Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Актуальные вопросы энергосбережения

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

 

В условиях постоянного роста цен на энергоресурсы любые вопросы их экономии являются актуальными. О том, как строится работа в данном направлении со стороны государства, а также о вопросах, связанных с программами энергосбережения на промышленных предприятиях, рассказывает Александр Владимирович Рубиновский, заведующий лабораторией «Технологии энергоресурсосбережения УдГУ».

- Александр Владимирович, насколько сегодня в условиях кризиса актуальна тема энергосбережения, энергоэффективности?
- Рациональному отношению к топливно-энергетическим ресурсам все больше внимание уделяется как эксплуатирующими организациями и фирмами-разработчиками, так и государственной властью.
Известно, что федеральный закон об энергосбережении, хотя и сделал «свое дело», но не был достаточно обеспечен подзаконными актами. До сих пор в России не запущены экономические механизмы, стимулирующие деятельность хозяйствующих субъектов, применяющих энергосберегающие и экологически чистые технологии.
В «Российской газете» №4680 от 7 июня 2008 г. был опубликован Указ Президента РФ N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», которым Правительству РФ поручено подготовить и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, предусматривающих уменьшение энергоемкости производств, более бережное отношение к природе и т. п.
В октябре прошлого года Госдумой Федерального Собрания РФ принят в первом чтении проект № 111730-5 федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». В настоящее время закон находится в стадии подготовки ко второму чтению.
Стоит отметить, что на основе проекта нового закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» Минэкономразвития России разработало План реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, согласно которому до 15 ноября 2009 г. Минэнерго РФ должно разработать единые требования к форме, содержанию, порядку представления и подписания энергопаспорта потребителя топливно-энергетических ресурсов. В этом же Плане описываются способы реализации требований по проведению обязательного энергетического аудита «для предприятий ТЭК, иных предприятий со стоимостью потребления энергоресурсов более 10 млн. рублей в год, для органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций с государственным (муниципальным) участием, регулируемых организаций, для организаций, получающих господдержку». В Плане есть и другие мероприятия, касающиеся предприятий, организаций, граждан, ЖКХ и т. п.
Из последних событий стоит отметить также заседание президиума Госсовета, которое прошло в Архангельске 2 июля, где Президент РФ заявил, что считает целесообразным ввести практику, когда оказание антикризисной помощи предприятиям будет проводиться только при наличии у них плана по снижению энергетических издержек. На этом же заседании Медведев Д.А. дал поручения Правительству РФ по повышению энергоэффективности российской экономики, которые касаются подготовки законопроекта и подготовки конкретных требований по энергоэффективности продукции. Среди прочих есть и поручение по подготовке региональных программ энергоэффективности.
Что касается нашей республики, то еще 12 декабря 2008 г. Президент УР Волков А.А. подписал Распоряжение «О мерах по повышению энергетической эффективности экономики Удмуртской Рес-публики». Правительству УР поставлена задача: в срок до 1 января 2010 г. разработать и утвердить программу «Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы». Известно, что уже разработана концепция этой программы.

