Контрольная и разрешительная деятельность Ростехнадзора и ограничения в 2022 году
Номер журнала:
Рубрика:
В ходе публичных мероприятий по результатам правоприменительной практики за истекший период 2022 года, проводимых в территориальных управлениях Ростехнадзора, обязательно поднимается и систематизируется тема организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2022 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 и особенности разрешительной деятельности, установленные постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 353.
Ограничения применяются при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля вне зависимости от организационно-правовой формы контролируемого лица и распространяются до конца 2022 года.
Особенности контрольной (надзорной) деятельности
В 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия (КНМ), плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществление которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — закон № 248-ФЗ) за исключением случаев, указанных в п. 2 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).
В соответствии с пп. «в» п.2 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществление которых регулируются Законом № 248-ФЗ, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:
1) при условии согласования с органами прокуратуры:
- непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, а также факты причинения такого вреда (при этом согласно разъяснениям Мин-экономразвития РФ от 24.03.2022 положениями Федерального закона № 248-ФЗ и постановлением № 336 не предусмотрены критерии для определения непосредственной угрозы причинения вреда указанным охраняемым законом ценностям. В указанном случае решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается на основании оценки конкретных обстоятельств. При этом оценка обоснованности такого решения дается органами прокуратуры при согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия);
- непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства, а также факты причинения такого вреда;
- непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера (ЧС) и факты возникновения ЧС;
- выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на ОПО I и II классов опасности и на гидротехнических сооружениях (ГТС) I и II классов;
- выявление индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения ЧС;
- необходимость проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения ЧС;
- ряд иных оснований;
2) без согласования с органами прокуратуры:
- по поручению Президента Российской Федерации;
- по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;
- по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора).
Ростехнадзор вправе приступить к проведению внепланового КНМ и проверки незамедлительно (с извещением органов прокуратуры), если основанием для их проведения являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение ЧС.
Данное требование распространяется на объекты чрезвычайно высокого и высокого риска, ОПО I и II классов опасности и ГТС I и II классов.
В отношении КНМ и проверок, дата начала которых наступила или наступает после 10 марта 2022 года и проведение которых не допускается в 2022 году, Ростехнадзором должно быть принято единое решение об их отмене.
При этом сведения о завершении проверок по причине их отмены должны быть внесены в Единый реестр КНМ и Единый реестр проверок.
КНМ и проверки, проведение которых не допускается в 2022 году и которые не завершены по состоянию на 10 марта 2022 года, подлежат завершению в течение 5 рабочих дней путем составления акта с внесением соответствующих сведений в Единый реестр КНМ и Единый реестр проверок.
Однако, если Ростехнадзором были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу должно быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Срок исполнения предписаний, выданных и действующих до 10 марта 2022 года, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Установленные специальные требования не распространяются на осуществление Ростехнадзором постоянного госконтроля (надзора).
Административная ответственность
Возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих КНМ не допускается. Вместе с тем допускается возбуждение дела об административном правонарушении без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.
Кроме того, дела об административных нарушениях возбуждаются в случае непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (то есть в рамках ст. 28.1 КоАП РФ), в случае, если нарушенные обязательные требования не входят в предмет проверки, проводимой в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ.
Особенности разрешительной деятельности
Приложением № 4 к постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» установлены особенности разрешительных режимов в сфере промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, электроэнергетики и теплоснабжения до 31 декабря 2022 года.
Введены моратории:
- на переоформление отдельных видов лицензий;
- на очередное декларирование безопасности: до 31 декабря 2022 г. эксплуатация опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений может осуществляться без представления очередной декларации промышленной безопасности и декларации безопасности гидротехнических сооружений соответственно;
- на проведение очередной аттестации и проверки знаний (сроки действия имеющейся аттестации в рассматриваемых областях, истекающие в период с 14 марта и до конца года, продлеваются и считаются действующими до 31 декабря 2022 г. Очередная аттестация проводится только по инициативе эксплуатирующей организации. Срок проведения первичной аттестации увеличен с одного до трех месяцев со дня назначения на должность).
