О реформе системы государственного контроля и надзора
Номер журнала:
Рубрика:
О реформировании системы государственного контроля и надзора говорил министр РФ Михаил Анатольевич Абызов, выступая в г. Перми на публичном балансовом мероприятии по результатам правоприменительной практики Западно–Уральского управления Ростехнадзора. По его словам, к 2024 г. планируется в два раза снизить уровень ущерба по рискам, контролируемым государством, а именно сократить смертность, травматизм и экономический ущерб.
Реформа системы государственного контроля и надзора предусматривает: переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизацию обязательных требований, которые проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизацию госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях.
Реформа в первую очередь пройдет в 12 федеральных контрольно-надзорных органах: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС — на их долю приходится около 90 % контрольно-надзорных мероприятий.
Министр РФ по вопросам |
Обществу все равно, сколько проводится проверок. А сколько гибнет людей — это единственный и главный показатель, который может характеризовать эффективность работы надзорного органа. |
Профилактика
Важное место в реформе госконтроля будет уделено профилактической работе. По итогам первого квартала текущего года в надзорных органах состоялись публичные мероприятия, на которых представители бизнес-сообщества ознакомились с информацией о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях, типовыми нарушениями и рекомендациями инспекторов. Этот революционно новый формат общения контролеров с проверяемыми поможет предпринимателям понять, «как делать нельзя, а как делать можно», как не допускать нарушений в будущем. Открытый разбор правоприменительной практики также повысит прозрачность всей системы госконтроля. Цель — переход от репрессивной к партнерской модели государственного контроля и надзора, которая предусматривает совместную работу по предотвращению рисков.
Такие балансовые совещания будут проводится в течение 2017 г. ежеквартально по каждому виду надзора и контроля в субъектах Российской Федерации. На них будут даваться разъяснения по поводу требований, которые предъявляются и, самое главное, даваться рекомендации, как в будущем избежать возможных нарушений. Предполагается, что эти профилактические мероприятия охватят большое количество поднадзорных субъектов: тех, кто уже прошел через проверки, и тех, кому они предстоят. М.А. Абызов сказал, что ознакомившись с опытом и выявленными нарушениями других предпринимателей, они смогут провести самоаудит и работу над возможными потенциальными ошибками, чтобы избежать, самое главное, не санкций и предписаний, а предотвратить и исправить те недостатки и нарушения, которые в итоге могут привести к риску жизни и здоровья сотрудников, граждан, клиентов компаний.
Пересмотр требований
Еще одно направление реформы — пересмотр системы обязательных требований. В настоящее время система технических требований и регламентов, определяющих поле деятельности предприятий, настолько масштабна, что разобраться в ней предпринимателям, которые не имеют многолетнего опыта работы, очень тяжело. Задача по представлению требований в едином формате была поставлена перед надзорными ведомствами. Сейчас на сайте каждого надзорного органа можно увидеть реестр документов, которыми определяются и устанавливаются требования.
Планом мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности предусматривается снижение при проведении государственного и муниципального контроля административных и финансовых издержек граждан и организаций, занимающихся предпринимательской и другими видами деятельности. Способствовать этому будет устранение устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований. В настоящее время пройдет подготовка предложений по этому направлению.
К работе над предложениями приглашены эксперты и предприниматели. Как отметил М.А. Абызов, сформировано 20 групп, которые возглавляют представители от предпринимателей. Есть группа по технической безопасности, САНПиН, транспортной безопасности и т.д. В результате работы будет проанализировано, насколько требования соответствуют международным параметрам. Уже получен первый такой блок предложений.
Проверочные листы
С 01.07.2018 г. все проверочные мероприятия будут проводится с использованием чек-листов. Эти листы, представленные в доступном и понятном формате, будут предварительно размещены на сайтах ведомств. М.А. Абызов рекомендовал надзорным органам из тысячи существующих требований включать в чек-листы те, которые «являются требованиями охраняющими высокий уровень риска». По его словам, в некоторых ведомствах считают, что в проверочные листы надо включить вообще все существующие требования. Планируется, что со временем чек-листы будут сокращаться.
Также должна быть проведена работа по составлению исчерпывающего реестра поднадзорных субъектов, чтобы распределить их по категориям риска. У истоков внедрения риск-ориентированного подхода стоял Ростехнадзор. В ведомстве впервые появилось категорирование объектов по рискам с введением четырех категорий. Если до реформирования под постоянным государственным контролем и надзором находилось 280 тысяч ОПО, то сейчас их 9 тысяч. Эти предприятия подвергаются регулярным проверкам. Теперь эту работу необходимо будет провести всем надзорным ведомствам. Результатом должно стать формирование плана проверок на 2018 г. с учетом риск-ориентированного подхода.
Новые критерии
В будущем планируется переход на систему показателей эффективности надзорного ведомства, куда помимо параметров ущерба будут входить степень и качество развития бизнеса в поднадзорной сфере. По мнению министра, инспектор должен понимать, что он не только контролирует риски и наказывает, но еще отвечает за то, чтобы бизнес в той сфере, которую он контролирует, развивался. Многие страны это уже применяют. В России этот принцип планируется испытать на пилотах, подконтрольных Роспотребнадзору (малый и средний бизнес, предприятия сервиса и общепита). Затем очередь дойдет и до других видов государственного контроля и надзора, впоследствии будет применяться на региональном и муниципальном уровне.
В России, по словам М.А. Абызова, растет количество проверок на муниципальном уровне. «У нас растет количество штрафов, — сказал он, — взимаемых с предпринимателей, на муниципальном уровне. Я вижу эту динамику. Там муниципальный контроль используется в том числе для того, чтобы пополнить местные муниципальные бюджеты. Это противоречит тому, что мы делаем. Новый закон, который мы планируем в этом году внести в Государственную Думу — это закон о государственном и муниципальном контроле и надзоре».
Оптимизация надзора
В рамках реформирования государственного контроля также планируется провести структурную оптимизацию контрольно-надзорных органов. И структура, и финансовое обеспечение надзорных органов отличается как от ведомства к ведомству, так и по территориальным подразделениям одного и того же госоргана. Ранее заместитель председателя Правительства Дмитрий Козак поручил проанализировать основные показатели деятельности территориальных органов и подготовить предложения по оптимизации их структуры, штатной численности и финансирования. Кроме того, в течение 2017–2018 гг. запланировано принятие решений о передаче отдельных контрольно-надзорных полномочий федеральных органов исполнительной власти на уровень субъектов РФ.
Изменится и оценка работы контрольно-надзорных органов. Министр отметил: «До сих пор применяется старая система, когда количество проверок, выявленных нарушений, собранных штрафов является показателем эффективности деятельности надзорных ведомств. Начиная с 2017 и в полном объеме с 2018 года произойдет переход на новую систему оценки работы территориальных надзорных органов. Мы будем смотреть на эффективность работы руководителей и инспекторского состава по изменению параметров ущерба по рискам, которые мы контролируем, то есть по динамике снижения количества смертельных случаев, травматизма, экономических потерь».
Он заявил, что обществу все равно, сколько проводится проверок. Сколько гибнет людей — это единственный и главный показатель, который может характеризовать эффективность работы надзорного органа.