Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Аварийность и травматизм необходимо предупреждать

 
БОГАТОВ  Николай Дмитриевич,  заместитель руководителя Волжско-Окского управления  Ростехнадзора

БОГАТОВ Николай Дмитриевич
заместитель руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

За пять месяцев текущего года общее количество аварий и несчастных случаев со смертельным исходом на опасных производственных объектах, под­надзорных Волжско-Окскому управлению Ростехнадзора, по сравнению с аналогичным периодом преды­дущего года, снизилось. В частности, в 2011 г. произошло 2 аварии и 1 несчастный случай, в то время как в прошлом году за этот же период – 3 аварии и 1 несчастный случай. Статистика такова, что наибольшее количество технологических нарушений, несчастных случаев, аварий и инцидентов зафиксировано на системах газораспределения и газопотребления и на подъемных сооружениях. По числу происшествий с грузоподъемными механизмами – цифра по нашему региону достаточно высокая, но она коррелируется с данными по всей России и отра­жает общую ситуа­цию с безопасностью на подъемных соору­жениях в нашей стране. 

Аварийность на объектах 
газового хозяйства

Большое число инцидентов связано с повреждением наружных газопроводов автомобильным транспортом. Так, 13 января 2011 г. в Республике Мордовия автомобилем УАЗ был поврежден надземный участок межпоселкового подземного газопровода высокого давления между селами Турдаки и Редкодубье Ардатовского района. В результате происшествия три населенных пункта Ардатовского района остались без газоснабжения. Водитель автомобиля при движении не справился с управлением, и автомашину вынесло на обочину. Другая авария произошла 28 февраля 2011 г. в Совестком райо­не Нижнего Новгорода. Тогда из-за резкого повышения давления в распределительных газовых сетях произошло возгорание в пяти частных жилых домах. Как установила комиссия, технической причиной аварии стал пропуск газа высокого давления по байпасной линии в распределительный газопровод низкого давления из-за вмешательства сторонних лиц в работу газорегуляторного оборудования шкафного распределительного пункта (ШРП). Экспертные заключения исключили предположения о том, что резкое повышение давления газа в газопроводе могло быть связано с неисправностью газорегуляторного оборудования. Сопутствующая причина аварии – отсутствие собст­венника ШРП и распределительного газопровода низкого давления, и, как следствие, отсутствие договора на техническое обслуживание распределительного газопровода и сооружений на нем. 
Обращает на себя внимание еще одна авария, произошедшая в Нижнем Новгороде в 2010 г. 14 апреля 2010 г. На распределительном газопроводе высокого давления от АГРС села Мокрое до энергоблока Кстовского НХЗ ОАО «Сибур-Нефтехим» и ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (Ниже­городская область, г. Кстово, промзона) произошло разрушение изолирующего фланцевого соединения диаметром 630 мм. При этом были отключены от газоснабжения два промышленных предприятия, населенные пункты Кстовского райо­на (всего 604 частных жилых дома и 50 домов многоэтажной постройки, то есть 1800 квартир) и две отопительные котельные. Причинами аварии явились отступления от проект­ных решений при строительстве, неудов­летворительная поопера­ционная приемка скрытых работ в период строительства, а также поджоги сухой травы в местах прокладки инженерных коммуникаций.
Причинами других аварий на объектах газораспределения и газопотребления в 2010 г. стали следующие факторы: применение при строительстве контрафактных материалов (неразъемные соединения «полиэтилен-сталь»), не соответс­твующих требованиям нормативных документов, а также производство земляных работ в охранной зоне газопровода без оформления разрешения и вызова представителя от эксплуатационной организации. 

28 февраля 2011 г. в Советском районе Нижнего Новгорода произо­шла авария. Тогда из-за резкого повышения давления в распределительных газовых сетях произошло возгорание в пяти частных жилых домах. Как установила комиссия, технической причиной аварии стал пропуск газа высокого давления по байпасной линии в распределительный газопровод низкого давления из-за вмешательства сторонних лиц в работу газорегуляторного оборудования шкафного распределительного пункта. 

