Безопасность ГПМ зависит от тотального соблюдения нормативных требований
ПОТАПОВ Александр Валентинович
заместитель начальника Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью и государственного строительного надзора Западно-Уральского управления Ростехнадзора
ЛОГИНОВ Вячеслав Леонидович
эксперт ИКЦ «Альтон» по подъемным сооружениям
Номер журнала:
Рубрика:
Статистика свидетельствует, что в 2010 г. уровень аварийности при эксплуатации башенных кранов увеличился в России по сравнению с 2009 г. на 27 %.
В весенний период, когда на строительных площадках будет активизирована производственная деятельность, число аварий может резко увеличиться, прогнозируют специалисты. Для того, чтобы не допустить такую ситуацию, надзорные органы усиливают в регионах России надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин. Масштабные мероприятия в области контроля и надзора ведутся и на территории Удмуртии.
Характерные нарушения
О том, какая ситуация складывается в настоящее время с соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации ГПМ на предприятиях Удмуртии, рассказывает заместитель начальника Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью и государственного строительного надзора Западно-Уральского управления Ростехнадзора А.В. Потапов:
- Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов предписывают выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих надежную работу данных объектов. Однако предприятиями действующие требования нарушаются, вследствие чего на производственных и строительных площадках происходят аварии и нештатные ситуации. Напомню, что в Удмуртской Республике в 2004 г. произошла авария при эксплуатации грузоподъемной машины – падение башенного крана КБ-572Б, принадлежащего ООО «Якшур-Бодьинский деревообрабатывающий комбинат». Важно сделать все, для того чтобы предотвратить в дальнейшем возникновение аварийных ситуаций.
Следует подчеркнуть, что причин, из-за которых наступают аварийные случаи, несколько. Но все они имеют «общий знаменатель» – это неудовлетворительная организация работ по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных машин. Руководство предприятий должно осознать всю важность вопросов, связанных с обеспечением надежной и безопасной работы ГПМ, начать «тотально» соблюдать требования нормативно-технических документов. Только тогда техническое состояние грузоподъемных механизмов будет выведено на нормативный уровень, снизятся риски возникновения аварийных ситуаций.
Необходимо помнить, что в весенний период предприятия должны усилить контроль за техническим состоянием ГПМ, особенно кранов, передвигающихся по наземным рельсовым путям. Весной из-за таяния снега возникает эффект «мобильности грунта», который создает внешние угрозы для стабильной работы грузоподъемных кранов. Органы Ростехнадзора со своей стороны проводят в весенне-осенний периоды соответствующие целевые проверки. Но этих мер для эффективного обеспечения безопасности недостаточно – компании должны самостоятельно организовывать мониторинг и контроль за техническим состоянием кранов и рельсовых путей.
Указанная проблема, о которой говорилось выше, – неудовлетворительная организация на предприятиях работ по обеспечению безопасной эксплуатации ГПМ – имеет три основные составляющие. Первая из них связана с отсутствием на предприятиях специалистов, квалифицированно осуществляющих мониторинг состояния грузоподъемных машин. Без специалистов соответствующего профиля невозможно проводить измерения, необходимые для безопасной работы ГПМ, в частности – планово-высотного положения крана, планово-высотную съемку кранового пути. Кроме того, на предприятиях отсутствует и специальное приборное оборудование, позволяющее инструментально обеспечивать такие измерения.
Как правило, мониторинг состояния кранового оборудования предприятиями либо вообще не ведется, либо проводится неквалифицированно. В результате, с инженерной точки зрения, ситуация на объекте, где эксплуатируется кран, никак не просчитывается, возникают риски аварий и инцидентов.
Вторая составляющая – невыполнение компаниями графиков технического обслуживания и ремонта кранового оборудования. Она является следствием того, что, стремясь сэкономить, компании не финансируют или только частично финансируют данные виды работ. Однако очевидно, что экономия на безопасности мнимая. Выход из строя грузоподъемных машин и возникновение аварийных ситуаций влекут за собой значительные издержки. Кроме того, они могут представить серьезную угрозу жизни и здоровью персонала, задействованного на объекте.
Еще одна существенная составляющая заключается в том, что владельцы грузоподъемных механизмов не обращаются к услугам специализированных организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности, техническое диагностирование, обследование технического состояния подъемных сооружений, или обращаются за помощью специалистов несвоевременно. Между тем экспертные обследования позволяют достоверно определять уровень работоспособности грузоподъемных машин, выявлять возможные дефекты ГПМ, определять остаточный ресурс оборудования. Только на основе экспертных заключений владелец крана может принять верное решение о возможности безопасной эксплуатации ГПМ на объекте.
