Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Постановка на государственный учет объектов НВОС

 
Чернов Георгий Валерьевич, и. о. руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора

Чернов Георгий Валерьевич
и. о. руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, нередко вызывает вопросы у природопользователей. Редакция журнала обратилась в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора с просьбой ответить на некоторые из них.

- Что понимается под «постановкой на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду»? 
- Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее объект НВОС), осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее закон № 7-ФЗ) в целях получения достоверной информации об объектах НВОС, определения областей применения наилучших доступных    технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов НВОС включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

- В какой форме осуществляется государственный учет объектов НВОС?  Каким органом осуществляется постановка объекта НВОС на государственный учет? 
- Государственный учет объектов НВОС осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов НВОС. Это государственная информационная система, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с законом № 7-ФЗ, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 7 ст. 69 закона № 7-ФЗ государственный реестр объектов НВОС состоит из федерального государственного реестра объектов НВОС и региональных государственных реестров объектов НВОС.
Ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со ст. 65 закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов. Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 903.
Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Строящиеся объекты подлежат постановке на государственный учет в качестве объектов НВОС с присвоением соответствующей категории (в зависимости от продолжительности строительства).

- Какими нормативными актами регулируется постановка на государственный учет объектов НВОС?
- Правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС (далее правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 г. № 572.
Административный регламент предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержден Приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 г. № 104.

- Какие сведения содержатся в заявке? Какие документы должны прилагаться к заявке?
- Согласно п. 2 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ и п. 17 правил основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Форма заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 г. № 554.
В соответствии с п. 17 правил заявка, оформленная по установленной форме, включает в себя следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, с указанием идентификационного номера налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя и кода причины постановки на учет в налоговых органах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника.перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
г) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности;
д) сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
е) сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ж) сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат;
з) сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
и) сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;
к) сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
л) сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;
м) сведения о программе производственного экологического контроля; 
н) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
о) информация о применяемых технологиях на объектах, отнесенных к I категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;
п) информация о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;
р) сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
с) информация о консервации, ликвидации объекта, об изменении его местонахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект.
Приложение дополнительных документов к заявке о постановке объекта НВОС на государственный учет действующим законодательством не предусмотрено.

- В какой форме подается заявка и каков порядок ее направления? 
- Постановка объектов НВОС на государственный учет в соответствии с п. 3 ст. 69 закона № 7-ФЗ осуществляется с применением государственной информационной системы (далее ГИС). Разработка ГИС предусмотрена правилами и ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Иной формы ведения государственного реестра и учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, действующим законодательством не предусмотрено. На сегодняшний день ГИС разработана и введена в эксплуатацию.
Предоставление заявки в виде электронного документа осуществляется через ГИС «Личный кабинет природопользователя» (Ьир8://1к.грп.доу.ги). В случае предоставления заявки в виде электронного документа без усиленной электронной цифровой подписи необходимо направление заявки на бумажном носителе.

К объекту НВОС относится объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

- Какие объекты НВОС не ставятся на государственный учет? Можно ли ставить на учет строящиеся объекты?
- Согласно ст. 1 закона № 7-ФЗ к объекту НВОС относится объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
В соответствии с п. 23 правил при включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2398 (далее критерии).
Иных критериев отнесения объекта НВОС к той или иной категории действующим законодательством не предусмотрено. Постановка объектов, не соответствующих критериям, на государственный учет не предусмотрена.
Таким образом, в случае если объект попадает под определение «объект НВОС» ст. 1 закона № 7-ФЗ и соответствует одному или нескольким критериям, он подлежит постановке на государственный учет объектов НВОС.
В соответствии с пп. 3 п. 6 критериев к объекту НВОС III категории относится объект, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более шести месяцев. 
В соответствии с п. 11 критериев к объекту НВОС IV категории относится объект, на котором осуществляется хозяйственная    и (или) иная деятельность по строительству объектов капитального строительства продолжительностью менее шести месяцев.
На основании вышеизложенного строящиеся объекты подлежат постановке на государственный учет в качестве объектов НВОС с присвоением соответствующей категории (в зависимости от продолжительности строительства).

- Кто обязан подавать заявку о постановке объектов на учет? Должен ли арендатор объекта  подавать заявку о постановке на учет или это обязанность собственника?
- Согласно ст. 69.2 закона № 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, заявку о постановке объекта на учет подает то лицо, которое его непосредственно использует (эксплуатирует). В случае если объект НВОС передан на правах аренды в пользование и (или) владение, соответствующую заявку подает арендатор. В случае расторжения договора аренды сведения о юридическом лице, указанные в реестре, подлежат актуализации в соответствии с п. 6 ст. 69.2 закона.

- Можно ли эксплуатировать объект НВОС без постановки на учет? В какой срок его необходимо поставить на учет?
- П. 2 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ предусмотрено, что постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

- Каким документом подтверждается постановка объекта на государственный учет?
- Согласно п. 4 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта НВОС с присвоением ему кода и категории объекта НВОС и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта. Порядок формирования кодов объектов НВОС и присвоения их соответствующим объектам утвержден Приказом Минприроды России от 23.12.2015 г. № 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам».
Таким образом, подтверждением постановки объекта НВОС на государственный учет является наличие свидетельства о постановке на государственный учет этого объекта с присвоением кода и категории.

- Какие нарушения и ошибки выявляются в заявках? Что может послужить отказом в постановке на учет объекта НВОС? В какие сроки направляется отказ?
- П. 66 Административного регламента определено, что основаниями для отказа в постановке объекта НВОС на государственный учет являются:
а) представление документов, оформленных с нарушением требований Административного регламента;
б) несоответствие объекта Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий;
в) установление факта представления информации лицами, не являющимися заявителями в соответствии с положениями административного регламента;
г) несоответствие заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет требованиям п. 14 административного регламента;
д) представление заявки и документов, содержащих неполную, недостоверную и (или) искаженную информацию, необходимую для предоставления государственной услуги.
Отказ в постановке объекта НВОС на государственный учет, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги, осуществляется в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган соответствующих заявки, заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

- В каком случае необходимо актуализировать сведения об объекте?
- П. 6 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ определено, что сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
 - о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
 - об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
 - об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
 - об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Таким образом, п. 6 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ установлен закрытый (исчерпывающий) перечень оснований для актуализации сведений об объекте НВОС. Изменение нормативных правовых актов не включено в перечень оснований для актуализации сведений об объекте НВОС.

- Какая ответственность предусмотрена за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку объекта на учет?
- Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена ст. 8.46 КоАП РФ. В качестве санкции предусмотрено наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — в размере от 5 тыс. до 20 тыс. руб.;
- на юридических лиц — от 30 тыс. до 100 тыс. руб.
Кроме того, непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а, следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ. В качестве наказания за данные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
- на юридических лиц — от 20 тыс. до 80 тыс. руб.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны ставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты НВОС  и предоставлять достоверную информацию.

Все статьи рубрики