Утверждена стратегия развития российской металлургии
Номер журнала:
Рубрика:
Стратегия представляет собой отраслевой документ стратегического планирования развития металлургической промышленности. Координацию Стратегии, мониторинг и разработку предложений по ее актуализации осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Цели Стратегии
При разработке Стратегии учитывали факторы:
- отрасль зависит от мировых рынков;
- потенциал увеличения внутреннего спроса на металлургическую продукцию за счет активного развития инфраструктуры и проектов развития реализован не полностью;
- в отрасли существует потенциал импортозамещения, особенно в части продукции с высокой добавленной стоимостью.
Целью Стратегии является обеспечение устойчивого развития металлургической промышленности в перспективе до 2030 года, в том числе за счет:
- увеличения потребления отечественной металлопродукции на внутреннем рынке и снижения цен на такую продукцию, расширения доступа к международным рынкам;
- повышения уровня переработки металла и развития производства металлопродукции высоких переделов;
- бесперебойного обеспечения металлургических предприятий критически важным сырьем, оборудованием, комплектующими и материалами.
Вклад металлургии во внутренний валовый продукт Российской Федерации составляет до 5 %, в добавленную стоимость обрабатывающей промышленности — 17,4 %, в экспорт — 10 %, в экспорт обрабатывающей промышленности — 29,2 %, в занятость — 2,6 %. Россия занимает пятое место в мире по выплавке стали, второе место по производству стальных труб и алюминия, третье место по производству титана, четвертое место по производству высокосортного никеля и шестое место по производству меди.
Задачи Стратегии
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- создание условий для реализации потенциала внутреннего спроса на продукцию металлургического комплекса;
- способствование импортозамещению металлургической продукции на российском рынке;
- удержание позиции российских компаний на зарубежных рынках;
- обеспечение сырьевой безопасности российской металлургической отрасли;
- стимулирование развития экологичных технологий производства металлургической продукции, а также технологий производства металлургической продукции из вторичного сырья.
Для увеличения спроса на металлопродукцию необходимо:
- совершенствовать стандарты, своды правил и технические регламенты с учетом научно-технических достижений в области разработки и использования металлопродукции;
- актуализировать нормативные сроки службы металлоизделий и оборудования в соответствии с современными требованиями в области безопасности;
- стимулировать кооперацию предприятий оборонно-промышленного комплекса в целях оптимизации спроса на специальные стали, сплавы и металлические материалы для производства высокотехнологичной продукции.
Ожидаемые результаты
Целевой объем потребления готового проката черных металлов к 2030 году планируется на уровне 58 млн тонн, что на 29,6 процента превышает уровень 2021 года с одновременным увеличением экспорта с 29,3 млн тонн в 2021 году до 29,5 млн тонн к 2030 году.
Целевой объем потребления алюминия к 2030 году планируется на уровне 1,8 млн тонн, что на 16,7 процента превышает уровень 2021 года. Объем экспорта алюминия к 2030 году планируется на уровне 3,1 млн тонн, что на 29,6 процента превышает уровень 2021 года.
Целевой объем потребления никеля к 2030 году планируется на уровне 63,3 тыс. тонн, что на 216,8 процента превышает уровень 2021 года, в том числе за счет реализации проектов, по повышению объемов производства металлопродукции из нержавеющей стали.
Численность работающих в металлургическом производстве, включая добычу металлических руд, в декабре 2021 г. составила 657,9 тыс. человек (увеличение к 2019 году на 0,8 %) со средней заработной платой от 48,8 тыс. рублей (производство прочих стальных изделий первичной обработки) до 100,6 тыс. рублей (добыча руд цветных металлов).
Направления экспорта
В Стратегии определены направления экспорта российской металлопродукции с учетом введенных против Российской Федерации санкций и ограничений, а также с учетом необходимости опережающего развития транспортной инфраструктуры.
Альтернативными направлениями экспорта являются рынки Турции, Китая, государств — членов Евразийского экономического союза и государств — участников Содружества Независимых Государств, государств Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
При этом корректировка сложившихся до 2022 года направлений экспорта предполагает необходимость разработки мероприятий по развитию железнодорожной и портовой инфраструктуры, а также выработку экономически эффективных транспортных тарифов.