- Расскажите подробнее о вопросах, связанных с программами энергосбережения на промышленных предприятиях.
- В отличие от Указа Президента РФ №889, ограничивающегося реализацией мероприятий в области энергосбережения в электроэнергетике, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и транспорте, Правительством РФ дано поручение Росимуществу в отношении всех без исключения предприятий и организаций, в состав органов управления которых входят представители интересов РФ, обеспечить разработку программ энергосбережения.
На предприятия республики, в состав органов управления которых входят представители интересов РФ, поступили письма, содержащие информацию о необходимости разработки программ энергосбережения и о методических рекомендациях по разработке таких программ. Речь идет о рекомендациях (требованиях), утвержденных Директором Сводного департамента государственной энергетической политики Минэнерго РФ Михайловым С.А. Требования направлены на обеспечение единой методологической основы для разработки программ энергосбережения хозяйствующих субъектов.
Согласно рекомендации Минэнерго, Программы энергосбережения хозяйствующих субъектов должны отражать основные направления государственной энергетической политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также способствовать решению социально-экономических, энергетических и экологических проблем путем рационального и экологически ответственного использования энергетических ресурсов.
Процессу разработки Программы должно предшествовать энергетическое обследование предприятия. Энергетическое обследование (энергоаудит) должно быть проведено с целью установления эффективности использования предприятием топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, природного газа, сжатого воздуха, воды и вторичных энергоресурсов). В процессе обследования должны быть определены резервы экономии ТЭР и выработаны экономически обоснованные меры по снижению затрат на ресурсо-, энергообеспечение, а также подтверждена достоверность исходных данных расчетов нормативов технических потерь электрической и тепловой энергии.
Порядок проведения энергоаудита определен соответствующими регламентами Минэнерго. Этот порядок разработан в соответствии с федеральным законодательством [4]. Согласование в Минэнерго России проекта Программы энергосбережения предприятия должно проводиться по представлению Управляющего Органа системы рационального использования энергетических ресурсов (РИЭР) при выполнении организациями-заявителями установленных требований и отсутствии замечаний по результатам экспертизы.
Управляющим Органом системы РИЭР является Межрегиональная ассоциация энергетики и нормирования (МАЭН).
Далее, согласно рекомендациям Минэнерго, энергетическое обследование (энергоаудит) должно быть проведено специализированной энергоаудиторской организацией, включенной в Единый реестр организаций, допущенных к проведению энергетических обследований (энергоаудиту).
С целью обеспечения мониторинга реализации Программы энергосбережения, предприятие должно будет своевременно предоставлять в МАЭН соответствующую справочно-аналитическую информацию.
По результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт установленного образца либо уточняется существующий. Форма и содержание энергетического паспорта промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов регламентируется в ГОСТе Р 51379-99. Как уже упоминалось выше, Минэнерго вскоре представит новый образец энергопаспорта и требования к его оформлению.

- Давайте теперь остановимся на вопросах утверждения нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии.
- Технологические потери электрической и тепловой энергии учитываются как часть материальных расходов в целях налогообложения (п. п. 3 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса РФ - далее НК). Каких-либо нормативных значений технологических потерь в НК не предусматривается. Таким образом, организация может учесть подобные расходы в полном объеме. Однако существует ограничение для учета технологических потерь, предусмотренное ст. 252 НК: размер технологических потерь должен быть обоснован и документально подтвержден. Такое же указание содержится и в Методических рекомендациях по применению главы 25 НК. Это означает, что налоговые органы при проверках должны обращать внимание на документы, которыми подтверждается размер технологических потерь. Поэтому необходимо очень тщательно документально оформлять подобные расходы.
Специалисты предприятий должны постоянно отслеживать размер фактических технологических потерь, поскольку в том случае, если они превысят норматив, налоговые органы могут дополнительно начислить налог на прибыль предприятия на сумму сверхнормативных потерь.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.04 г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» и Постановлением Правительства РФ от 28.05.08 г. №400 «Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации» государственная функция по утверждению нормативов технологических потерь тепловой и электрической энергии возложена на Федеральный орган исполнительной власти – Минэнерго РФ. Организация в Минэнерго РФ работы по утверждению нормативов регламентирована приказами Минэнерго №№325, 326 от 30 декабря 2008 г.
Отдельно остановимся на экспертизе нормативных значений технологических потерь. В инструкции, утвержденной приказом №325 о порядке утверждения нормативов потерь тепловой энергии, говорится: «В целях ускорения процесса утверждения указанных нормативов рекомендуется приложить к утверждаемым материалам экспертное заключение, содержащее выводы об обоснованности исходных данных, выполненных расчетов и значений нормативов». В инструкции, утвержденной приказом №326, аналогичной фразы нет. Однако существует Административный регламент по исполнению государственной функции по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, который утвержден приказом Минэнерго РФ №470 от 01.11.07. В регламенте говорится, что в числе прочих  документов, направляемых в Минэнерго, должно быть «заключение экспертизы материалов, обосновывающих значение нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям». При этом регламент ссылается на утративший силу приказ №267. Думаю, что в скором времени будут приняты новые административные регламенты Минэнерго, касающиеся утверждения нормативов.
Уже упоминавшаяся выше МАЭН, кроме единого реестра энергоаудиторских фирм, ведет и единый реестр экспертных организаций в области нормирования. Замечу, что аккредитация в МАЭН по системе РИЭР является абсолютно добровольной.

Все статьи рубрики