе;
- характеристики зон подтопления при различных вариантах развития паводковой ситуации;
- информация по затороопасным участкам малых рек;
- расчет сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС.
Паспорта дополняются прогнозно-расчетной информацией для населенных пунктов, составленной на основании складывающихся метеоусловий, наиболее вероятного и наихудшего сценария развития паводка.
Ежегодная корректировка паспортов позволяет обеспечивать накопление информации, ее систематизацию.
В целях организации оперативного контроля ледовой обстановки МЧС РТ совместно с органами местного самоуправления обеспечивается постоянный мониторинг за состоянием и безопасной эксплуатацией прудов объемом свыше 1 млн м3, каскадно-расположенных прудов и прудов, в нижнем бьефе которых находятся населенные пункты, а также участков малых рек с заторными явлениями. Общее количество гидропостов составляет 258 единиц. Сведения с гидропостов поступают с периодичностью два раза в сутки.
Наиболее проблемными территориями республики в паводковый период являются участки малых рек с низкой проходимостью вод вследствие извилистости русла, а также зарастания и заиления, что приводит к образованию заторов льда. Особо подвержены этому явлению реки Заволжского региона (бассейн р. Свияги), Предкамья (реки Шия, Малая Меша) и реки восточного региона (реки Мензеля, Ик, Сюнь, Белая). В целом на территории республики насчитывается 61 затороопасный участок, которые являются причинами подтоплений в паводковый период.
В целях обеспечения безаварийного пропуска паводковых вод, сохранности жилых и общественных зданий, объектов экономики, мостов, дорог, гидротехнических сооружений на территории Республики Татарстан Министерством организуются и проводятся взрывные работы по ликвидации ледовых заторов на реках. В 2012 году взрывные работы были проведены на территории 11 районов, в 2013 — 12 районов.
В целях обеспечения безаварийной эксплуатации гидротехнических сооружений МЧС РТ совместно с Приволжским управлением Ростехнадзора ежегодно организует проверки готовности ГТС к безаварийному прохождению весеннего половодья. В 2012 году в рамках совместного приказа было проведено обследование 184 сооружений, в 2013 — 138 ГТС. К сожалению, в республике имеются факты разрушения прудов в период прохождения половодья. В период прохождения паводка 2012 года в результате прорыва плотины пруда была разрушена часть автодороги и мостовой переход в н.п. Четыре Двора Чистопольского района.
Как показало проведенное расследование инспекторами Приволжского управления Ростехнадзора, повреждение ГТС произошло из-за отсутствия ледозащитного сооружения, сороудерживающих решеток на шахтных водовыпусках, нерабочего донного водовыпуска. Итог — переливание воды через гребень плотины и разрушение тела плотины.
Были названы и организационные причины гидротехнической аварии в Чистопольском районе. У пруда, находящегося на балансе исполнительного комитета Адельшинского сельского поселения, отсутствует обязательное страхование риска гражданской ответственности, финансовое обеспечение гражданской ответственности. Однако основная причина аварии — отсутствие грамотных работников, которые бы правильно обслуживали ГТС, следили за состоянием тела плотины и вовремя смогли бы устранить нарушения.
В целом анализ практической деятельности МЧС РТ по обеспечению безаварийного пропуска весеннего половодья в течение последних лет позволяет сформулировать ряд концептуальных принципов и положений, на которых должна основываться дальнейшая работа по организации защиты населения и территории республики от весенних паводков: зонирование территории республики по величине риска паводковой ситуации; государственное регулирование и регламентирование застройки и хозяйственного освоения паводкоопасных территорий; долгосрочное планирование инженерных мероприятий; заблаговременное проведение инженерных работ, своевременное обеспечение их материально-техническими и финансовыми средствами; реконструкция старых и возведение новых защитных сооружений, соответствующих действующим строительным нормам и правилам. При этом отмечается, что при планировании и проведении технических мероприятий большая доля ответственности ложится на территориальные подразделения Росгидромета, Минсельхоза, Минэнерго и Минприроды России.