Безопасность строительных объектов теряет иммунитет, вопрос решит модернизация СРО
Номер журнала:
Рубрика:
Парадоксально, но реформирование в России правовой базы, управляющей процессами производства строительных работ, не привело к повышению безопасности на стройплощадках. В регионах страны за год произошло 58 крупных обрушений, при которых погибли и пострадали люди.
Плачевна и статистика, предоставляемая такой структурой, как НОСТРОЙ. В период с 1 января по 29 августа текущего года на строительных площадках в различных субъектах России произошло 288 аварий и происшествий. Это подтвердило факт прогрессирования проблемы — число происшествий увеличилось на 46,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, когда было зафиксировано 197 ЧП. При этом погибло 194 человека, травмировано 148.
Вполне ясно, по каким причинам техногенные аварии активно обсуждались в октябре 2013 года в Государственной Думе РФ. Члены Комитета по земельным отношениям и строительству провели парламентские слушания, посвященные теме: «Законодательное регулирование обеспечения безопасности зданий и сооружений: проблемы и основные направления совершенствования».
Встреча прошла в ключе обсуждения принятых законодательных мер в вопросе об обеспечении безопасности зданий и сооружений. Первым проблему обозначил председатель Комитета по земельным отношениям и строительству Русских А.Ю., отметив, что вопросы безопасности строительных объектов затрагивают интересы всего населения. Но, несмотря на это, законодательные меры в части обеспечения безопасности не улучшают ситуацию, по крайней мере, кардинальным образом. И это не просто беспочвенные выводы — о негативной обстановке говорит статистика аварий. Проблема усугубляется тем, что причиной ЧП может стать ошибка, допущенная на любой стадии жизненного цикла здания, начиная от выбора места размещения объекта и завершая процессами его сноса. Было высказано мнение о том, что необходимо ужесточать контроль в процессе строительства: «В погоне за сокращением административных барьеров для подрядчиков нельзя забывать о безопасности», — уточнили эксперты. К примеру, предложено ввести обязательную сертификацию распространенных строительных материалов.
Серьезный акцент был сделан на вопросы квалификации лиц, участвующих в строительном процессе. С 2011 года функциями допуска к работам по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, которые оказывают влияние на безопасность, наделены СРО. Участники высказали замечания в адрес института саморегулирования, поскольку задачи, поставленные перед ним — повышение качества и безопасности, допуск на рынок добросовестных участников — не достигнуты.
Врио руководителя Ростехнадзора Ферапонтов А.В. предложил усилить ответственность за выдачу Свидетельства о допуске лицам, не соответствующих требованиям или не внесшим взнос в компенсационный фонд в полном объеме. «Ведомство выступает с соответствующими законодательными инициативами», — подчеркнул глава Службы.
Эксперты Национального объединения изыскателей отметили необходимость жестче контролировать процесс инженерных изысканий. В этом секторе существуют следующие проблемы: стремление заказчика сэкономить на инженерных изысканиях; недопустимо сжатые сроки, диктуемые заказчиками изыскательским коллективам; отсутствие надежного контроля за качеством.
Существует и проблема отсутствия четкого определения, что относится к административному регулированию, а что — к профессиональному. «Аварийность растет, а управляемость процессами никто гарантировать не может. На уровне законодательной власти жестко вторгаются в профессиональную сферу. Нигде в мире техрегулирование не является предметом государственного регулирования», — пояснили эксперты. «Безопасность — это всегда противопоставление экономической эффективности, бесплатной безопасности не бывает. Поэтому, когда мы подвергаем оценке регулирующего воздействия обязательные нормы в сфере строительства, мы не можем от рынка получить одобрения повышения стоимости», — сказали, в частности, представители структуры НОСТРОЙ.
Одним из рычагов управления ситуацией был назван подход, связанный с изменениями перечня работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капстроительства. Документ противоречит законодательству, приводит к развитию недобросовестной конкуренции, создает предпосылки для введения потребителей строительных работ в заблуждение. НОСТРО подготовил новый перечень, который сегодня проходит оценку.
Резонансным стало заявление о реформировании всей системы саморегулирования. Есть необходимость, и весьма острая, в переработке законодательных актов, регулирующих проектную деятельность. «Во-первых, это Федеральный закон № 315 «О СРО», закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и, конечно, Градостроительный кодекс РФ, — уточнили специалисты. — Эти документы ориентированы на интересы чиновников от саморегулирования, но никак не на интересы проектировщиков. ГК имеет уклон в сторону земельного законодательства. Следует законодательно закрепить право национальных объединений защищать свои интересы на самом высшем уровне органов федеральной и региональной власти. Основной целью должно оставаться регулирование профессиональной деятельности через инструменты саморегулирования. Важно решать вопросы, касающиеся борьбы с коммерческими СРО».
В Госдуму РФ по итогам слушаний будут направлены законопроекты, призванные повысить отраслевую безопасность, усовершенствовать СРО в области инженерных изысканий, строительства, реконструкции и капитального ремонта.