Экология и добыча нефти: есть нерешенные проблемы
Дудников Юрий Владимирович
руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан
Номер журнала:
Рубрика:
Об основных экологических проблемах и нарушениях, связанных с добычей нефти и газа, рассказал Юрий Владимирович Дудников, руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан.
- Какие требования предъявляются к деятельности предприятий нефтегазодобычи со стороны Росприроднадзора? Какие основные экологические проблемы связаны с добычей нефти и газа?
- В связи с высокой степенью опасности нефтегазодобывающих предприятий к ним предъявляются требования по высокой ответственности за свою деятельность. Все требования законодательства должны безусловно соблюдаться. В случае возникновения аварийных ситуаций предприятия должны прежде всего информировать специально уполномоченные государственные органы, принимать исчерпывающие меры по ликвидации аварийной ситуации и восстановлению нарушенной природной среды.
Все предприятия, осуществляющие добычу нефти и газа, относятся к первой категории опасности для окружающей среды и являются объектами нашего самого пристального внимания. Необходимо отметить, что нефть в Республике Башкортостан высокосернистая, что обуславливает ее высокую агрессивность к трубопроводам, оборудованию и высокое содержание сероводорода в попутном нефтяном газе.
Негативное воздействие от добычи нефти связано с многочисленными рисками, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду. Во-первых, это выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, особенно сероводорода, в том числе с попутным нефтяным газом. К нам часто поступают жалобы граждан республики, проживающих в зоне влияния нефтяных скважин и оборудования. Прежде всего, это связано с тем, что места добычи нефти зачастую находятся в непосредственной близости к населенным пунктам и жилым домам.
Во-вторых, это загрязнение почвы при разливах нефти и других жидкостей, которые, учитывая высокую протяженность трубопроводов и агрессивный состав нефти и жид-костей, происходят очень часто. Необходимо отметить, что за последние годы значительно увеличилось количество аварийных разливов нефти. Это связано с пренебрежением к требованиям технологических регламентов производства работ, недостаточным использованием ингибиторов и некачественной антикоррозионной обработки, а также некачественным ремонтом и недостаточным объемом замены трубопроводов. Согласно статистике коррозия является причиной около 85 % отказов промысловых трубопроводов. Общая протяженность трубопроводов — более 30 тыс. км, более 45 % полностью амортизировано. Большинство трубопроводов, по которым транспортируют нефть, были построены в 1950—1970 гг., они отработали уже более 50 лет и многократно выработали свой ресурс. При этом при текущем уровне ежегодного объема капитального ремонта и реконструкции трубопроводов для полного восстановления систем потребуется 60 лет.
Значительный вред окружающей среде приносят незаконные врезки на трубопроводах. Так, при врезке в трубопровод ПАО «Газпром добыча Оренбург» в д. Сергеевка Уфимского района Республики Башкортостан ущерб почве составил 51,7 млн руб.
Серьезная проблема, которая на сегодня практически не имеет решения, — загрязнение подземных вод в местах многолетней интенсивной нефтедобычи. Прежде всего, это связано с некачественной консервацией скважин, коррозией трубопроводов, закачкой пластовых вод для поддержания пластового давления. Необходимо отметить, что пластовые воды отличаются большим содержанием солей, механических примесей, диспергированной нефти, высокой кислотностью.
Постоянные утечки из систем нефтесбора, нефтепродуктопроводов, объектов нефтепереработки, на местах добычи, а также хранения сырой нефти и нефтепродуктов помимо локального загрязнения земель, способствовали образованию так называемых линз в грунтовых водах в южном промузле республики, северной промзоне Уфы, под всеми нефтепарками.
Самостоятельной проблемой при нефтедобыче является большой объем образующихся опасных отходов III-IV класса опасности — буровых и нефтяных шламов, нефтезагрязненных грунтов. Вопрос их безопасной утилизации или обезвреживания остается недостаточно решенным, значительные объемы нефтешламов размещены в шламонакопителях. Общий объем накопленных нефтешламов (по официальным данным ПАО «АНК «Башнефть») составляет более 300 тыс. тонн.
- Какие нарушения в природоохранной деятельности допускают нефте- и газодобывающие компании Республики Башкортостан? В чем кроются причины этих нарушений?
- При осуществлении производственной деятельности предприятия допускают следующие нарушения:
- Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением концентраций, установленных разрешением на выбросы.
- Выбросы загрязняющих веществ в отсутствие соответствующего разрешения на выброс.
- Не проводились согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды наступления режима неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
- Допущено сжигание газа на факеле в количествах, превышающих количество газов, для которых был произведен расчет при установлении нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ), что приводило к превышению установленных разрешениями на выбросы загрязняющих веществ.
- При порывах трубопроводов не обеспечивалось в полной мере осуществление мероприятий по охране водного объекта и допускался сброс сточных вод, что приводило к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водном объекте.
- Допускается загрязнение земельных участков при порывах трубопроводов.
Причинами выявленных нарушений являются: ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей ответственных лиц, использование некачественных материалов при осуществлении ремонтных работ, износ оборудования.
