Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Эксплуатация кранов требует жестких условий обеспечения безопасности

 
Егоров Ксенофонт Валентинович, старший государственный инспектор отдела по надзору  за подъемными сооружениями, котлонадзору и горному надзору Волжско-Окского управления Ростехнадзора

Егоров Ксенофонт Валентинович
старший государственный инспектор отдела по надзору за подъемными сооружениями, котлонадзору и горному надзору Волжско-Окского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

В период с 2017 г. по 2019 г. Волжско-Окским управлением Ростехнадзора будет проверено 52 организации, которые эксплуатируют 170 башенных кранов. Перечень организаций, которые подлежат проверке, размещен на сайте ведомства. При формировании перечня в первую очередь были учтены организации, не предоставившие в срок отчеты о производственном контроле и не зарегистрировавшие эксплуатируемые объекты в государственном реестре опасных производственных объектов.

- Какие обязательные требования предъявляются к безопасной эксплуатации башенных кранов?
- Требования к безопасной эксплуатации башенных кранов изложены в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее ФНП), утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г. № 533 и разработанных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». К основным требованиям, обеспечивающим безопасность, можно отнести назначение организацией  требуемых ФНП ответственных специалистов и  обслуживающего персонала, удовлетворяющих квалификационным требованиям, проведение в установленных случаях экспертизы промышленной безопасности, проведение технических освидетельствований, установка кранов на фундамент или рельсовый путь согласно проекту, эксплуатация кранов в соответствии с руководством по эксплуатации завода-изготовителя, организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности работниками организации, разработка и исполнение технологических регламентов (ППР и ТК).

- Какие нарушения выявляют инспекторы Волжско-Окского управления Ростехнадзора в ходе проверок башенных кранов?
- В ходе проведения внеплановых проверок организаций, эксплуатирующих башенные краны, были выявлены различные нарушения требований промышленной безопасности, которые условно можно разделить на организационные и технические. К организационным можно отнести такие как: не организована система эксплуатации башенных кранов (в том числе порядок осмотра кранов и оборудования), не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ и требования, изложенные в проектах производства работ (ППР), технологических картах (ТК), не проведены технические освидетельствования или экспертиза промышленной безопасности кранов, не организован пуск в работу крана комиссией в соответствии с действующими правилами безопасности, эксплуатация кранов без руководства по эксплуатации завода-изготовителя, без постановки на учет крана в составе опасного производственного объекта.  Нарушения технического плана — это различные неисправности башенных кранов (в том числе неработоспособные указатели и ограничители, ослабление креплений в соединениях  металлоконструкций и др.), неисправности крановых рельсовых путей и грузозахватных приспособлений.

- Какие меры применяются при выявлении нарушений?
- За нарушения требований промышленной безопасности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по ст. 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов», если мы говорим об административной ответственности (предусмотрена и уголовная). В случае выявления нарушений требований промышленной безопасности кроме составления акта проверки и предписания об устранении нарушений, представителями Ростехнадзора нарушители — должностные и юридические лица — привлекаются к ответственности в виде штрафов и административного приостановления деятельности.

- Как определяются опасные зоны при работе грузоподъемных механизмов? Какие меры должны быть приняты организацией для обеспечения безопасности при перемещении грузов башенным краном? 
- ФНП предусмотрена разработка ППР, где запланированы мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлено подъемное сооружение (ПС). Указанные мероприятия должны включать в том числе определение опасных для людей зон, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные с работой ПС. Размеры указанных опасных зон устанавливаются согласно приложению № 12 к ФНП. Величина опасной зоны — это зависимость от высоты возможного падения и от габаритов груза (учитывается возможность падения груза с отлетом).
В случае, если в процессе строительства (реконструкции) зданий и сооружений в опасные зоны вблизи мест перемещения грузов ПС и от строящихся зданий могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе вблизи мест перемещения груза ПС:
- ПС необходимо оснащать дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы ПС должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей;
- скорость поворота стрелы ПС в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м.
При определении опасных зон не предусматривается возникновение опасных зон от падения ПС и его отдельных узлов (элементов).

- На что обратить особое внимание владельцам подъемных механизмов и организациям, их эксплуатирующим, в плане обеспечения безопасной эксплуатации подъемных механизмов и недопущения аварий?
- Хотелось бы, чтобы руководители организаций, эксплуатирующих ПС и, в частности, башенные краны, осознавали ответственность перед людьми за тот уровень организации системы эксплуатации и, как следствие — степень безопасности, которая обеспечивается деятельностью именно руководителей, их разумным подходом к организации производства. Прежде всего необходимо, руководствуясь здравым смыслом, знаниями (в том числе нормативно-правовых актов в области промышленной безопасности) и опытом (к сожалению, для некоторых — печальным), постоянно осуществлять производственный контроль созданной системы эксплуатации, совершенствовать ее, возможно, создавая более жесткие условия обеспечения безопасности, нежели предлагает государство в своих документах. То есть «начинать с себя», а уже во вторую очередь спрашивать с ответственных специалистов и рабочих — обслуживающего персонала за исполнение ими должностных обязанностей и производственных инструкций. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики