Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Постановлением от 29.12.2023 № 2386 Правительство России утвердило структуру и функции единой цифровой платформы в социальной сфере. Постановление вступило в силу с 1 января 2024 г., за исключением отдельных положений.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 02 (202), февраль, 2024
В номере:

Теги

Безопасность подъемных сооружений обеспечивается неукоснительным соблюдением условий эксплуатации

 
ПОТАПОВ Александр Валентинович, главный государственный инспектор Удмуртского территориального отдела по надзору за  общепромышленной безопаснос-тью и государственному строительному надзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора

ПОТАПОВ Александр Валентинович
главный государственный инспектор Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопаснос-тью и государственному строительному надзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Ежегодно Ростехнадзором проводится анализ состояния травматизма и аварийности на подъемных сооружениях. За 4 месяца текущего года на предприятиях, где эксплуатируются подъемные сооружения, произошло 11 аварий, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из 11-ти аварий шесть (55 %) произошли на башенных кранах, две (18 %) — на автомобильных кранах, по одной (9 %) — при эксплуатации козлового, колесного, гусеничного кранов.
За отчетный период 2012 года при эксплуатации подъемных сооружений в России погибло 25 человек. Столько же человек погибло за аналогичный период прошлого года. 30 % аварий произошло по техническим причинам — из-за неисправности технических устройств или неисправности, отсутствия приборов безопасности. 70 % аварий — по организационным причинам: отсутствие или неэффективное осуществление производственного контроля, нарушение технологичес-кой и трудовой дисциплины, неправильное или несогласованное действие обслуживающего персонала, неудовлетворительная организация производства работ.
Аварийность башенных кранов составляет 40 % от общего количес-тва аварий грузоподъемных кранов. Причины повышенной аварийности по сравнению с другими кранами, в первую очередь, связаны с частой перебазировкой башенных кранов с объекта на объект, а также с удаленностью этих объектов от баз обслуживания, что усложняет контроль за состоянием своевременного обслуживания и качественного ремонта кранов. Имеющиеся данные позволяют выделить три основные группы причин аварий башенных кранов:
1. Несоответствие самой конструкции башенного крана требованиям безопасности. Результат многолетней эксплуатации различных типов кранов позволяет сделать вывод, что наименее надежный узел башенного крана — это кольцевая неповоротная рама — сложная сварная конструкция с мес-тами повышенной концентрации напряжений, для которых расчет напряженного состояния затруднен. Разрушение рам — наиболее частая причина аварий на кранах марки С-981. Доработка заводом конструкции рамы и усиление ее при эксплуатации не дали ожидаемого эффекта. Сейчас в Удмуртии краны С-981 не эксплуатируются, но в последнее время наблюдается тенденция завоза устаревших башенных кранов из ближайших республик.
Аналогичные разрушения листов рам наблюдаются на кранах КБ-403а, КБ-403б. Раньше ходовую раму кранов изготавливали из листа 18-20 мм. С целью экономии конструкции стали изготавливать из низколегированного материала 0,9 Г2С толщиной 11 мм и уменьшили толщину обечаек до 8 мм. Указанные изменения привели к отрицательному эффекту — число аварий кранов КБ-403а и КБ-403б увеличилось.
Аналогичная картина наблюдается с кранами КБ-405. «Проб-лемным» является и башенный кран-лесопогрузчик КБ-572. Из-за некачественного изготовления узлов происходит разрушение противовеса консоли крана. Несмотря на требования надзорных органов,  предписывающих ежед-невный осмотр кольцевых рам кранов, обследование и ремонт выполняются не в полном объеме. В 2001 году произошла авария из-за отсутствия болтов крепления ОПУ (на момент аварии из 48-ми болтов, скрепляющих ходовую раму, осталось только 13). По материалам аварии разработаны мероприятия, повышающие безопасность эксплуатации кранов КБ-572. В частности, при капитально-восстановительных работах должна проводиться доработка крана.
