Промышленная безопасность на объектах нефтегазового комплекса Нижегородской области
Филимонов Андрей Юрьевич
заместитель руководителя ВолжскоОкского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
В связи с празднованием в сентябре Дня нефтяника редакция журнала обратилась в Волжско-Окское управление Ростехнадзора с вопросами, касающимися обеспечения требований промышленной безопасности на нефтеперерабатывающих предприятиях.
- Андрей Юрьевич, какие опасные факторы имеются на объектах нефтегазового комплекса? К каким классам опасности отнесены нефтеперерабатывающие предприятия, находящиеся под надзором Вашего управления?
- В настоящее время под надзором Волжско-Окского управления Ростехнадзора функционирует два нефтеперерабатывающих предприятия. Указанные предприятия эксплуатируют три объекта первого класса опасности и один объект третьего класса.
При правильной эксплуатации эти объекты не несут потенциальной опасности для Нижегородской области, но ввиду большого количества высокотехнологичного оборудования и обращающихся в производственном цикле опасных веществ, требуют пристального внимания как со стороны служб производственного контроля собственника объекта, так и со стороны органов государственного надзора, в том числе и со стороны Ростехнадзора.
Предприятиям необходимо широкомасштабное внедрение систем дистанционного контроля, которые значительно позволят повысить уровень промышленной безопасности.
- Какими нормативными актами установлены требования промышленной безопасности на этих объектах? Есть ли изменения в нормативной базе в связи с действием механизма «регуляторной гильотины»?
- Основополагающим законом в области промышленной безопасности является Федеральный закон от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
С 2021 года в силу вступил ряд федеральных норм и правил, разработанных в рамках реализации «регуляторной гильотины». Данные документы содержат актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития. Среди документов, касающихся деятельности предприятий нефтепереработки:
- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года № 534;
- Федеральные нормы и правила
в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года № 533;
- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года № 532;
- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года № 529;
- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года № 528.
Также с 01.07.2021 года вступил в действие Федеральный закон
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 года № 248-ФЗ, который вводит новые формы взаимодействия бизнеса и надзорных органов. В частности, в положениях данного закона большое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, которые позволят достигнуть безаварийной работы предприятий, эксплуатирующим опасные производственные объекты, не снижая при этом уровень требовательности к соблюдению обязательных норм.
- Были ли аварии на предприятиях нефтегазового комплекса в 2020 году и в истекшем периоде 2021 года? Каковы их причины?
- За указанный период на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности, поднадзорных Волжско-Окскому управлению Ростехнадзора, аварий не зафиксировано. Отчасти это является результатом взаимодействия сотрудников Управления с поднадзорными предприятиями в рамках профилактической работы и внедрения современных методов предупреждения негативного воздействия опасных факторов на защищенность жизненно важных интересов личности и общества.
- Какие нарушения чаще всего выявляются при проведении надзорных мероприятий на объектах нефтегазового и нефтеперерабатывающего комплексов? В чем кроются причины этих нарушений?
- В ходе осуществления государственного надзора выявляются нарушения требований федеральных норм и правил. В основном нарушения касаются:
- несвоевременной аттестации руководителей и специалистов предприятий;
- неудовлетворительной организации подготовительных мероприятий по проведению газоопасных и огневых работ;
- оформления нарядов допусков;
- проведения газового анализа воздуха;
- нарушений, связанных с порядком испытаний и вводом оборудования в эксплуатацию.
Причина нарушений, как и прежде, кроется в низкой исполнительской дисциплине лиц, ответственных за подготовку и проведение работ повышенной опасности, за безопасную эксплуатацию оборудования и организацию проведения аттестации.
- Кто и какую ответственность несет за выявленные нарушения?
- Ответственность за нарушения требований промышленной безопас-
ности предусмотрена ст. 9.1 КоАП РФ. В соответствии с действующим законодательством за нарушение требований промышленной безопасности к ответственности привлекаются должностные и юридические лица. Минимальная сумма штрафа установлена для должностных лиц в размере 20 тыс. руб., для юридических лиц — 200 тыс. руб.
Также ст. 9.1 КоАП РФ в качестве меры наказания предусмотрена дисквалификация должностного лица и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- Какие рекомендации Вы могли бы дать предприятиям нефтегазовой отрасли для повышения безопасности работы ОПО?
- Для повышения безопасности при работе предприятий нефтегазового комплекса руководителям и специалистам следует обеспечивать постоянное совершенствование знаний и умений производственного персонала, своевременное проведение мероприятий, запланированных в рамках осуществления производственного контроля, повышение уровня исполнительской дисциплины и ответственности работников опасных производственных объектов.
Кроме того сегодня, на этапе цифровой трансформации, предприятиям необходимо широкомасштабное внедрение систем дистанционного контроля, которые значительно позволят повысить уровень промышленной безопасности.