Безусловно, все выявленные нарушения наносят вред окружающей среде. Помимо восполнимого экологического вреда, который характеризуется возможностью восстановления нарушенного состояния природной среды, в результате хозяйственной деятельности окружающей среде может быть причинен трудновосполнимый и невосполнимый вред. Проявление последствий причинения вреда окружающей среде в силу своей природы не может иметь четко определенных ни временных, ни пространственных границ. Так, последствия причиненного окружающей среде вреда могут быть отдалены на несколько лет и распространяться на значительное географическое пространство.
- Какие санкции и к кому применяются в случае выявления нарушений? Были ли в 2017 году факты привлечения виновных к административной и уголовной ответственности?
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается привлечение как должностных, так и юридических лиц к административной ответственности.
За загрязнение почвы в результате порыва трубопровода предусмотрено наложение административного штрафа по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ на должностных лиц от 10 до 30 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 до 40 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 40 до 80 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
За выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ на должностных лиц от 40 до 50 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 180 до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ на должностных лиц от 10 до 20 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 80 до 100 тыс. руб.
За сброс сточных вод с превышением концентраций загрязняющих веществ предусмотрено наложение административного штрафа по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ на должностных лиц от 3 до 4 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 до 40 тыс. руб.
Случаев привлечения виновных к уголовной ответственности в 2017 г. по материалам проверок Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан не имеется.
- Можно ли в деятельности нефте- и газодобывающих компаний Республики Башкортостан отметить положительные моменты? Назовите компании, чей опыт природоохранной деятельности мог бы стать примером для коллег.
- Крупнейшим предприятием нефтегазодобычи в Республике Башкортостан является ООО «Башнефть-добыча». На его долю приходится более 98 % республиканского объема добычи нефти и практически весь объем добываемого газа.
Сегодня ООО «Башнефть-добыча», Правительство Республики Башкортостан и администрации муниципалитетов вынуждены решать проблему питьевого водоснабжения населения. Западная и Северо-западные части республики (Октябрьский, Туймазинский, Дюртюлинский, Краснокамский районы) испытывают острую нехватку качественной питьевой воды. Так, в соответствии с программой, нап-
равленной на обеспечение районов Республики Башкортостан качественной питьевой водой, в 2011–2015 гг. при финансовом участии ПАО «АНК «Башнефть» в районах республики, столкнувшихся с проблемой водоснабжения, были восстановлены десятки родников, построены многие километры водоводов, выполнен ремонт водопроводных сетей, проведены прочие работы.
Внушают сдержанный оптимизм меры, принимаемые ООО «Башнефть-добыча» в последнее время, а именно увеличение объема работ по замене трубопроводов, обеспечение нормативного применения ингибиторов, ликвидация нефтешламовых амбаров в Башкортостане, проектирование установки глубокой переработки нефтешламов, программа утилизации попутного нефтяного газа с объемом инвестиций около 5 млрд рублей.
Целевая программа повышения надежности трубопроводов на 2013-2017 гг. предусматривает капиталовложения до 11 млрд руб., планируется отремонтировать и заменить более 1500 км трубопроводов.
Попутный нефтяной газ (ПНГ) является ценным ресурсом — используется как сырье для нефтехимического производства, топливо для электроэнергетики и закачивается обратно в пласт для поддержания пластового давления.
ОАО «Башнефть» еще в 2010 г. была разработана программа повышения уровня использования ПНГ на 2010-2013 гг. общей стоимостью 1,57 млрд рублей. Высокого уровня утилизации ПНГ планировалось достичь за счет его использования в системах поддержания пластового давления, в качестве топлива в котельных и на мини-электростанциях, в качестве сырья для переработки на ГПЗ. В связи с возникшими трудностями, прежде всего технического характера, поставленные задачи не были исполнены в указанные сроки, и программа была продлена до 2018 г. с капитальными вложениями более 5 млрд руб. Планируется достигнуть установленного Правительством 95 % уровня уже по итогам текущего года.
Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 г. № 1082-р в План основных мероприятий по проведению в 2017 г. в Российской Федерации Года экологии включены природоохранные мероприятия крупных предприятия, таких как ООО «Газпром нефтехим Салават» - реконструкция очистных сооружений основной промышленной площадки в г. Салават и строительство установки очистки сульфидно-щелочных стоков завода «Мономер» и нефтеперерабатывающего завода; ПАО «АНК «Башнефть» — реконструкция единого комплекса биологических очистных сооружений «Башнефть-Уфанефтехим» филиала ПАО «АНК «Башнефть». В рамках мирового соглашения на 10 млн руб. ПАО «АНК «Башнефть» было проведено работ по реконструкции на сумму более 9 млрд руб.
- Какие рекомендации Вы могли бы дать руководителям нефте- и газодобывающих предприятий Республики Башкортостан в целях дальнейшего недопущения загрязнения окружающей среды?
- Рекомендуем всем руководителям нефте- и газодобывающих предприятий Республики Башкортостан соблюдать нормы закона и вкладывать средства в профилактику и природоохранные мероприятия, реконструкцию производства с целью достижения наилучших доступных технологий.