Аварийность в металлургии растет
Номер журнала:
Рубрика:
Эта ситуация ведет к росту показателей аварийности и травматизма. На поднадзорных Ростехнадзору металлургических и коксохимических предприятиях и производствах в 2010 г. произошло 16 несчастных случаев со смертельным исходом (в 2009 г. – 8), в том числе 8 групповых несчастных случаев, при которых пострадало 32 человека, в том числе 9 – со смертельным исходом. Имели место 6 аварий (в 2009 г. – 2), ущерб от которых составил 395415,419 тыс. рублей.
Анализ показал, что основными причинами происшедших аварий являются нарушение технологии ведения металлургических процессов (50 %); неудовлетворительная организация и проведение работ (33,3 %); неисправность оборудования (16,7 %). В результате 6 аварий, связанных с взрывами пыли, порошков металла, газов и другого, пострадал 21 человек, в том числе 6 случаев закончились смертельным исходом.
Наибольшее количество аварий произошло в Южно-Сибирском управлении (2 аварии) и Северном управлении (2 аварии) Ростехнадзора.
Основным фактором, вследствие которого на металлургических и коксохимических предприятиях России отмечается рост показателей аварийности и травматизма, является несоблюдение полного комплекса требований в области промышленной безопасности.
В деталях
В целом основным фактором, вследствие которого на металлургических и коксохимических предприятиях России отмечается рост показателей аварийности и травматизма, является несоблюдение полного комплекса требований в области промышленной безопасности.
Так, например, 02.06.2010 г. в цехе переработки ферросилиция ОАО «Кузнецкие ферросплавы» при производстве ремонтных работ в районе бункеров участка погрузки морских контейнеров произошел взрыв, затем произошел второй более мощный взрыв, в результате которого были полностью разрушены стеновые и кровельные ограждения, крепление стеновых ограждений и другие повреждения, травмировано 13 человек, в том числе 3 – со смертельным исходом. Ущерб от аварии составил 18,242 млн рублей.
Причин аварии с групповым несчастным случаем несколько. К ним относится ведение сварочных работ на неочищенном воздуховоде аспирационной системы (АС № 1) при работающем дымососе, с одновременной продувкой сжатым воздухом. Кроме того, отложения мелкодисперсной пыли ферросилиция на оборудовании и конструкциях цеха в результате неэффективной работы аспирационных систем. К причинам относится и недостаточный производственный контроль за условиями труда и безопасным ведением технологического процесса, отсутствие разрешения на проведение огневых работ, невыполнение организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное проведение работ в конкретных условиях. Также зафиксированы недостаточный контроль за условиями труда и безопасным производством работ повышенной опасности, ведение работ при отсутствии технологической инструкции по очистке воздуховодов аспирационных систем.
11.03.2010 г. в коксовом цехе № 2 ООО «Мечел-Кокс» при проведении плановой пропарки газопроводов на коксовых батареях № 7, 8 (пропарка велась на концевые свечи газопроводов батареи № 8) в тоннеле коксовой батареи № 8 с машинной стороны произошел взрыв коксового газа с последующим возгоранием. В результате взрыва коксового газа произошло разрушение фахверковых стен тоннеля по всей длине с машинной стороны и частичное обрушение железобетонного перекрытия рабочей площадки и других, пострадали три тоннельщика в том числе 1 – со смертельным исходом.
На поднадзорных Ростехнадзору металлургических и коксохимических предприятиях и производствах России в 2010 г. произошло 16 несчастных случаев со смертельным исходом (в 2009 г. – 8), в том числе 8 групповых несчастных случаев, при которых пострадало 32 человека, в том числе 9 – со смертельным исходом.
Основными причинами аварий явились:
- повышение давления в газопроводе коксовой батареи № 8 на величину, превышающую уровень гидрозатвора, и его выбивание в результате перекрытия зауженного имевшегося свободного сечения в газопроводе образовавшимся кондесатом при пропарке;
- поступление коксового газа через гидрозатвор по сточной линии в колодец фенольной канализации и обратное поступление газа через не плотности в тоннель газопровода доменного газа с машинной стороны с образованием газовой смеси с нижним пределом взрываемости;
- неудовлетворительная организация производства работ со стороны руководителей ООО «Мечел-Кокс» и коксового цеха № 2 при проведении работ по пропарке газопровода.
