Исполнение законодательства о промышленной безопасности на предприятиях нефтяной и газовой промышленности Республики Татарстан
Исмагилова Ляйсан Альфритовна
помощник казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, младший советник юстиции
Номер журнала:
Рубрика:
Одной из основных надзорных функций Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением опасными производственными объектами и организациями, эксплуатирующими опасные технические устройства, исполнения законодательства о промышленной безопасности.
Согласно данным Ростехнадзора по состоянию на 31.12.2020 г. в государственном реестре опасных производственных объектов (далее ОПО) содержится информация о 175 147 опасных производственных объектах, функционирующих на территории России.
Состояние промышленной безопасности этих объектов напрямую влияет на жизнь и здоровье граждан страны, состояние окружающей среды, обеспечение населения ресурсами и продукцией.
В честь празднования в стране 5 сентября текущего года профессионального Дня тружеников нефтяной и газовой промышленности особое внимание хотелось бы уделить состоянию безопасности производственных объектов нефтяной и газовой промышленности.
Текущая ситуация
Необходимо отметить, что в последние годы уровень аварийности на опасных производственных объектах имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Вместе с тем анализ ситуации, складывающейся на ОПО, показывает, что основными факторами, влияющими на аварийность, являются многочисленные нарушения, допускаемые предприятиями и организациями в части исполнения законодательства о безопасности опасных производственных объектов.
Проверки и решения
Так, Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой за 2020 г. и истекший период 2021 г. в части исполнения законодательства в сфере промышленной безопасности выявлено более 60 нарушений.
По результатам проверок приняты меры прокурорского реагирования, внесено пять представлений, по результатам рассмотрения которых организациями виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, а также приняты меры к устранению нарушений закона и недопущению их впредь.
Органами контроля по постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено более 25 виновных должностных и юридических лиц.
Анализ надзорной деятельности показал, что причиной основных нарушений, допускаемых предприятиями в рассматриваемой сфере, являются неудовлетворительная организация производственных процессов, низкий уровень управления, недостаточность навыков персонала при действиях в аварийных ситуациях, формальная и часто малоэффективная деятельность служб производственного контроля, в ряде случаев — неукомплектованность штатной численности предприятий.
Типичные нарушения
Прокуратурой были организованы проверки ООО «Татнефтьавиасервис», ООО «Газпром Трансгаз Казань», АО «Транснефть-Прикамье».
В ходе надзорной деятельности ведомством установлены типичные нарушения, допускаемые организациями.
В нарушение Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
- укомплектованность штата работников ОПО в соответствии с установленными требованиями не обеспечена;
- при эксплуатации ОПО допускаются нарушения при оформлении формуляра подтверждения величины разрешенного рабочего давления;
- не в полной мере обеспечивается контроль за состоянием средств электрохимической защиты от коррозии и выполнение мероприятий, направленных на определении фактического коррозионного состояния объектов линейной части ОПО;
- не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, не обеспечивается надежное и безопасное ведение технологического процесса при эксплуатации и техническом обслуживании ОПО;
- не обеспечена полнота и достоверность сведений при представлении отчетов о производственном контроле ОПО;
- изменения в сведения, содержащиеся в государственном реестре, вследствие изменившихся сведений об ОПО, в том числе при изменении количественного и качественного состава технического устройства не вносятся;
- не всегда обеспечивается надежная, безопасная и рациональная эксплуатация электроустановок и содержание их в исправном состоянии при эксплуатации ОПО;
- не в всех случаях в плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО отражены пересечения с коммуникациями.
Имеют место многочисленные нарушения Правил безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 г. № 520 (действовавшие на момент проверки):
- не во всех случаях обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
- нарушены требования к обеспечению безопасности, определения фактического технического состояния ОПО;
- технологические регламенты на эксплуатацию ОПО не соответствует проектным решениям, действительным характеристикам, условиям работы ОПО;
- не всегда эксплуатирующей организацией обеспечивается контроль трассы и прилегающей территории, осуществляется выявление факторов, создающих угрозу надежности и безопасности эксплуатации ОПО;
- не обеспечивается надежное и безопасное ведение технологического процесса, определенного технологическим регламентом на эксплуатацию ОПО;
- не в полном объеме выполняются работы при техническом обслуживании линейной части;
- ненадлежащим образом проводятся работы по техническому обслуживанию и осмотру трасс;
- информация в технологическом регламенте на эксплуатацию ОПО не всегда подлежит актуализации (обновлению);
- контроль за ведением эксплуатационной документации на ОПО не обеспечен;
- не обеспечена защита от внешней (атмосферной) коррозии.
Обратите внимание: в настоящее время данные требования закреплены в новых федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденные Приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 г. № 517.
В нарушение Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 г. № 9:
- оформлена документация по содержанию коммуникаций технического коридора на ОПО;
- отсутствуют опознавательные знаки трубопровода в пределах прямой видимости;
- не во всех случаях указано местоположение осей трубопровода от основания знака и адреса диспетчерской и аварийной службы производственного подразделения предприятия трубопроводного транспорта;
- не указаны размеры охранной зоны;
- допущены факты складирования древесины в охранной зоне.
Также имеют место факты нарушения требований к разработке документации, определяющей порядок проведения газоопасных работ на объектах магистрального трубопроводного транспорта на ОПО, чем нарушаются Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 г. № 485 (действовавшие на момент проверки).
Обратите внимание: Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 528 утверждены новые нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ».
Реальность и выводы
Следует подчеркнуть, что по всем фактам выявленных нарушений прокуратурой приняты меры реагирования, по результатам рассмотрения и исполнения которых организациями приняты реальные меры к их устранению, к виновным лицам применены меры дисциплинарного воздействия.
Подводя итоги вышесказанного, необходимо отметить следующее. В связи с изменениями социально-экономических и производственных отношений в обществе и экономике России подлежит изменению и государственное регулирование в сфере производства, повышаются требования безопасности при эксплуатации производственных объектов, организации производства и труда с целью избежания аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве. Устанавливаются единые требования к лицам, ответственным за обеспечение безопасности производственных объектов и безопасности труда.
В связи с этим организация надзора за исполнением законодательства о промышленной безопасности, надлежащим выполнением функций уполномоченными органами государственного контроля и надзора является актуальной и приоритетной задачей, находится на постоянном контроле органов прокуратуры.