Аварийность и травматизм необходимо предупреждать
БОГАТОВ Николай Дмитриевич
заместитель руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
За пять месяцев текущего года общее количество аварий и несчастных случаев со смертельным исходом на опасных производственных объектах, поднадзорных Волжско-Окскому управлению Ростехнадзора, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, снизилось. В частности, в 2011 г. произошло 2 аварии и 1 несчастный случай, в то время как в прошлом году за этот же период – 3 аварии и 1 несчастный случай. Статистика такова, что наибольшее количество технологических нарушений, несчастных случаев, аварий и инцидентов зафиксировано на системах газораспределения и газопотребления и на подъемных сооружениях. По числу происшествий с грузоподъемными механизмами – цифра по нашему региону достаточно высокая, но она коррелируется с данными по всей России и отражает общую ситуацию с безопасностью на подъемных сооружениях в нашей стране.
Аварийность на объектах
газового хозяйства
Большое число инцидентов связано с повреждением наружных газопроводов автомобильным транспортом. Так, 13 января 2011 г. в Республике Мордовия автомобилем УАЗ был поврежден надземный участок межпоселкового подземного газопровода высокого давления между селами Турдаки и Редкодубье Ардатовского района. В результате происшествия три населенных пункта Ардатовского района остались без газоснабжения. Водитель автомобиля при движении не справился с управлением, и автомашину вынесло на обочину. Другая авария произошла 28 февраля 2011 г. в Совестком районе Нижнего Новгорода. Тогда из-за резкого повышения давления в распределительных газовых сетях произошло возгорание в пяти частных жилых домах. Как установила комиссия, технической причиной аварии стал пропуск газа высокого давления по байпасной линии в распределительный газопровод низкого давления из-за вмешательства сторонних лиц в работу газорегуляторного оборудования шкафного распределительного пункта (ШРП). Экспертные заключения исключили предположения о том, что резкое повышение давления газа в газопроводе могло быть связано с неисправностью газорегуляторного оборудования. Сопутствующая причина аварии – отсутствие собственника ШРП и распределительного газопровода низкого давления, и, как следствие, отсутствие договора на техническое обслуживание распределительного газопровода и сооружений на нем.
Обращает на себя внимание еще одна авария, произошедшая в Нижнем Новгороде в 2010 г. 14 апреля 2010 г. На распределительном газопроводе высокого давления от АГРС села Мокрое до энергоблока Кстовского НХЗ ОАО «Сибур-Нефтехим» и ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (Нижегородская область, г. Кстово, промзона) произошло разрушение изолирующего фланцевого соединения диаметром 630 мм. При этом были отключены от газоснабжения два промышленных предприятия, населенные пункты Кстовского района (всего 604 частных жилых дома и 50 домов многоэтажной постройки, то есть 1800 квартир) и две отопительные котельные. Причинами аварии явились отступления от проектных решений при строительстве, неудовлетворительная пооперационная приемка скрытых работ в период строительства, а также поджоги сухой травы в местах прокладки инженерных коммуникаций.
Причинами других аварий на объектах газораспределения и газопотребления в 2010 г. стали следующие факторы: применение при строительстве контрафактных материалов (неразъемные соединения «полиэтилен-сталь»), не соответствующих требованиям нормативных документов, а также производство земляных работ в охранной зоне газопровода без оформления разрешения и вызова представителя от эксплуатационной организации.
28 февраля 2011 г. в Советском районе Нижнего Новгорода произошла авария. Тогда из-за резкого повышения давления в распределительных газовых сетях произошло возгорание в пяти частных жилых домах. Как установила комиссия, технической причиной аварии стал пропуск газа высокого давления по байпасной линии в распределительный газопровод низкого давления из-за вмешательства сторонних лиц в работу газорегуляторного оборудования шкафного распределительного пункта.
