Реформа нормативной базы: процесс продолжается
Номер журнала:
Рубрика:
С 01. 01.2021 г. вступил в силу целый ряд нормативных документов, принятых в ходе реализации «регуляторной гильотины» — инструмента масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду. Время покажет, насколько этот процесс реформы был эффективным. Пока же продолжаем знакомиться с новой законодательной базой.
Правительство РФ утвердило перечень из 132 видов государственного контроля, которые попали под «регуляторную гильотину».
В Распоряжении Правительства РФ от 15.12.2020 г. № 3340-р указано: «Утвердить прилагаемый перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмена нормативных правовых актов правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора)».
Утвержден перечень из 1275 нормативных правовых актов, которые продолжают действовать после 01.01.2021 г.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2453 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены коррективы в правила подготовки нормативных актов и проведения оценки регулирующего и фактического воздействия нормативных актов (ОРВ и ОФВ). Теперь государственным органам, ответственным за подготовку нормативных актов, придется доказывать их необходимость.
В постановлении указано, что требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, которые устанавливаются новыми нормативными правовыми актами, должны соответствовать Федеральному закону «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Проекты нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, подлежат оценке регулирующего воздействия, которая проводится федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением для оценки регулирующего воздействия детализируется описание «рассматриваемой проблемы», на решение которой направлен акт. Теперь предписано в том числе предоставлять оценку риска причинения этой «проблемой» вреда охраняемым законом ценностям с указанием видов охраняемых законом ценностей и конкретных рисков причинения им вреда. Кроме того, при ОРВ предписывается обосновать выбранное решение проблемы с указанием наличия и эффективности применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с приведением обоснования отказа от выбора соответствующих альтернативных мер.
Изменения коснулись и объема негативных последствий. В их число теперь включены обоснование соразмерности затрат на исполнение обязательных требований лицами, в отношении которых они устанавливаются, с рисками, предотвращаемыми этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.
Таким образом, целью процедуры является «анализ достижения целей регулирования», выявление необоснованной нагрузки на бизнес и бюджеты.
Есть исключения: изменения не распространяются на проекты актов, содержащие государственную тайну, устанавливающие требования и нормы в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности, и касающиеся международной деятельности.
Постановлением также утверждена новая редакция Правил проведения оценки фактического воздействия существующих нормативных правовых актов.
Оценка фактического воздействия (ОФВ) нормативных правовых актов проводится в целях анализа достижения целей регулирования, заявленных в сводном отчете о результатах проведения ОРВ, определения и оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, а также выявления излишнего давления на бизнес и необоснованных расходов бюджетов.
Оценка фактического воздействия (ОФВ) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, проводится в том числе в целях оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей. Правила детально описывают, какие вопросы должны быть раскрыты при проведении процедуры ОФВ.
Требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, которые устанавливаются новыми нормативными правовыми актами, должны соответствовать Федеральному закону «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Отчет об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, готовится уполномоченным органом в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения о необходимости проведения ОФВ.
В целях публичного обсуждения отчета об оценке фактического воздействия уполномоченный орган размещает текст нормативного правового акта (в действующей редакции) и отчет об оценке фактического воздействия на официальном сайте. Срок публичного обсуждения отчета об оценке фактического воздействия не может составлять менее 20 рабочих дней со дня размещения его на официальном сайте. После этого документ на основании поступивших замечаний и предложений дорабатывается и направляется в Минэкономразвития РФ и Минюст РФ.
По итогам этой деятельности принимается решение о необходимости признания акта утратившим силу и разработки нового проекта нормативного правового акта, либо о о внесении изменений в существующий правовой акт. При подготовке соответствующего проекта нормативного правового акта должны быть учтены замечания, содержащиеся в отчете об оценке фактического воздействия и заключении об оценке фактического воздействия нормативного правового акта.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» утвержден перечень из 1275 нормативных правовых актов, которые продолжают действовать после 01.01.2021 г.
В перечень вошли документы, содержащие требования в различных областях надзора, в том числе: федеральном государственном экологическом надзоре, федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, энергетическом надзоре и других. Так, в области федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры продолжают действовать:
- Приказ МЧС России от 12.12.2007 г. № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» — действует до 01.09.2021 г.;
- Приказ МЧС России от 18.06.2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)»;
- Приказ МЧС России от 20.06.2003 г. № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» — действует до 01.09.2021 г.;
- Приказ МЧС России от 21.11.2008 г. № 714 «Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий»;
- Приказ МЧС России от 16.10.2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»;
- Приказ МЧС России от 20.10.2017 г. № 450 «Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций»;
- Приказ МЧС России от 20.10.2017 г. № 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны»;
- Приказ МЧС России от 25.10.2017 г. № 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах»;
- Приказ МЧС России от 26.10.2017 г. № 472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны».
Реформу госаппарата планируется завершить до 01.04.2021 г. Она предполагает приведение к единому стандарту штата и организационной структуры министерств и ведомств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2439 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной антимонопольной службой мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, а также по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов)» признаны недействительными десять нормативных актов.
Правительство завершило подготовку нормативной базы для реформы госаппарата. Распоряжением Правительства РФ от 31.12. 2020 г. № 3731-р внесены изменения в Распоряжение Правительства от 22.01.2020 г. № 56-р. Таким образом, утверждены предельная численность госслужащих и фонд оплаты труда. Действие документа распространяется на центральные аппараты и территориальные органы министерств и ведомств.
Реформу госаппарата планируется завершить до 01.04.2021 г. Она предполагает приведение к единому стандарту штата и организационной структуры министерств и ведомств, сокращение центральных аппаратов на 5 %, а территориальных органов на 10 % — в целом более 32 тыс. единиц — в основном за счет имеющихся вакансий при сохранении фонда оплаты труда. В центральных аппаратах сокращается 741 штатная единица, в том числе 36 заместителей руководителей, а также 74 структурных подразделения. Реформа позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений, сделать систему госуправления способной качественно выполнять задачи по достижению национальных целей развития.
Численность структурных подразделений в министерствах по новым требованиям будет составлять не меньше 40 штатных единиц, служб и агентств – не менее 25 единиц, отделов в составе департамента или управления – не менее 5 единиц, самостоятельного отдела – не менее 10.
Для обеспечивающих подразделений устанавливается ограничение – не более 30 % общей численности сотрудников.
В особых случаях допускается отклонение от установленных требований. Полномочиями принимать такое решение наделена специальная подкомиссия по вопросам оптимизации структуры и численности федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Параметры отклонения от установленной численности также закреплены нормативными документами. При определенных обстоятельствах численность структурных подразделений министерств может составлять 35 штатных единиц на департамент и 5 единиц на самостоятельный отдел, для служб и агентств – 20 единиц на управление и 5 единиц на самостоятельный отдел.
Отдельным документом утверждены изменения в структуре Аппарата Правительства. В нем появятся семь новых департаментов: здравоохранения, промышленности, регионального развития, социального развития, строительства, транспорта, энергетики.
Департамент здравоохранения и социального развития, департамент промышленности, энергетики и транспорта, а также департамент регионального развития и инфраструктуры будут упразднены.
При подготовке материала использовалась информация сайта government.ru.