Рост потребления металлопродукции
В Стратегии определены меры, направленные на увеличение потребления отечественной металлопродукции на внутреннем рынке.
Стратегия содержит следующие «точки роста» отраслей-потребителей:
- в сфере строительства — реализация планов по переселению граждан из аварийных и подлежащих сносу домов, реализация государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», реализация плана мероприятий по расширению области применения стали в строительстве и совершенствованию технического регулирования в области строительства, реализация проектов развития дорожной инфраструктуры, реализация проектов строительства объектов магистральных трубопроводных систем и их реконструкции, развитие инфраструктуры транспортировки и переработки углеводородов;
- в сфере водородной энергетики — развитие водородной энергетики за счет производства (трубы со специальными характеристиками для паровой конверсии метана, в том числе для подземных хранилищ Н2 и CO2) труб для электролизеров;
- в сфере транспортного машиностроения — рост объемов транспортного машиностроения, реализация государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»;
- в сфере авиастроения — обновление российского авиационного парка в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности»;
- в сфере тяжелого машиностроения — рост производства отечественной продукции тяжелого машиностроения в рамках подпрограммы «Развитие производства средств производства» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»;
- в сфере станкостроения — рост объема отечественного производства станкоинструментальной продукции в соответствии с целевыми значениями ключевых показателей Стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года;
- в сфере производства электрооборудования — обновление мощностей и реализация планов по строительству атомных электростанций на основании Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года и государственной программы Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса»;
- в сфере оборонно-промышленного комплекса — стимулирование промышленной деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса».
Альтернативными направлениями экспорта являются рынки Турции, Китая, государств — членов Евразийского экономического союза и государств — участников Содружества Независимых Государств, государств Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Меры поддержки
В Стратегии определены меры, направленные на бесперебойное обеспечение металлургических предприятий критически важным сырьем и оборудованием.
Планируются следующие меры государственной поддержки:
- оптимизация налоговой нагрузки;
- изменение тарифов на услуги ОАО «РЖД» с учетом необходимости обеспечения баланса интересов инфраструктурных и металлургических компаний;
- изменение тарифов на электроэнергию — не допускать роста себестоимости металлопродукции из-за появления новых механизмов перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе;
- для снижения цен на металлопродукцию может применяться система мониторинга цен на внутреннем и внешних рынках на основную номенклатуру металлопродукции, что позволит оперативно разрабатывать и принимать меры регуляторного воздействия.
В качестве механизмов снижения цен на металлопродукцию предлагается:
- отмена импортных пошлин на критически важное сырье, которое не производится в России (медный штейн, титановый шлак и ильменитовый песок);
- отмена ставок таможенных пошлин на импорт широкого перечня критически важного оборудования и материалов для отечественной металлургии.
Одним из ключевых решений является развитие российской машиностроительной базы по разработке и производству металлургического оборудования, в том числе с предоставлением мер государственной поддержки.
Подлежат разработке мероприятия по обеспечению развития производства российской электронной компонентной базы и электроники, а также по обеспечению перевода на отечественные программно-аппаратные решения критической инфраструктуры металлургических производств.
В план по решению проблем с кадрами будут включены мероприятия по развитию среднего профессионального образования и высшего образования.
Предстоит решение научно-технических задач, для этого планируется утвердить комплекс мер по организации отраслевой металлургической науки.
Этапы реализации
Стратегии
Реализацию Стратегии предлагается осуществить в два этапа:
- адаптационный этап (до 2025 года);
- восстановительный этап (до 2030 года).
На адаптационном этапе ожидаются реализация мер противодействия санкционному давлению, интенсификация вывода неэффективных и избыточных мощностей, наработка и начало реализации в том числе новых проектов, стимулирующих металлопотребление в стране, прежде всего в строительной и энергетической отраслях. Начнется формирование новых логистических схем, уточнение потребности в металлопродукции, необходимой для восстановления объектов, разрушенных во вновь признанных республиках.
На восстановительном этапе (2026-2030 годы) предусматривается проведение всего комплекса работ по достижению целей и задач Стратегии с учетом ее актуализации.