Актуальные вопросы исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений
Исмагилова Ляйсан Альфритовна
помощник казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, младший советник юстиции
Номер журнала:
Рубрика:
Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой на постоянной основе организован надзор за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий.
Особое внимание в ходе постоянного надзора уделено прокуратурой вопросам, касающимся правового регулирования отношений, возникающих при создании и эксплуатации гидротехнических сооружений.
Актуальность данной темы обусловлена значительным воздействием на любой водный объект гидротехнического сооружения.
К гидротехническому сооружению, оказывающему воздействие на водный объект, применяются положения водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, а как к технически сложному объекту, неправильная эксплуатация которого потенциально представляет угрозу для жизнедеятельности человека, — положения законодательства и ряда нормативно-технических актов безопасности.
Статистика проверок
Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой в сфере ГТС за последние 2,5 года выявлено более 200 нарушений. В суды направлено 30 исков. Внесено более 65 представлений. По мерам прокурорского реагирования к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 20 лиц.
Органами прокуратуры за 2020 г. – истекший период 2021 г.:
- проверено более 80 предприятий и органов государственной власти;
- выявлено более 200 нарушений;
- внесено свыше 100 актов реагирования;
- понесли наказание более 20 лиц.
Типичные нарушения
В ходе надзорной деятельности прокуратурой установлены типичные нарушения, допускаемые организациями и органами государственной власти в сфере обеспечения безопасности ГТС.
В нарушение Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»:
- отсутствуют правила эксплуатации ГТС, согласованные с Ростехнадзором;
- преддекларационное обследование ГТС, предшествующее составлению декларации безопасности ГТС, не проводится;
- отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС;
- отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС, а также за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;
- не обеспечено наличие резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС: материальных и финансовых;
- квалификация работников, обслуживающих ГТС, не соответствует обязательным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами РФ;
- не произведен расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;
- многофакторные исследования напорных ГТС, находящихся в эксплуатации более 25 лет, с привлечением специализированной организации с оценкой их прочности, устойчивости не проводятся;
- осмотры сооружений после прохождения паводка (половодья) не проводятся;
- механическое оборудование ГТС в соответствии с утвержденным графиком не осматривается и не проверяется;
- обучение по безопасности рабочих, осуществляющих эксплуатацию ГТС, проверка знаний по безопасности не проводятся;
- инструктажи по безопасности ГТС не разрабатываются и не оформляются.
Прокурорские проверки
Ведомством организована проверка ФГБУ «Управление Татмелиоводхоз». Установлено, что на балансе учреждения состоит гидротехническое сооружение «Дружба», расположенное на территории Тетюшского района Республики Татарстан.
Прокурорская проверка показала, что в нарушение требований закона учреждением:
- не проведено преддекларационное обследование ГТС;
- правила эксплуатации ГТС не разработаны и не согласованы с уполномоченным органом — Приволжским управлением Ростехнадзора;
- отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС.
Еще одним ярким примером нарушений в сфере обеспечения безопасности ГТС могут служить результаты проверки прокуратурой деятельности органов местного самоуправления пгт. Васильево Зеленодольского муниципального района РТ.
Установлено, что на территории сельского поселения расположено ГТС — комплекс гидротехнических сооружений инженерной защиты от затопления и подтопления пгт. Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Проверка показала многочисленные нарушения требований закона, а именно:
- разработанные правила эксплуатации ГТС не были согласованы
с Приволжским управлением Ростехнадзора;
- обследование ГТС, предшествующее разработке декларации, не проведено;
- финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС, а также за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, отсутствует;
- не обеспечено наличие резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС: материальных и финансовых;
- квалификация работников, обслуживающих ГТС, не соответствует обязательным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами РФ;
- не произведен и не согласован с органами исполнительной власти субъекта расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;
- многофакторные исследования напорных ГТС, находящихся в эксплуатации более 25 лет, с привлечением специализированной организации с оценкой их прочности, устойчивости не проводятся;
- обучение по безопасности рабочих, осуществляющих эксплуатацию ГТС, проверка знаний по безопасности не проводятся.
В целях устранения выявленных нарушений природоохранной прокуратурой приняты меры реагирования. В суд направлены исковые заявление об обязании ответчиков устранить нарушения закона в сфере обеспечения безопасности ГТС.
Требования прокурора судом удовлетворены в полном объеме, в настоящее время — на исполнении. Устранение нарушений — на контроле природоохранной прокуратуры.
Необходимость ремонтов
Анализ деятельности в рассматриваемой сфере показал, что значительная часть ГТС, расположенных на территории республики, построена в 60-70 гг. XX века, их состояние требует проведения ремонтно-восстановительных работ, значительных финансовых затрат.
Вместе с тем необходимо отметить, что в Республике Татарстан распоряжением Кабинета министров утвержден перечень мероприятий подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2014-2021 гг.» государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014-2021 гг.», в рамках которой произведен капитальный ремонт гидротехнических сооружений, расположенных на территории республики.