Актуальные проблемы обеспечения безопасности объектов магистрального трубопроводного транспорта
НАЗАРОВА Наталья Викторовна
начальник отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Под надзором Волжско-Окского управления Ростехнадзора в Нижегородской области находится более 250 объектов магистрального трубопроводного транспорта, в том числе более 15 компрессорных станций, 11 насосных станций, более 250 газораспределительных станций, около 14 тысяч км трубопроводов, из них около 12 тысяч км газопроводов, около 2-х тысяч км нефтепроводов.
С 2005 г. по 2010 г. на объектах магистрального трубопроводного транспорта Нижегородской области произошло 4 аварии. За истекшие 5 лет несчастных случаев со смертельным исходом, групповых несчастных случаев и тяжелых несчастных случаев на поднадзорных объектах магистрального трубопроводного транспорта не было.
В феврале 2006 г. авария произошла на 9,9 км газопровода – отвода на ГРС г. Чкаловск филиала ООО «Волготрансгаз» - Приокское ЛПУМГ. Тогда, как установила комиссия Ростехнадзора, причинами аварии стали грубейшие нарушения Правил охраны магистральных трубопроводов работниками ООО ДСК «Вираж», проводившей работы в охранной зоне магистрального газопровода, а также недостаточный контроль со стороны эксплуатационного персонала филиала ООО «Волготрансгаз» - Приокское ЛПУМГ. Еще одна авария зафиксирована в марте 2006 г. на узле подключения газокомпрессорной станции «Лысково» в районе 796 км магистрального газопровода «Пермь – Казань – Горький – 1» филиала ООО «Волготрансгаз» - Приокское ЛПУМГ. Произошло разрушение тройника с возгоранием газа в процессе эксплуатации из-за наличия заводского брака сварных швов. 27 сентября 2007 г. на 567 км магистрального газопровода «Саратов – Горький» произошел разрыв газопровода с возгоранием. Причинами аварии также явились грубейшие нарушения Правил охраны магистральных трубопроводов работниками сторонней организации, проводившей работы в охранной зоне магистрального газопровода, и недостаточный контроль со стороны работников, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, за состоянием охранной зоны.
- Анализ показывает, что в целом уровень аварийности на объектах магистрального трубопроводного транспорта в Нижегородской области значительно ниже, чем, например, в среднем по Приволжскому Федеральному округу (7 – 12 аварий в год на 70 тысячах км), - объясняет начальник отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Волжско-Окского управления Ростехнадзора Н. В. Назарова. - Тем не менее, две аварии, связанные с работой сторонних строительных организаций в охранной зоне газопровода, говорят, что состояние производственного контроля за промышленной безопасностью в организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, далеко от идеального.
В 2008 г. большой общественный резонанс получила авария на газопроводе «Ямбург-Тула 2» в Пильнинском районе Нижегородской области. К счастью, тогда никто не пострадал. Комиссия по расследованию технических причин аварии, созданная по приказу Ростехнадзора, определила, что причиной аварии стало коррозионное растрескивание под напряжением (КРН). Газопровод «Ямбург – «Тула 2» был построен и введен в эксплуатацию в 1988 г.. Ранее на этом газопроводе аварий не было. Проведенная после ликвидации аварии внутритрубная диагностика выявила ряд опасных участков, которые необходимо было заменить и отремонтировать немедленно. Проведенная после ремонта экспертиза промышленной безопасности выявила еще ряд опасных участков, которые также были заменены.
- Всего на участке магистрального газопровода «Ямбург – Тула 2» длиной 58 км после аварии было заменено труб и участков общей протяженностью 1500 м, заварено дефектов и проведено ремонтов сварных швов 49 штук на площади 150 кв. м, проведена зачистка и зашлифовка 75 дефектов на площади 7200 кв. м, - продолжает Наталья Викторовна. - Все это говорит о том, что техническое состояние газопровода после двадцати лет эксплуатации требует тщательной диагностики и, в частности, сокращения сроков проведения внутритрубной диагностики.
Практически во всех актах технического расследования причин аварий на магистральных трубопроводах отмечается брак, допущенный при строительстве. Дефекты, выявленные с помощью внутритрубной диагностики, в большинстве своем, также являются проявлением дефектов, допущенных при строительстве. Если говорить о надзоре, то государственный надзор, в том числе и за качеством строительства объектов магистрального трубопроводного транспорта, осуществляется с 1991 г. К этому времени основные магистральные трубопроводы, проходящие по территориям, надзор за которыми осуществляет Волжско-Окское управление Ростехнадзора, такие, как Уренгой – Помары – Ужгород, Сургут – Полоцк, Ямбург – Тула, были уже построены.
Поэтому очень важно на этапе строительства новых больших проектов вести тщательный надзор за качеством строительства. Практика показывает, что когда ведутся масштабные стройки, упускаются из виду отдельные «мелочи», которые и выявляются впоследствии и служат основными причинами аварий. Масштабной стройкой последних лет является строительство магистрального газопровода «Починки – Грязовец».
- Надзор за строительством этого газопровода на участках с 0 по 190 км осуществляется с 2008 г. За этот период были выявлены многочисленные нарушения как в проектной документации, так и в процессе строительства. Один из участков этого газопровода, предъявленный заказчиком строительства как законченный строительством объект в декабре 2008 г., был принят в эксплуатацию лишь спустя год после устранения всех дефектов.
Актуальной проблемой обеспечения защищенности объектов магистрального трубопроводного транспорта на протяжении многих лет остается нарушение охранных зон трубопроводов. Большую часть нарушений охранных зон и зон минимально безопасных расстояний составляют коллективные сады в Кулебакском, Арзамасском, Богородском, Павловском, Кстовском, Лысковском, Дальне-Константиновском районах Нижегородской области.
В заключение разговора Наталья Викторовна отмечает, что, к сожалению, в настоящее время многие люди не осознают опасности, которой они подвергаются. Нелишне напомнить, что при аварии на магистральном газопроводе осколки трубопровода весом более 10 т разлетаются в стороны на 200 – 300 м, а при разрыве нефтепровода вытекшая нефть убивает все живое, особенно при попадании в водоемы.