Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Исполнение законодательства о промышленной безопасности на предприятиях нефтяной и газовой промышленности Республики Татарстан

 
Исмагилова Ляйсан Альфритовна, помощник казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, младший советник юстиции

Исмагилова Ляйсан Альфритовна
помощник казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, младший советник юстиции

Номер журнала: 

Рубрика: 

Одной из основных надзорных функций Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением опасными производственными объектами и организациями, эксплуатирующими опасные технические устройства, исполнения законодательства о промышленной безопасности.

Согласно данным Ростехнадзора по состоянию на 31.12.2020 г. в государственном реестре опасных производственных объектов (далее ОПО) содержится информация о 175 147 опасных производственных объектах, функционирующих на территории России.
Состояние промышленной безопасности этих объектов напрямую влияет на жизнь и здоровье граждан страны, состояние окружающей среды, обеспечение населения ресурсами и продукцией. 
В честь празднования в стране 5 сентября текущего года профессионального Дня тружеников нефтяной и газовой промышленности особое внимание хотелось бы уделить состоянию безопасности производственных объектов нефтяной и газовой промышленности.

Текущая ситуация

Необходимо отметить, что в последние годы уровень аварийности на опасных производственных объектах имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Вместе с тем анализ ситуации, складывающейся на ОПО, показывает, что основными факторами, влияющими на аварийность, являются многочисленные нарушения, допускаемые предприятиями и организациями в части исполнения законодательства о безопасности опасных производственных объектов.

Проверки и решения

Так, Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой за 2020 г. и истекший период 2021 г. в части исполнения законодательства в сфере промышленной безопасности выявлено более 60 нарушений. 
По результатам проверок приняты меры прокурорского реагирования, внесено пять представлений, по результатам рассмотрения которых организациями виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, а также приняты меры к устранению нарушений закона и недопущению их впредь.
Органами контроля по постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено более 25 виновных должностных и юридических лиц. 
Анализ надзорной деятельности показал, что причиной основных нарушений, допускаемых предприятиями в рассматриваемой сфере, являются неудовлетворительная организация производственных процессов, низкий уровень управления, недостаточность навыков персонала при действиях в аварийных ситуациях, формальная и часто малоэффективная деятельность служб производственного контроля, в ряде случаев — неукомплектованность штатной численности предприятий.

Типичные нарушения

Прокуратурой были организованы проверки ООО «Татнефтьавиасервис», ООО «Газпром Трансгаз Казань», АО «Транснефть-Прикамье».
В ходе надзорной деятельности ведомством установлены типичные нарушения, допускаемые организациями.

В нарушение Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
- укомплектованность штата работников ОПО в соответствии с установленными требованиями не обеспечена;
- при эксплуатации ОПО допускаются нарушения при оформлении формуляра подтверждения величины разрешенного рабочего давления;
- не в полной мере обеспечивается контроль за состоянием средств электрохимической защиты от коррозии и выполнение мероприятий, направленных на определении фактического коррозионного состояния объектов линейной части ОПО;
- не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, не обеспечивается надежное и безопасное ведение технологического процесса при эксплуатации и техническом обслуживании ОПО;
- не обеспечена полнота и достоверность сведений при представлении отчетов о производственном контроле ОПО;
- изменения в сведения, содержащиеся в государственном реестре, вследствие изменившихся сведений об ОПО, в том числе при изменении количественного и качественного состава технического устройства не вносятся;
- не всегда обеспечивается надежная, безопасная и рациональная эксплуатация электроустановок и содержание их в исправном состоянии при эксплуатации ОПО;
- не в всех случаях в плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО отражены пересечения с коммуникациями.

Имеют место многочисленные нарушения Правил безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 г. № 520 (действовавшие на момент проверки):
- не во всех случаях обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
- нарушены требования к обеспечению безопасности, определения фактического технического состояния ОПО;
- технологические регламенты на эксплуатацию ОПО не соответствует проектным решениям, действительным характеристикам, условиям работы ОПО;
- не всегда эксплуатирующей организацией обеспечивается контроль трассы и прилегающей территории, осуществляется выявление факторов, создающих угрозу надежности и безопасности эксплуатации ОПО;
- не обеспечивается надежное и безопасное ведение технологического процесса, определенного технологическим регламентом на эксплуатацию ОПО;
- не в полном объеме выполняются работы при техническом обслуживании линейной части;
- ненадлежащим образом проводятся работы по техническому обслуживанию и осмотру трасс;
- информация в технологическом регламенте на эксплуатацию ОПО не всегда подлежит актуализации (обновлению);
- контроль за ведением эксплуатационной документации на ОПО не обеспечен;
- не обеспечена защита от внешней (атмосферной) коррозии. 

Обратите внимание: в настоящее время данные требования закреплены в новых федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденные Приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 г. № 517.

В нарушение Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 г. № 9:
- оформлена документация по содержанию коммуникаций технического коридора на ОПО; 
- отсутствуют опознавательные знаки трубопровода в пределах прямой видимости;
- не во всех случаях указано местоположение осей трубопровода от основания знака и адреса диспетчерской и аварийной службы производственного подразделения предприятия трубопроводного транспорта; 
- не указаны размеры охранной зоны;
- допущены факты складирования древесины в охранной зоне.

Также имеют место факты нарушения требований к разработке документации, определяющей порядок проведения газоопасных работ на объектах магистрального трубопроводного транспорта на ОПО, чем нарушаются Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 г. № 485 (действовавшие на момент проверки).

Обратите внимание: Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 528 утверждены новые нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ». 

Реальность и выводы

Следует подчеркнуть, что по всем фактам выявленных нарушений прокуратурой приняты меры реагирования, по результатам рассмотрения и исполнения которых организациями приняты реальные меры к их устранению, к виновным лицам применены меры дисциплинарного воздействия. 
Подводя итоги вышесказанного, необходимо отметить следующее. В связи с изменениями социально-экономических и производственных отношений в обществе и экономике России подлежит изменению и государственное регулирование в сфере производства, повышаются требования безопасности при эксплуатации производственных объектов, организации производства и труда с целью избежания аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве. Устанавливаются единые требования к лицам, ответственным за обеспечение безопасности производственных объектов и безопасности труда.
В связи с этим организация надзора за исполнением законодательства о промышленной безопасности, надлежащим выполнением функций уполномоченными органами государственного контроля и надзора является актуальной и приоритетной задачей, находится на постоянном контроле органов прокуратуры. 

Все статьи рубрики