Эксплуатация
грузоподъемной техники
В последнее время по всей России не редки случаи падения строительных башенных кранов. Аварии зачастую приводят к травматизму и даже гибели людей: рабочих, случайных прохожих, жителей домов, на которые обрушилась техника, – а также к повреждению зданий и другого имущества. Как уже упоминалось выше, Нижегородская область и Республика Мордовия, к сожалению, не стали исключением. В 2010 г. произошло 3 аварии и 4 несчастных случая, связанных с эксплуатацией грузоподъемной техники, в 2011 г. – 1 несчастный случай.
Большой общественный резонанс получила авария, произошедшая в августе 2010 г. при эксплуатации башенного крана в Нижнем Новгороде. Тогда при производстве строительно-монтажных работ на строительной площадке по ул. Родионова в результате внезапно возникшего ураганного ветра произошло опрокидывание крана на строящийся дом, вследствие чего крановщик получил смертельную травму. Как установила комиссия, причинами аварии явились обстоятельства непреодолимой силы природного характера – ветровая нагрузка, превышающая допустимую для нерабочего состояния крана, и неудовлетворительный производственный контроль на предприятии при эксплуатации грузоподъемных кранов.
Волжско-Окское управление Ростехнадзора в полной мере использует предоставленные права к руководителям и специалистам предприятий, не принимающим меры по соблюдению работниками предприятий требований промышленной безопасности.
По оценке специалистов Ростехнадзора, основная причина аварийности и травматизма на подъемных сооружениях – отсутствие соответствующего производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны эксплуатирующих организаций. Инженерно-технические работники и ответственные лица за соблюдение требований промышленной безопасности, норм и правил при эксплуатации подъемных сооружений самоустранились от выполнения своих обязанностей. В результате к причинам аварий при работе с грузоподъемной техникой можно также отнести эксплуатацию технически неисправных башенных кранов, невыполнение в полном объеме технического обслуживания кранов и капитально-восстановительных ремонтов.
Если же говорить в целом, то основные проблемы обеспечения промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных объектов – это высокая степень износа основных производственных фондов и низкая инвестиционная активность в промышленности и энергетике. Темпы обновления производств и замены изношенного оборудования не соответствуют современным требованиям. Собственники объектов не всегда заинтересованы в финансировании мероприятий по повышению уровня промышленной безопасности. В некоторых случаях ситуация усугубляется низким уровнем технологической дисциплины, не соответствующей степени опасности современных производств, некачественным ремонтом, монтажом технических устройств на ОПО, выполняемых организациями. Большое опасение вызывает и низкая квалификация персонала либо крайне недостаточное его количество.
Необходимость принятия мер
В этих условиях необходимо пересмотреть приоритеты в решении проблем промышленной безопасности. Главное внимание нужно уделять мерам по предупреждению аварий и производственного травматизма, а не методам реагирования на них. Возрастает и роль профилактики аварийности и травматизма в надзорной и контрольной деятельности Ростехнадзора.
Статистика такова, что наибольшее количество технологических нарушений, несчастных случаев, аварий и инцидентов зафиксировано на системах газораспределения и газопотребления и на подъемных сооружениях.
Волжско-Окское управление Ростехнадзора использует предоставленные права к руководителям и специалистам предприятий, не принимающим меры по соблюдению работниками предприятий требований промышленной безопасности. Кроме этого, для предупреждения аварийности и травматизма управлением принимаются следующие меры: разрабатываются и направляются на предприятия информационные письма с анализом обстоятельств и причин произошедших аварий и несчастных случаев; для повышения качества расследования, на расширенном оперативном совещании управления проводится предварительное и окончательное заслушивание председателей комиссий, с обязательным приглашением руководителей и специалистов организаций, на которых произошел тот или иной несчастный случай или авария; материалы расследования направляются в органы прокуратуры; осуществляется контроль за соблюдением сроков выполнения мероприятий, предложенных комиссиями по расследованию; проводятся проверки предприятий, допустивших аварии и травматизм; на официальном сайте, в средствах массовой информации размещается информация о произошедших авариях и случаях травматизма. Также большое внимание управлением в настоящее время уделяется вопросам аттестации специалистов, работающих на поднадзорных предприятиях, что в конечном итоге должно привести к снижению аварийности и травматизма на поднадзорных предприятиях.