Эксплуатация 
грузоподъемной техники

В последнее время по всей России не редки случаи падения строительных башенных кранов. Аварии зачастую приводят к травматизму и даже гибели людей: рабочих, случайных прохожих, жителей домов, на которые обрушилась техника, – а также к повреждению зданий и другого имущест­ва. Как уже упоминалось выше, Нижегородская область и Республика Мордовия, к сожалению, не стали исключением. В 2010 г. произошло 3 аварии и 4 несчастных случая, связанных с эксплуата­цией грузоподъемной техники, в 2011 г. – 1 несчастный случай.
Большой общественный резонанс получила авария, произошедшая в августе 2010 г. при эксплуатации башенного крана в Нижнем Новгороде. Тогда при производстве строительно-монтажных работ на строительной площадке по ул. Родионова в результате внезапно возникшего ураганного ветра произошло опрокидывание крана на строящийся дом, вследствие чего крановщик получил смертельную травму. Как установила комиссия, причинами аварии явились обстоятельства непреодолимой силы природного характера – ветровая нагрузка, превышающая допустимую для нерабочего состояния крана, и неудов­летворительный производственный контроль на предприятии при эксплуатации грузоподъемных кранов. 

Волжско-Окское управление Ростехнадзора в полной мере использует предоставленные права к руководителям и специалис­там предприятий, не принимающим меры по соблюдению работниками предприятий требований промышленной безопасности.

По оценке специалистов Ростехнадзора, основная причина аварийности и травматизма на подъем­ных сооружениях – отсутствие соответст­вующего производственного конт­роля за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны эксплуатирующих организаций. Инженерно-технические работники и ответственные лица за соблюдение требований промышленной безопасности, норм и правил при эксплуатации подъемных сооружений самоустранились от выполнения своих обязанностей. В результате к причинам аварий при работе с грузоподъемной техникой можно также отнести эксплуатацию технически неисправных башенных кранов, невыполнение в полном объеме технического обслуживания кранов и капитально-восстановительных ремонтов.
Если же говорить в целом, то основные проб­лемы обеспечения промышленной безопаснос­ти и противоаварийной устойчивос­ти поднадзорных объектов – это высокая степень износа основных производс­твенных фондов и низкая инвести­ционная активность в промышлен­ности и энергетике. Темпы обновления производств и замены изношенного оборудования не соответствуют современным требованиям. Собственники объектов не всегда заинтересованы в финансировании мероприя­тий по повышению уровня промышленной безопасности. В некоторых случаях ситуация усугубляется низким уровнем технологической дисциплины, не соот­ветствующей степени опасности современных производств, некачест­венным ремонтом, монтажом технических устройств на ОПО, выполняемых организациями. Большое опасение вызывает и низкая квалификация персонала либо крайне недостаточное его коли­чество.

Необходимость принятия мер
В этих условиях необходимо пересмотреть приоритеты в решении проблем промышленной безопасности. Главное внимание нужно уделять мерам по предупреждению аварий и производст­венного травматизма, а не методам реагирования на них. Возрастает и роль профилактики аварийности и травматизма в надзорной и конт­рольной деятельности Ростехнадзора. 

Статистика такова, что наибольшее количест­во технологических нарушений, несчастных случаев, аварий и инцидентов зафиксировано на системах газораспределения и газопотребления и на подъемных сооружениях.

Волжско-Окское управление Рос­технадзора использует предос­тавленные права к руководителям и специалистам предприятий, не принимающим меры по соблюдению работниками предприятий требований промышленной безо­пасности. Кроме этого, для предупреждения аварийности и травматизма управлением принимаются следующие меры: разрабатываются и направляют­ся на предприятия информацион­ные письма с анализом обстоятельств и причин произошедших аварий и несчастных слу­чаев; для повышения качества расследования, на расширенном оперативном совещании управления проводится предварительное и окончательное заслушивание председателей комиссий, с обязательным приглашением руководителей и специалистов организаций, на которых произошел тот или иной несчастный случай или авария; материалы расследования направляются в органы прокуратуры; осуществляется контроль за соб­людением сроков выполнения мероприятий, предложенных комиссиями по расследованию; проводятся проверки предприятий, допус­тивших аварии и травматизм; на официальном сайте, в средствах массовой информации размещается информация о произошедших авариях и слу­чаях травматизма. Также большое внимание управлением в настоя­щее время уделяется воп­росам аттестации специалис­тов, работающих на поднадзорных предприятиях, что в конечном итоге должно привести к снижению аварийности и травматизма на поднадзорных предприятиях. 

Все статьи рубрики