Готовность гидротехнических сооружений к прохождению паводка
Родионов Сергей Викторович
заместитель начальника отдела по надзору за электростанциями, электрическими сетями и ГТС Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Основным документом, регламентирующим подготовку к прохождению паводка, учитывая конструктивные и функциональные различия гидротехнических сооружений, являются согласованные в установленном порядке в отношении конкретного ГТС правила эксплуатации. Кроме того, действующим законодательством предусмотрены дополнительные требования по подготовке к прохождению паводка для ГТС объектов промышленности и энергетики. В частности, данные требования изложены в Правилах безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 28.01.2002 г.
№ 6 и Правилах технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.06. 2003 г.
№ 229.
- Когда начинается подготовка ГТС к паводку и половодью?
- Подготовка ГТС к паводку и половодью проводится заблаговременно до его наступления и, по сути, не прекращается на протяжении всего периода между паводками. Завершающий этап осуществляются с учетом природно-климатических условий и складывающейся метеорологической обстановки и сводится к непосредственной проверке технического состояния ГТС, готовности персонала, проверке реализации запланированных предпаводковых мероприятий.
- Какие проблемы чаще всего возникают на ГТС в связи с паводком и половодьем?
- Основными проблемами готовности гидротехнических сооружений к пропуску весеннего половодья, выявляемые в ходе проведения обследований гидротехнических сооружений и проверок поднадзорных организаций, являются:
- недостаточное финансирование мероприятий, направленных на обеспечение нормального технического состояния ГТС, что характерно прежде всего для ГТС, находящихся в муниципальной собственности и бесхозяйных ГТС;
- в порядке организации безопасной эксплуатации ГТС своевременно не проводятся мероприятия по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
- бесхозяйность ГТС и отсутствие надлежащего контроля за бесхозяйными ГТС со стороны органов местного самоуправления;
- не создаются резервы аварийных запасов материалов для предупреждения и ликвидации возможных аварийных ситуаций на ГТС;
- недостаточная квалификация эксплуатационного персонала на поднадзорных объектах;
- неудовлетворительный уровень мониторинга за техническим состоянием ГТС в поднадзорных организациях.
Под надзором Волжско-Окского управления Ростехнадзора находятся 900 комплексов ГТС на территории Нижегородской области, из которых 26 комплексов ГТС — объекты промышленности, 10 — энергетики, семь ГТС — в ведении Росводресурсов и 857 ГТС — других отраслей экономики. На территории Республики Мордовия — 170 комплексов ГТС, из которых одно ГТС относится к объектам энергетики и 169 — другим отраслям экономики. Кроме того, в реестре Управления числится 210 гидротехнических сооружений, собственник которых неизвестен (176 — Нижегородская область и 34 — Республика Мордовия).
- Какие мероприятия проводятся владельцем ГТС при подготовке объекта к паводку, прохождению паводка и дальнейшему весенне-летнему половодью?
- Общие мероприятия, проводимые владельцем ГТС при подготовке объекта к паводку, включают:
1. Устранение опасных для ГТС повреждений, в том числе размывов в зоне отводящих участков русел рек или отводящих каналов, размывов водобоя, рисбермы, берегов плотин и их оснований.
2. Выполнение ремонтно-восста-новительных работ гидромеханического оборудования, имеющегося на ГТС.
3. Проверка исправности установленных на ГТС приборов наблюдений и контрольно-измерительной аппаратуры (при наличии).
4. Подготовка водоприемных, водоотводящих, водосбросных, дренажных и ливнеотводящих сетей и систем, в том числе водопропускных труб, расположенные в теле дорог, к надежной эксплуатации в паводковый период.
5. Выполнение необходимых противооползневых работ с целью недопущения обрушений бортов рабочих площадок и транспортных берм, используемых для обслуживания объектов ГТС (при наличии).
6. Обеспечение готовности ГТС, расположенных на руслах рек, к регулированию режимов сработки накопленных и транзитных паводковых расходов, а также готовности к ликвидации ледовых заторов.
7. Мероприятия по регулированию уровней воды в водоемах в период пикового прохождения паводковых вод с учетом сложившейся метеорологической обстановки.
8. Обеспечение запаса резервного оборудования, горюче-смазочных материалов, запасных частей, дополнительных источников электроснабжения и других материальных и финансовых средств, необходимых для предупреждения, локализации и ликвидации последствий возможных аварий и чрезвычайных ситуаций, а также готовность аварийно-спасательных подразделений и бригад к ликвидации возможных аварий и чрезвычайных ситуаций.
9. Обеспечение постоянной готовности автодорог, систем внутреннего оповещения персонала о возникновении ЧС, систем локального оповещения населения об угрозе аварийной ситуации, а также систем связи с региональными службами МЧС и заинтересованными территориальными органами.
10. Согласование с дорожными службами предполагаемых мест стоянок транспортных средств, маршрутов движения аварийной и специальной техники, привлекаемой в состав аварийно-спасательных подразделений на время прохождения паводка.
11. Обеспечение круглосуточного наблюдения за уровнем воды в прудах и водохранилищах, осадками, смещениями и деформациями подпорных ГТС, состоянием водоприемных и водопропускных сооружений, фильтрационными режимами в основании и теле дамб (плотин), работой дренажных и противофильтрационных устройств, воздействием льда на ГТС во время пикового прохождения паводка.
Дополнительные мероприятия разрабатываются и реализуются собственником или эксплуатирующей организацией, исходя из конструктивных особенностей и технического состояния.
- Готовы ли ГТС региона, поднадзорного Вашему Управлению, к прохождению паводка 2018 г.?
- По результатам проверок, проведенных Управлением в рамках подготовки к паводку, а также по результатам мониторинга мер, принимаемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, можно сделать вывод о достаточной готовности ГТС региона к прохождению паводка. Серьезных нарушений при подготовке к паводку, способных повлиять на его безопасное прохождение, не выявлено.
- На что обратить внимание владельцам ГТС при прохождении паводка 2018 г. и в дальнейшем с наступлением летнего сезона? Какие мероприятия необходимо будет проводить в этот период?
- В первую очередь, владельцам ГТС и эксплуатирующим организациям необходимо обратить внимание на заблаговременное проведение комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях, которое достигается путем неукоснительного соблюдения требований действующего законодательства.