Актуальные вопросы природоохранного законодательства
Номер журнала:
В настоящее время в России происходит совершенствование природоохранного законодательства. В частности, всем известно, что в соответствии с принятым в декабре 2008 года Федеральным законом N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» снижены административные барьеры по вопросам обращения с отходами.
Пермякова Надежда Валентиновна, директор ООО "Ижица" |
Было бы полезно принципиально упростить документацию по оформлению лицензии и отчетности и замене разрешительного порядка уведомительным. На данный момент лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов не предусматривает какой-либо специфики к форме осуществления: в коммерческих или иных целях, в производственной или непроизводственной сфере, является ли она основным или неосновным видом деятельности и др.
Также в процессе работы нашей компании по согласованию разработанных документов в компетентных органах, после нововведений в законодательстве по лицензированию деятельности по отходам, выявилось, что как обычно отсутствует системный подход по внесению изменений в законодательные акты разных ведомств. Так, в результате принятия Постановления Правительства РФ №486 от 15.06.09 г. одним из документов, которые соискатель лицензии должен представить в орган Ростехнадзора, является санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов. Тогда как нормативными актами органов Роспотребнадзора не предусмотрена выдача таких заключений именно на здания, строения и сооружения. Нормативными документами Роспотребнадзора предусмотрена выдача санитарно-эпидемиологических заключений только на деятельность, проектную документацию и продукцию. Это в свою очередь привело к тому, что соискатель лицензии из-за образовавшегося правового вакуума в законодательстве не может представить требуемый документ.
Кроме того, указанным ФЗ №309 повышены размеры штрафов за нарушение законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. В частности, административный штраф за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, сумма которого была от десяти тысяч до ста тысяч рублей, в настоящее время составляет от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Опыт нашей работы показывает, что наказание не является основным стимулом соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, нужно сочетать различные методы обеспечения охраны окружающей среды. При регулировании деятельности во все времена старались применять так называемую политику «кнута и пряника», и наше время не исключение. Штраф не побуждает промышленные предприятия внедрять дорогие современные технологии. Необходимо стимулирование внедрения экологически безопасных технологий, сокращения образования всех видов отходов. Действующее законодательство предусматривает наличие таких льгот, но в данный момент они слабо используются и недостаточны.
В настоящее время процедуру чтения и согласования проходит проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности», предусматривающий внесение изменений в бюджетное и налоговое законодательство Российской Федерации в части стимулирования экологически безопасной деятельности физических и юридических лиц. Концепция законопроекта об экономическом стимулировании предприятий, уже разработанная Минприроды, предоставляет компаниям налоговые льготы и льготы по неналоговым платежам, а также субсидии из федерального бюджета при «внедрении наилучших достижимых технологий (НДТ), нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов». Какими могут быть льготы - в законопроекте не указано, их размер пока обсуждается.
К НДТ относятся технологии, которые предотвращают негативное воздействие на окружающую среду, сокращают количество выбросов загрязняющих веществ или оказывают иное негативное воздействие на окружающую среду и т. п.
При этом плательщики могут уменьшить свои платежи на размер расходов, связанных с мерами по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Предприятия, которые используют НДТ, смогут вносить только 50% рассчитанной платы. По моему мнению, государство могло бы не штрафовать предприятия за превышение нормативов по загрязнению, а позволить компаниям направлять эти средства на экологические мероприятия, жестко контролируя их исполнение.
Так, например одним из направлений деятельности ООО «Ижица» является консультирование предприятий по внедрению новейших технологий и оборудования для очистки и перекачки всех видов сточных вод. В настоящее время наша организация является официальным представителем предприятий-производителей и поставщиков оборудования, позволяющего осцуществлять качественную, безопасную и эффективную очистку всех видов сточных вод. Полагаю, что после вступления законопроектов в силу наша компания сможет предоставить широкий спектр инженерных решений и поможет предприятию выбрать наиболее экономичные и надежные, учитывая реальную ситуацию конкретного предприятия-природопользователя.
Удмуртская Республика, г. Ижевск,
ул. Удмуртская, 304,
тел./факс: (3412) 512-095, 902-426