Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

август 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Экологическая оценка ненамечаемой деятельности

 
Моторин Дмитрий Евгеньевич, юрист юридической фирмы VEGAS LEX

Моторин Дмитрий Евгеньевич
юрист юридической фирмы VEGAS LEX

Номер журнала: 

Рубрика: 

Действительно, такие примеры есть. С подобной ситуацией столкнулись, например, зернотрейдовые и нефтяные организации, работающие в портах г. Ростова-на-Дону.
Как правило, экологическая экспертиза проводится на стадии планирования деятельности организации. Целью такой экспертизы является определение соответствия намечаемой хозяйственной деятельности требованиям экологического законодательства, предупреждение возможных негативных последствий от ее осуществления, реализация альтернативных вариантов деятельности, при которых воздействие на экологическую ситуацию будет минимизировано.
Однако в силу многих факторов контролирующие органы не всегда могут своевременно выявить отсутствие у организации положительного заключения ГЭЭ. В таких случаях хозяйствующие субъекты все равно обязаны провести экспертизу, хотя объективно деятельность уже не является намечаемой. 
Вместе с тем не стоит забывать и о том, что  п.  8 ст. 11 и п. 5 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» прямо предусматривают перечень оснований, при наличии которых объект, ранее проходивший ГЭЭ ре-гионального или федерального уровня, подлежит повторной оценке на предмет соответствия экологическим требованиям. К таким основаниям относятся:
- доработка такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализация такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесение изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Осуществляя деятельность в отсутствие положительного заключения ГЭЭ, предприятия зачастую стараются подменить такое заключение иными смежными документами (заключениями общественной или коммерческой экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологическими заключениями). Однако судебная практика (Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2018 г. по делу № А32-44125/2017, Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018 г. по делу № А37-1615/2018, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 г. по делу № А60-54393/2017 и т. д.) исходит из того, что определить степень экологической угрозы деятельности, а также достаточность мер экологической безопасности, предпринимаемых хозяйствующим субъектом, возможно лишь в рамках мероприятий ГЭЭ.
Определенно, бывают ситуации, когда выполнить априорную оценку последствий от деятельности невозможно в принципе. Экологическая экспертиза как оценка воздействия на окружающую среду, рассчитанная на бумаге, не всегда может с абсолютной точностью определить уровень экологического воздействия объекта.
Возвращаясь к примеру организаций, работающих в портах г. Ростова-на-Дону, то  применительно к их деятельности законодатель прислушался к мнению специалистов в данной отрасли. Так, с 01.11.2017 г. из объектов ГЭЭ исключены планы предупреждения и ликвидации разливов нефти при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов, осуществляемой по так называемой системе ship-to-ship, то есть с использованием специализированных судов-бункеровщиков (необходимость проведения ГЭЭ планов ЛРН при осуществлении деятельности с использованием стационарного оборудования и устройств сохранилась). Теперь применяется более целесообразный метод утверждения таких планов, а именно по результатам проведения тренировочных учений по их применению.
Таким образом, рекомендуем обращаться за консультацией к отраслевым специалистам, а также взаимодействовать с органами власти по вопросам необходимости проведения государственной экологической экспертизы в случае регулярной замены технической документации или плановой корректировки деятельности. В отсутствие положительного заключения ГЭЭ в ситуациях, когда оно необходимо, независимо от продолжительности работы предприятия в своей отрасли, всегда есть риск возникновения вопросов со стороны Росприроднадзора и профильных органов власти субъектов РФ. 

Все статьи рубрики