02.02.2010 г. в отделении рассева в загрузочной галерее на смесителе № 2 в ООО «СУАЛ-ПМ» произошел взрыв (возгорание алюминиевого порошка), взрывной волной были разрушены внутренние стенные перегородки между загрузочной галереей и кладовыми, а также загорелась кровля здания. В результате аварии пострадали производившие ремонтные работы четыре работника, в том числе 1 – со смертельным исходом.
Авария была ликвидирована персоналом организации, силами и средствами спецформирований.
Наибольшее количество аварий произошло в Южно-Сибирском управлении (2 аварии) и Северном управлении (2 аварии) Ростех-надзора.
Проанализировав работу технологического оборудования, комиссия пришла к выводу, что взрыв стал возможен в результате отсутствия контроля за процентным содержанием кислорода в бункере, бочке и кюбеле (кюбель не имел защиты от статического электричества).
Организационными причинами аварии явились:
- неудовлетворительный контроль персонала за технологическим процессом;
- неудовлетворительный контроль за состоянием оборудования;
- работа при неисправности средств регулирования параметров;
- нарушение должностных и производственных инструкций.
К техническими причинам аварии комиссия отнесла загрузку взрывопожароопасного сырья в отсутствие инертного газа; нарушение регламента ревизии оборудования.
15.05.2010 г. на участке строительства второй очереди отделения комплексной переработки скрапа (ОКПС-5) отделения № 3 Копрового цеха ЧерМК ОАО «Северсталь» при проведении работ по отсыпке шлаком строящейся площадки ОКПС-5 копрового цеха водитель грузового автомобиля «HOWO» после выгрузки шлака возвращался на базу. С учетом анализа объяснительных и протоколов опроса очевидцев, кузов автомобиля после выгрузки не был опущен до конца.
В результате произошел удар кузовом по надземному трубопроводу природного газа Ду=700 мм, Р=12 кгс/см2, пересекающему дорогу на расстоянии 200 м от места выгрузки.
Ударом кузова газопровод был сброшен с опор, произошла разгерметизация с последующим разрывом газопровода. Под действием реактивной струи выходящего газа, газопровод завернулся вокруг опоры и концом ударил в заднюю часть кабины автомобиля. Ударом кабина была сорвана и отброшена вперед на расстояние около 5 метров. В момент удара по кабине произошло воспламенение газа. В результате аварии водитель автомобиля получил термические ожоги пламенем головы, шеи, рук.
К причинам аварии комиссия отнесла движение грузового автомобиля с поднятым кузовом и отсутствие контроля со стороны водителя в месте пересечения наземного газопровода; отсутствие мероприятий по организации безопасного проезда в зоне газопровода; неудовлетворительный контроль за техническим состоянием транспортных средств.
К числу наиболее острых проблем в металлургических и коксохимических производствах эксперты относят медленные темпы замены оборудования и технических средств безопасности, замедленное внедрение современных технологий.
Достаточно остро стоят вопросы соблюдения требований
промышленной безопасности, в части аттестации персонала.
Меры
К числу наиболее острых проблем в металлургических и коксохимических производствах эксперты относят медленные темпы замены оборудования и технических средств безопасности, замедленное внедрение современных технологий. Достаточно остро стоят вопросы соблюдения требований промышленной безопасности, в части аттестации персонала (отсутствует профессиональное обучение, есть лица, которые, не получив надлежащего обучения, допускаются к работе), несвоевременного проведения экспертизы технических устройств, зданий и сооружений, вопросы организации производственного контроля.
Для снижения уровня аварийности и травматизма на поднадзорных металлургических и коксохимических производствах и объектах инспекторскому составу территориальных органов Ростехнадзора рекомендуется:
1. При проведении обследований поднадзорных предприятий обращать особое внимание на:
- организацию и проведение ремонтных и наладочных работ;
- соблюдение обслуживающим персоналом требований инструкций при ведении технологических процессов;
- допуск к самостоятельной работе обслуживающего персонала;
- техническое состояние оборудования.
2. Активизировать взаимодействие со службами производственного контроля за обеспечением промышленной безопасности на поднадзорных предприятиях.