В I полугодии 2017 года выявлено около 2,5 тысяч нарушений закона в сфере обращения с отходами
Пушкина Мария Николаевна
начальник отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, советник юстиции
Номер журнала:
Рубрика:
Надзор за соблюдением законодательства в области обращения
с отходами производства и потребления является одним из основных направлений деятельности Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Это обусловлено объемами образующихся отходов и отсутствием инфраструктуры, обеспечивающей экологическую безопасность при обращении с отходами производства и потребления.
Проблемы утилизации отходов
В 2016 г. на территории Волжского бассейна зафиксировано снижение количества образовавшихся отходов по сравнению с 2015 г. на 8 % (с 40,6 до 37,2). Объем же использованных отходов остался на прежнем уровне, вместе с тем на 23 % снизился объем обезвреженных отходов.
Несмотря на снижение объемов образующихся отходов, их количество значительно превышает темпы развития системы объектов для размещения, переработки и утилизации отходов.
Необходимо отметить, что большинство санкционированных свалок и полигонов ТБО исчерпали свой ресурс, представляют эпидемиологическую опасность и являются источником загрязнения окружающей среды.
Проблема утилизации отходов имеет и межсубъектовый характер. Зачастую отходы для переработки (утилизации) передаются в организации, расположенные за пределами субъектов Российской Федерации, где они образованы, имели место случаи незаконного размещения отходов на территории соседних регионов.
Так, выявлялись факты передачи отходов для утилизации и использования с нарушением действующего законодательства из Ярославской области в Тверскую область, из Вологодской области в Ярославскую область, а также незаконного размещения отходов нефтепереработки на земельном участке в Тверской области, привезенных из Московской области. По выявленным нарушениям виновные привлечены к установленной законом ответственности, в том числе и к уголовной по ст. 247 УК РФ.
Законодательство необходимо совершенствовать
Внесенные изменения в законодательство об отходах производства предусматривают наделение с 2016 г. органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления общими полномочиями в указанной сфере. Однако при реализации данных положений возникают сложности. Так, до настоящего времени не везде утверждены территориальные схемы обращения с отходами, выбраны региональные операторы.
В соответствии с Законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления должны принимать участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Понятие «участие» законодателем не раскрыто.
В силу п. 1 ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Принятие мер к понуждению органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами возможно только через вмененные правилами благоустройства обязанности.
Данные обстоятельства указывают на необходимость дополнительной законодательной регламентации отдельных вопросов в сфере обращения с отходами.
Нарушения в деятельности органов власти
При осуществлении надзорной деятельности прокурорами выявлялись нарушения в деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов.
Так, территориальными органами Росприроднадзора допускались нарушения лицензионного законодательства при выдаче и переоформлении разрешительной документации, порядка рассмотрения документов, обосновывающих нормативы.
В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации выявлялись нарушения осуществления государственной политики в сфере обращения с отходами при издании государственных программ, подготовке конкурсной документации, не всегда принимались меры по очистке от отходов находящихся в их ведении земельных участков.
Зачастую допускаются нарушения при осуществлении государственного федерального и регионального экологического надзора, состоящие в ненадлежащей квалификации административных правонарушений, в непринятии мер к расчету и возмещению ущерба с виновных лиц.
Типичными нарушениями, допускаемыми органами местного самоуправления, явились факты ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок, нарушения требований законодательства при эксплуатации полигонов и площадок временного накопления отходов.
Нарушения хозяйствующих субъектов
Хозяйствующими субъектами допускались нарушения, выразившиеся в размещении отходов на объектах, не включенных в ГРОРО, осуществление деятельности без соответствующей лицензии по обращению с отходами или с нарушениями ее условий, а также иные нарушения.
В I полугодии 2017 г. прокурорами выявлено около 2500 нарушений закона в сфере обращения с отходами. С целью устранения нарушений внесено более 500 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено почти 300 должностных лиц. По постановлению прокурора к административной ответственности привлечено более 200 должностных и юридических лиц. В суды направлено более 150 исков и заявлений. В органы предварительного расследования для принятия решения об уголовном преследовании направлено 15 материалов, по которым возбуждено 11 уголовных дел.
Анализ экологической ситуации и практика прокурорского надзора показывают, что основными факторами, негативно влияющими на состояние окружающей среды и здоровье населения, также остаются проблемы организации регулярного сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления, значительная антропогенная нагрузка на компоненты окружающей среды в результате эксплуатации объектов размещения отходов с нарушением экологических и санитарных требований.
Несмотря на определенные трудности, принимаются определенные меры по улучшению сложившейся ситуации в области обращения с отходами. Так, строятся новые объекты инфраструктуры: в Республике Чувашия введен в эксплуатацию современный полигон твердых бытовых отходов, создана комплексная система переработки и утилизации отходов с внедрением передовых инновационных технологий, планируется строительство еще пяти мусороперегрузочных станций. В Костромской области открыт мусоросортировочный комплекс мощностью 100 тыс. тонн/год. Первый в регионе мусоросортировочный комплекс открыт в мае 2017 г. в г. Иваново.
Прокуратура рекомендует
Руководителям предприятий и муниципальных образований при обращении с отходами производства и потребления рекомендуется незамедлительно принимать меры по очистке от отходов находящихся в их ведении земельных участков, своевременно получать и продлевать специальные разрешения (лицензии) на осуществление обращения с отходами, а также соблюдать их условия, организовать учет образующихся отходов и предоставлять в уполномоченные государственные органы отчетность с достоверными сведениями, размещать отходы только на объектах, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов, принимать меры по вовлечению отходов в хозяйственный оборот вторичного сырья.