Ростехнадзор обновил перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований
Номер журнала:
Рубрика:
Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых Федеральной службой при проведении внеплановых проверок. Изменения вступили в силу 20 июня 2023 года.
9 июня 2023 года опубликован Приказ Ростехнадзора от 30.03.2023 № 134 «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утвержденный Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 ноября 2021 г. № 397».
Приказом Ростехнадзора от 23.11.2021 № 397 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности» утверждены и действуют на сегодняшний день пять индикаторов риска:
1. Поступление в территориальный орган Ростехнадзора информации о трех и более инцидентах, произошедших на опасном производственном объекте в течение одного календарного года, в соответствии с порядком проведения технического расследования причин аварий, установленным согласно п. 8 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2. Наличие в акте технического расследования причин аварии сведений о причинах аварии, связанных с нарушением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, эксплуатируемом юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в случае если такое юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) эксплуатирует опасные производственные объекты III, IV классов опасности, отнесенные к категории опасных производственных объектов по такому же признаку, как и объект, на котором произошла авария (при условии, что в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение 2 лет до даты аварии).
3. Отсутствие в реестре лицензий сведений о лицензии юридического лица (индивидуального предпринимателя) на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в течение 4 месяцев с даты регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов таким юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) опасного производственного объекта, деятельность по эксплуатации которого подлежит лицензированию.
4. Наличие сведений об опасном производственном объекте III, IV классов опасности в государственном реестре опасных производственных объектов по истечении 2 лет с даты внесения сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности об экспертизе промышленной безопасности, проведенной в отношении документации на консервацию или ликвидацию такого объекта (при условии, что в отношении опасного производственного объекта не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение 2 лет до даты внесения сведений об экспертизе в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности).
5. Исключение сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), эксплуатирующем опасный производственный объект III, IV классов опасности, сведения о котором содержатся в государственном реестре опасных производственных объектов, из единого государственного реестра юридических лиц (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).
Новым приказом перечень дополнен тремя индикаторами:
6. Отсутствие сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности, содержащем срок дальнейшей эксплуатации технического устройства, применяемого на ОПО III или IV классов опасности, или сведений о выводе из эксплуатации такого технического устройства при истечении года после установленного срока его эксплуатации (при условии, что в течение указанного года в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия).
7. Отсутствие сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности, содержащем вывод о соответствии здания или сооружения на ОПО III или IV классов опасности требованиям промышленной безопасности, либо сведений о выводе из эксплуатации такого здания или сооружения по истечении года с даты внесения в реестр заключения, содержащего вывод о несоответствии такого здания и сооружения требованиями промышленной безопасности (при условии, что в течение указанного года в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия).
8. Факт выдачи экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности в отношении объекта экспертизы заказчика, при наличии в реестре заключений ЭПБ сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности, содержащем вывод о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (для ОПО III или IV классов опасности при условии, что в течение указанного года в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия).
Статус специалистов по ОТ, осуществляющих контроль за электроустановками |
Письмом Ростехнадзора от 12.05.2023 № 10-00-12/1709 «О рассмотрении обращения» разъяснены требования к специалистам по охране труда, осуществляющим контроль за электроустановками. Отмечено, что данные работники не относятся ни к электротехническому, ни к неэлектротехническому персоналу. В письме отмечается, что согласно п. 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н, специалисты по охране труда, осуществляющие контроль за электроустановками, — это отдельная категория работников, которые не относятся ни к электротехническому, ни к неэлектротехническому персоналу. Специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки организаций потребителей электроэнергии, должны иметь группу IV по электробезопасности, их производственный стаж (не обязательно в электроустановках) должен быть не менее 3 лет. Специалисты по охране труда субъектов электроэнергетики, контролирующие электроустановки, должны иметь группу V по электробезопасности и допускаются к выполнению должностных обязанностей в порядке, установленном для электротехнического персонала. Специалистам по охране труда организаций потребителей электрической энергии, контролирующим электроустановки, присвоение группы IV по электробезопасности проводится без предварительной последовательной проверки знаний на II и III группы по электробезопасности. |