Культура безопасности жизнедеятельности должна внедряться системно
Рысаев Идель Фанисович
государственный инспектор Республики Башкортостан по пожарному надзору, капитан внутренней службы
Номер журнала:
Рубрика:
Вначале статистика. За прошлый год в Республике Башкортостан произошло 4062 пожара. Их количество в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 45 случаев. Наблюдается снижение количества погибших более чем на 1 % и травмированных при пожарах людей почти на 3 %.
- Где чаще происходят пожары — в городе или на селе? В чем причины пожаров?
- Большинство пожаров и погибших при них людей приходится на сельскую местность.
В основном они зарегистрированы в жилом секторе (77 % от общего числа). Причинами пожаров, приведшими к гибели людей, явились:
- неосторожное обращение с огнем;
- неправильное устройство или неисправность электроприборов, электрооборудования, а также печей;
- нарушение правил эксплуатации бытовых газовых устройств.
Необходимо отметить, что гибель людей в жилом секторе происходит и на пожарах, возникших по техническим причинам, в том числе и профилактируемых, таких как: нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых электроприборов, нарушение правил монтажа и технической эксплуатации электрооборудования, из-за которых жертвами огня стали 65 человек.
- На предприятиях каких отраслей экономики пожары в 2018 г.случались чаще? В чем их причины?
- Наибольшее количество пожаров в 2018 г. происходило в зданиях, помещениях предприятий торговли (58 случаев) и различных производственных помещениях (44 случая). Основными причинами пожаров в данных отраслях экономики явились нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, поджоги, неисправность производственного оборудования, нарушение технологического процесса.
- Как Вы оцениваете общий уровень безопасности объектов защиты в регионе?
- На территории республики функционируют 773 783 объекта защиты. Необходимо отметить, что на одного инспектора федерального государственного пожарного надзора приходится по 250 объектов защиты (не учитывая жилой фонд), что значительно превышает данные показатели по сравнению с другими субъектами Приволжского Федерального округа.
В 2018 г. управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан проведено 4185 проверок:
– 1096 плановых проверок (100 % выполнения плана);
- 3089 внеплановых проверок (на 30 % больше, чем за аналогичный период прошлого года).
По итогам проверок вручено 3761 предписание. Всего выявлено 47 249 нарушений требований пожарной безопасности по результатам проведения проверок.
- На что следует обратить особое внимание руководителям предприятий и организаций?
- Для повышения уровня безопасности объектов защиты в республике необходимо добиться от руководителей организаций полного исполнения предписаний государственного пожарного надзора, вместе с тем усилить профилактическую работу на данных объектах защиты.
Кроме того, важно понимать, что личная ответственность каждого руководителя объекта в обеспечении безопасности играет непоследнею роль.
- Какие основные мероприятия запланированы Главным управлением для улучшения ситуации с пожарной безопасностью в наступившем году и в перспективе?
- В 2019 г. будет продолжена работа по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения на случай чрезвычайной ситуации или угрозы ее возникновения (ОКСИОН). Для отработки практических навыков в 2018 г. было проведено 36 учений с задействованием данной системы. На сегодняшний день в городах Уфа и Салават построено и функционирует 14 терминальных комплексов данной системы.
Для дальнейшего развития противопожарной службы республики требуется реализация комплекса мер, включающих наращивание территориальных сил и средств пожарной охраны, оснащение современным оборудованием и средствами связи для обеспечения координации деятельности. Данную стратегию планируется реализовать в четыре этапа, которые предусматривают строительство (реконструкцию) пожарных депо, увеличение штатной численности подразделений противопожарной службы и оснащение подразделений пожарной охраны, в том числе добровольной пожарной охраны основными пожарными автомобилями. Реализация стратегии позволит к 2030 г. достичь целевых показателей по численности и по соотношению численности проживающего населения, приходящейся на одну единицу работника пожарной охраны. Благодаря этому уровень безопасность жизнедеятельности населения значительно повысится.
В целях реализации государственной политики обеспечено принятие нормативных правовых актов Республики Башкортостан, регламентирующих деятельность в области гражданской обороны с учетом современных подходов и их своевременная актуализация. С целью повышения оперативности при реагировании на чрезвычайные ситуации разработаны регламенты работы оперативно-диспетчерских служб с учетом рисков, предусмотренных паспортом территории республики.
Разработаны алгоритмы действий диспетчеров при реагировании на различные виды чрезвычайных ситуаций. Эти и другие мероприятия позволили снизить время прохождения информации и оперативного реагирования органов управления и сил в среднем на 5 %.
- Насколько важна, на Ваш взгляд, работа по воспитанию культуры безопасности у населения?
- Эта работа требует постоянного внимания. Необходимо понимать, что культура безопасности жизнедеятельности должна внедряться системно, поэтому мы особое внимание уделяем работе с подрастающим поколением.
С этой целью в отчетном году проведены ежегодные мероприятия в рамках месячников безопасности детей, гражданской обороны, в общеобразовательных организациях республики проведены Всероссийские открытые уроки, мероприятия по развитию кадетского движение по профилю «МЧС России». В 2018 г. в рамках Года добровольца и волонтера России, объявленного указом президента Российской
Федерации, Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан запустило проект «Я — волонтер МЧС России». Работа в данном направлении будет продолжена и в 2019 г.
Задачи на 2019 г., стоящие перед ГУ МЧС России по Республике Башкортостан:
- поддержание на высоком уровне организации межведомственного взаимодействия;
- своевременное оповещение и информирование населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий;
- своевременное оперативное реагирование на характерные для республики циклические риски;
- совершенствование нормативной правовой базы республиканского и муниципального уровня;
- обеспечение разработки и контроль выполнения мероприятий местных программ «Снижение рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера» на период 2018 – 2023 гг.;
- создание подразделений противопожарной службы в крупных сельских населенных пунктах, расположенных на значительном расстоянии от мест дислокации профессиональных подразделений пожарной охраны в целях обеспечения оперативного реагирования в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.