Оценка
экспертов
Показательна статистика нарушений, допускаемых предприятиями, которую ведут экспертные организации, осуществляющие обследования технического состояния подъемных сооружений. О ней рассказывает эксперт ИКЦ «Альтон» по подъемным сооружениям Вячеслав Леонидович Логинов:
- Результаты технических обследований показывают, что из года в год предприятиями допускаются типичные нарушения норм и правил безопасной эксплуатации ГПМ. Это говорит о недостаточном уровне ответственности компаний в решении вопросов промышленной безопасности и отражает отсутствие динамики в устранении имеющихся проблем. Отмечу наиболее часто встречающиеся нарушения.
По нашей статистике, на многих предприятиях республики не ведется инвентаризация кранового оборудования. Отсутствие внутреннего инвентарного надзора и системы учета – весьма распространенное нарушение, которое может стать одной из причин аварий на объекте. Подчеркну, что этому вопросу нужно уделять повышенное внимание и проводить инвентаризацию согласно установленным требованиям – с комплексом мер по регулярной проверке и учету всех составляющих инженерно-строительного сооружения, в том числе путевого оборудования, устройств безопасности, направляющих, стыковых и промежуточных скреплений, опорных элементов.
Весьма распространены факты, когда владельцами кранов не проводится паспортизация тупиковых упоров. Это ведет к тому, что на крановых путях применяются упоры несоответствующей конфигурации. Между тем, например, для башенных и мостовых кранов предназначены совершенно различные по своей конструкции упоры – ударного и безударного типов. Владелец крана зачастую даже не знает о существующих различиях. Соответственно, нарушаются все правила применения упоров на крановых путях. Следует помнить особую функциональную роль тупиковых упоров – они воспринимают нагрузки от крана и предотвращают его сход с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях и при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма крана.
Если говорить о проблеме применения тупиковых упоров, следует отметить нарушения, характерные для строительных организаций. Наиболее часто они допускаются при эксплуатации башенных кранов 6-7 размерных групп – это краны с нагрузкой от колеса на рельсы свыше 325 кН. Для таких опасных объектов регламентирующими документами предписана установка двух тупиковых упоров. Однако эти требования по дублированию приборов безопасности нарушаются.
Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, краны должны также оснащаться концевыми выключателями, предназначенными для ограничения рабочих движений механизмов. Как правило, в нарушение этих требований, предприятия оборудуют ГПМ концевыми выключателями устаревших серий, что резко снижает безопасность работы крана.
Меры должны быть
комплексными
Меры по устранению допускаемых нарушений не должны быть «точечными», особо подчеркивают специалисты Ростехнадзора. Предприятия должны вести комплексную и системную работу по обеспечению безопасного функционирования грузоподъемных сооружений.
Во-первых, в весенний период предприятиям, эксплуатирующим краны, передвигающиеся по наземным рельсовым путям, необходимо провести полный объем сезонных работ, включая комплексное обследование технического состояния оборудования и путей, инвентаризацию всех составляющих кранов как инженерно-строительных сооружений, а также мониторинг планово-высотного положения кранов, планово-высотную съемку рельсовых путей и их соответствующую регулировку.
Согласно условиям паводковой ситуации, предприятия обязаны осуществлять контроль планово-высотного положения кранов каждые 10 дней.
Во-вторых, руководители предприятий должны в установленном порядке обеспечить обучение специалистов, ответственных по надзору за содержанием крановых путей и оборудования. Кроме того, укомплектовать штат специалистами, квалифицированно осуществляющими мониторинг состояния грузоподъемных машин, пополнить материально-техническую базу современным приборным оборудованием, позволяющим эффективно вести данный мониторинг.
В-третьих, компаниям, эксплуатирующим грузоподъемные машины, необходимо более ответственно подходить к выполнению действующих требований в области промышленной безопасности. Как уже было сказано, ненадлежащий уровень организации работы, создающей условия для стабильного и безопасного функционирования ОПО, – один из ключевых факторов, повышающих риски возникновения аварийных ситуаций.
Специалисты Ростехнадзора отмечают, что выполнение комплекса предупредительных мер и системное соблюдение нормативно-технических требований обеспечат высокую точность, надежность и безопасность эксплуатации грузоподъемных сооружений.