Эксплуатация кранов требует жестких условий обеспечения безопасности
Егоров Ксенофонт Валентинович
старший государственный инспектор отдела по надзору за подъемными сооружениями, котлонадзору и горному надзору Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
В период с 2017 г. по 2019 г. Волжско-Окским управлением Ростехнадзора будет проверено 52 организации, которые эксплуатируют 170 башенных кранов. Перечень организаций, которые подлежат проверке, размещен на сайте ведомства. При формировании перечня в первую очередь были учтены организации, не предоставившие в срок отчеты о производственном контроле и не зарегистрировавшие эксплуатируемые объекты в государственном реестре опасных производственных объектов.
- Какие обязательные требования предъявляются к безопасной эксплуатации башенных кранов?
- Требования к безопасной эксплуатации башенных кранов изложены в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее ФНП), утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г. № 533 и разработанных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». К основным требованиям, обеспечивающим безопасность, можно отнести назначение организацией требуемых ФНП ответственных специалистов и обслуживающего персонала, удовлетворяющих квалификационным требованиям, проведение в установленных случаях экспертизы промышленной безопасности, проведение технических освидетельствований, установка кранов на фундамент или рельсовый путь согласно проекту, эксплуатация кранов в соответствии с руководством по эксплуатации завода-изготовителя, организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности работниками организации, разработка и исполнение технологических регламентов (ППР и ТК).
- Какие нарушения выявляют инспекторы Волжско-Окского управления Ростехнадзора в ходе проверок башенных кранов?
- В ходе проведения внеплановых проверок организаций, эксплуатирующих башенные краны, были выявлены различные нарушения требований промышленной безопасности, которые условно можно разделить на организационные и технические. К организационным можно отнести такие как: не организована система эксплуатации башенных кранов (в том числе порядок осмотра кранов и оборудования), не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ и требования, изложенные в проектах производства работ (ППР), технологических картах (ТК), не проведены технические освидетельствования или экспертиза промышленной безопасности кранов, не организован пуск в работу крана комиссией в соответствии с действующими правилами безопасности, эксплуатация кранов без руководства по эксплуатации завода-изготовителя, без постановки на учет крана в составе опасного производственного объекта. Нарушения технического плана — это различные неисправности башенных кранов (в том числе неработоспособные указатели и ограничители, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций и др.), неисправности крановых рельсовых путей и грузозахватных приспособлений.
- Какие меры применяются при выявлении нарушений?
- За нарушения требований промышленной безопасности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по ст. 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов», если мы говорим об административной ответственности (предусмотрена и уголовная). В случае выявления нарушений требований промышленной безопасности кроме составления акта проверки и предписания об устранении нарушений, представителями Ростехнадзора нарушители — должностные и юридические лица — привлекаются к ответственности в виде штрафов и административного приостановления деятельности.
- Как определяются опасные зоны при работе грузоподъемных механизмов? Какие меры должны быть приняты организацией для обеспечения безопасности при перемещении грузов башенным краном?
- ФНП предусмотрена разработка ППР, где запланированы мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлено подъемное сооружение (ПС). Указанные мероприятия должны включать в том числе определение опасных для людей зон, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные с работой ПС. Размеры указанных опасных зон устанавливаются согласно приложению № 12 к ФНП. Величина опасной зоны — это зависимость от высоты возможного падения и от габаритов груза (учитывается возможность падения груза с отлетом).
В случае, если в процессе строительства (реконструкции) зданий и сооружений в опасные зоны вблизи мест перемещения грузов ПС и от строящихся зданий могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе вблизи мест перемещения груза ПС:
- ПС необходимо оснащать дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы ПС должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей;
- скорость поворота стрелы ПС в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м.
При определении опасных зон не предусматривается возникновение опасных зон от падения ПС и его отдельных узлов (элементов).
- На что обратить особое внимание владельцам подъемных механизмов и организациям, их эксплуатирующим, в плане обеспечения безопасной эксплуатации подъемных механизмов и недопущения аварий?
- Хотелось бы, чтобы руководители организаций, эксплуатирующих ПС и, в частности, башенные краны, осознавали ответственность перед людьми за тот уровень организации системы эксплуатации и, как следствие — степень безопасности, которая обеспечивается деятельностью именно руководителей, их разумным подходом к организации производства. Прежде всего необходимо, руководствуясь здравым смыслом, знаниями (в том числе нормативно-правовых актов в области промышленной безопасности) и опытом (к сожалению, для некоторых — печальным), постоянно осуществлять производственный контроль созданной системы эксплуатации, совершенствовать ее, возможно, создавая более жесткие условия обеспечения безопасности, нежели предлагает государство в своих документах. То есть «начинать с себя», а уже во вторую очередь спрашивать с ответственных специалистов и рабочих — обслуживающего персонала за исполнение ими должностных обязанностей и производственных инструкций.