2. Несоблюдение установленных требований по монтажу и демонтажу. Основным нормативно-правовым документом, устанавливающий порядок надзора за соблюдением правил при изготовлении, реконструкции, ремонте и монтаже подъемных сооружений является Инструкция по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений. Согласно Инструкции, организации, осуществляющие ремонт и монтаж, должны иметь технические средства для выполнения данных работ, оборудование по контролю качества сварных соединений, необходимую нормативно- техническую документацию, а также располагать подготовленными для выполнения работ кадрами.
3. Нарушение условий безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Следует отметить, что в 2010 году произошло шесть аварий кранов в условиях воздействия природных факторов — урагана и шквалистого ветра. За аналогичный период прошлого года произошло три таких случая. Эксплуатирующим организациям и организациям-владельцам кранов Ростехнадзор рекомендует:
 — заключать договора с местными метеостанциями о незамедлительном направлении в адрес организаций, эксплуатирующих грузоподъемные машины, информации о резких изменениях погодных условий;
 – организовать проведение противоаварийных тренировок обслуживающего грузоподъемные машины персонала для отработки действий в случаях резкого изменения погодных условий и отработки нормативов заводов-изготовителей по переводу кранов в нерабочее состояние; 
 – проверить настройку порога срабатывания анемометров на «пас-портный ветровой режим»;
 – не размещать на грузоподъемных машинах рекламных щитов (плакатов, растяжек и т.п.), которые повышают «парусность» подъемных сооружений;
– приобретать и монтировать краны только в соответствии с ветровым режимом.
Организациям, эксплуатирующим козловые краны, необходимо помнить, что кран, не поставленный на рельсовые захваты, и не имеющий рядом крановщика, представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья людей.
Не теряет актуальности и проблема использования грузозахватных прис-пособлений крана. В соответствии с требованиями законодательства все технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, должны иметь разрешение на применение, оформленные в установленном порядке, если иная форма оценки соответствия не определена техническими регламентами. Порядок выдачи разрешения на применение установлен административным регламентом по исполнению государственной функции по выдаче разрешения на применение конкретных видов технических устройств. 
Важно знать, что Постановлением Правительства РФ № 753 от 15 сентября 2009 года «Об утверждении технического рег-ламента о безопасности машин и оборудования», утвержден перечень машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации и декларированию. Таким образом, разрешение на применение выдается только на технические устройства, не вошедшие в перечень продукции, подлежащих обязательной сертификации. К примеру, кран состоит в перечне продукции, подлежащих обязательной сертификации, а его грузозахватное приспособление — нет. В этом случае необходимо получить в обязательном порядке разрешение на применение грузозахватных приспособлений. На сегодняшний день в Удмуртии из трех организаций, подавших заявки, только одна получила разрешение на применение данного устройства.
За последние годы появилось новое травмоопасное оборудование — эскалаторы. В Удмуртии были зафиксированы нештатные ситуации с получением травм и повреждений при пользовании данным видом подъемного оборудования. В феврале 2011 года в торговом центре «Аксион» г. Ижевска произошло падение ребенка на эскалаторе. В результате ребенок получил открытый перелом пальца руки с раздроблением кости. Два случая зафиксированы в ТРЦ «Столица». В октябре 2011 года произошло затягивание ноги ребенка, осуществлявшего спуск на эскалаторе в резиновых сапогах, между внутренней балюстрадой и ступеньками подъемного сооружения: ребенок получил травму ноги. Данный инцидент повторился 8 марта 2012 года: силиконовый сапог ребенка затащило в зазор между стенкой и лентой эскалатора.
Жертвами нештатных ситуаций на эскалаторах все чаще становятся дети. Для предотвращения данных ситуаций необходим контроль со стороны родителей. Напомним основное требование к пользователям эскалаторов: нельзя ставить ногу на край лестницы и балюстрады, чтобы обувь не затянуло в зазор эскалатора. Организации, эксплуатирующие эскалаторы, должны обеспечить установку камер слежения по всей части эскалатора. Также рекомендуется устанавливать дефлекторные щетки: они препятствуют постановке ноги на самый край ступени.
Специалисты Ростехнадзора напоминают: только при неукоснительном соблюдении требований безопасности можно обеспечить стабильную, надежную и безаварийную работу грузоподъемного оборудования. 

Все статьи рубрики