Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

АЗС Татарстана: с заботой о чистоте атмосферы

 
Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов Республики Татарстан

Шадриков Александр Валерьевич
министр экологии и природных ресурсов Республики Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

 - В 2020 году в Татарстане завершилась масштабная восьмилетняя программа оснащения всех АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива. Расскажите, пожалуйста, об итогах ее реализации. На сколько лет она была рассчитана? В какие этапы проходила? Сколько АЗС оснащено и какими системами к концу 2020 года? Чем отличается «большое и малое дыхание»?
- Во исполнение распоряжения Кабинета министров Республики Татарстан от 06.02.2013 года  № 152-р программа оснащения АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива проходила в два этапа. На первом этапе в 2013-2015 годах были оснащены 221 АЗС, расположенные в городах Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск. На втором этапе в 2016-2020 годах оснащены еще 337 АЗС в населенных пунктах республики. Всего за период действия программы было переоборудовано 558 АЗС. 
Оборудование АЗС осуществлялось по двум основным вариантам: первый, рекуперация – оснащение системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива, второй, рециркуляция – внедрение замкнутой системы слива нефтепродуктов со сбором паров бензина из резервуаров в бензовозы с дальнейшим вывозом паров и их рекуперацией на нефтебазах.
Основными источниками выделения загрязняющих веществ на АЗС являются резервуары с нефтепродуктами (испарения нефтепродуктов при сливе моторного топлива в резервуары (большое дыхание), его хранении (малое дыхание)), а также топливораздаточные колонки (испарения при заполнении бензобаков автомобилей).

- Давайте еще раз напомним нашим читателям, зачем нужна установка таких систем, и что такое рекуперация?
 - Оборудование для рекуперации паров бензина позволяет отводить образующие при заправке автомашин пары бензина в подземные резервуары, а также улавливать и возвращать обратно в емкости легкие фракции углеводородов, образующиеся при сливе моторного топлива из автоцистерн.

В Республике Татарстан проводится планомерная и комплексная работа по защите атмосферного воздуха. Сюда входит контроль за чистотой воздуха и меры по предотвращению его загрязнения. Так, на территории республики все автозаправочные станции должны быть оснащены системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива.  Это касается действующих и новых АЗС.

- Сколько средств потрачено на оснащение АЗС за прошлые годы, и из каких источников? Сколько стоит оборудование? 
- Оснащение АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива происходило за счет собственных средств владельцев АЗС. Владельцы сами выбирали тип оборудования. Стоимость оборудования различна.

- Были ли такие АЗС, которые отказались от участия в программе? 
- Все собственники АЗС с пониманием и ответственностью отнеслись к необходимости оснащения АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива. Ряд владельцев АЗС скорректировали сроки оснащения с учетом запланированных мероприятий по текущему ремонту АЗС, но в целом выполнили задачи. 

- До реализации программы какой вред наносили автозаправки нашей экологии? 
- АЗС являются источниками выбросов в атмосферный воздух целого ряда загрязняющих веществ, в том числе таких как смесь предельных углеводородов С1-С12, бензол, ксилол, сероводород, толуол, этилбензол и др. Значительная часть АЗС расположена в непосредственной близости от жилых застроек городов и населенных пунктов республики. Внедрение установок по рекуперации паров моторного топлива позволило уловить около 95 % выбрасываемых в воздух загрязняющих веществ.
- На сколько тысяч тонн благодаря программе в РТ удалось снизить ежегодные выбросы паров бензина в атмосферу? Можно ли привести эту цифру в сравнении с выбросами в каком-либо городе, к примеру, за год? Каков эффект в целом за годы реализации программы? 
- Общий экологический эффект от оснащения 558 АЗС составляет 5,5 тыс. т. загрязняющих веществ в год, что сопоставимо с выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников Менделеевского муниципального района. 

- Как вы оцениваете результаты программы? Удалось ли привести все АЗС в соответствие с экологическими требованиями? Были ли какие-либо недочеты в районах?
- Поскольку программа была рассчитана на восемь лет и разделена на этапы, то каждый владелец АЗС смог подготовиться и выбрать наиболее удобный период для модернизации своей АЗС. В целом мы положительно оцениваем итоги работ по оснащению АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива, по результатам которой удалось снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Также необходимо отметить, что уже после завершения первого этапа работ прекратились жалобы населения на выбросы с АЗС.

- Остались ли на сегодня неоснащенные АЗС, и какая работа с ними проводится? Какие планы на 2021 год? 
- Все АЗС, включенные в план-график, завершили в прошедшем году работы по оснащению системами улавливания паров моторного топлива. В текущем году Министерством совместно с исполнительными комитетами муниципальных образований Республики Татарстан организованы мероприятия с вновь введенными в эксплуатацию АЗС по проведению работ по оснащению их системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива. 

В арсенале экологов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан насчитывается восемь стационарных экоаналитических лабораторий, 16 автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха и шесть передвижных экологических лабораторий. 
В ежедневном режиме стационарные посты определяют степень чистоты воздуха по шести основным загрязняющим веществам (пыль, оксид углерода, сероводород, диоксид серы, оксиды азота, аммиак) и 25 специфическим (бензол, толуол, ксилолы, хлорбензол, этилбензол, изопропилбензол, окись этилена, фенол, гексан, гептан, октан, нонан, декан, метан, этан, этен, пропан, пропен, изобутан, бутан, изобутен, бутен-1, бутен-2, изопентан, пентан), а также измеряют метеопараметры. 
На все поступающие жалобы от населения экологи реагируют в оперативном порядке, на место выезжает передвижная эколаборатория. Кроме того, определены 104 точки наблюдения, где производится ручной отбор проб. Ежегодно татарстанскими экологами выполняется 4 млн измерений по воздуху. По фактам выявленных превышений совместно с территориальными органами Роспотребнадзора и Росприроднадзора принимаются меры административного воздействия.

Все статьи рубрики