Лицензирование
П. 5 постановления Правительства № 353 установлено, что в 2022 году в отношении лицензирования видов деятельности, указанных в ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также иных разрешений, предусмотренных настоящим постановлением, переоформление разрешения, внесение изменений в реестр разрешений на основании заявления лица, которому было предоставлено разрешение, не требуется в случае изменения:
- места нахождения юридического лица;
- места жительства индивидуального предпринимателя;
- места осуществления лицензируемого вида деятельности, связанного с переименованием географического объекта, улицы, площади или иной территории;
- нумерации объекта адресации, в том числе почтового индекса;
- а также в случае переименования юридического лица;
- реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, присоединения.
При наличии в органе государственной власти, предоставившем разрешение, информации о переименовании географического объекта, улицы, площади или иной территории, об изменении нумерации объектов адресации, в том числе почтового индекса, об изменении наименования юридического лица, о реорганизации юридического лица орган государственной власти вправе самостоятельно внести соответствующие изменения в реестр разрешений без заявления лица, которому было предоставлено разрешение, с последующим направлением такому лицу уведомления о внесении изменений в реестр разрешений.
Осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, до 31 декабря 2022 года допускается без внесения изменений в реестр лицензий в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в реестре лицензий. Такие изменения вносятся лицензирующим органом в реестр лицензий в случае обращения лицензиата с соответствующим заявлением (п.1 приложения № 4 к постановлению Правительства № 353).
Таким образом, если лицензиат обращается с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, то процедура осуществляется в соответствии с п.п.17, 27, 28 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25.11.2020 № 454.
В соответствии с п. 9 постановления Правительства № 353 в отношении лицензируемых видов деятельности, предусмотренных ч.1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», оплата государственных пошлин в рамках оказания государственных услуг за предоставление лицензии, внесение изменений в реестр лицензий, продление срока действия лицензии по заявлениям, поданным со дня вступления в силу настоящего постановления до 31 декабря 2022 года, не требуется.
Аттестация
Первичная аттестация в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики проводится не позднее 3 месяцев со дня:
- назначения на соответствующую должность;
- перевода на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
- заключения трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
Сроки действия аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, истекающие в 2022 г., продлеваются до 31 декабря 2022 г.
Очередная аттестация в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики может быть проведена:
- в территориальных аттестационных комиссиях — в случае обращения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соответствующим заявлением;
- в аттестационных комиссиях организаций — в случаях, предусмотренных локальными нормативными актами таких организаций.
Сроки очередной аттестации экспертов в области промышленной безопасности, наступающие в 2022 году, продлеваются на 3 месяца.
Декларации
До 31 декабря 2022 г. эксплуатация опасных производственных объектов может осуществляться без представления в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности декларации промышленной безопасности, разработанной вновь в соответствии с абз. 2 и абз.4 п. 31 ст. 14 Закона № 116-ФЗ.
До 31 декабря 2022 г. эксплуатация гидротехнических сооружений может осуществляться без предоставления их собственниками и (или) эксплуатирующими их организациями в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнических сооружений и проведения ее государственной экспертизы.
Эксплуатация ГТС
В 2022 году допускается эксплуатация гидротехнического сооружения без внесения сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений и соответствующего разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.
Электроэнергетика и теплоснабжение
Сроки очередного подтверждения готовности к работе в сфере электроэнергетики или сфере теплоснабжения, наступающие в 2022 году, продлеваются на 3 месяца.
Временный фактический прием (подача) напряжения и мощности в ходе технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, временное подключение (технологическое присоединение) объекта теплоснабжения до 31 декабря 2022 г. могут осуществляться без получения разрешения уполномоченного органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию указанных объектов.
Строительство
На 2 года продлевается срок действия квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, полученных в соответствии со ст. 49.1 Градостроительного кодекса РФ, срок действия которых истекает в период со дня вступления в силу постановления Правительства РФ от 12.03.2022 г. № 353 по 31 декабря 2023 г.
Источник: ural.gosnadzor.ru, volok.gosnadzor.ru