Актуальные проблемы локальных систем оповещения потенциально опасных объектов
Филиппов Александр Геннадьевич
доцент кафедры пожарной безопасности зданий и автоматизированных систем пожаротушения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы», к.т.н.
Номер журнала:
Рубрика:
Череда техногенных и природных катастроф последних лет с большим количеством жертв привела к изданию ряда указов и распоряжений Правительства РФ, направленных на создание и восстановление в стране систем экстренного оповещения населения. В ноябре 2012 года подписан указ Президента № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций». В рамках реализации Указа принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. В течение 2013-2014 гг. проведено совершенствование разрозненной нормативно-правовой базы.
Локальные системы оповещения
Согласно Постановлению Правительства РФ № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» системы локального оповещения должны функционировать на ядерно и радиационно опасных объектах (в радиусе 5 км), химически опасных объектах (в радиусе 2,5 км), гидротехнических объектах (в радиусе 6 км). В случае чрезвычайной ситуации (ЧС) на данных объектах необходимо гарантированное и оперативное оповещение руководителей, служб и населения. Технически это достаточно сложная задача, требующая от системы сопряжения нескольких видов каналов, поддержки различных видов оборудования и их программной интеграции (см. рис. 1).
Информирование и оповещение может осуществляться:
- с использованием общедоступных каналов связи – сетей мобильного оператора (SMS-сообщения), городской телефонной линии. Данные способы гарантированного доведения информации они обеспечить не могут. В случае SMS-рассылки также теряется оперативность передачи необходимой информации вследствие низкого приоритета SMS в сетях мобильной связи.
- специализированными средствами: сиренами, речевыми уличными оповещателями, текстовыми и видеотабло. Это наиболее эффективный способ. Такие средства позволяют заранее определить зоны оповещения и добиться требуемых для гарантированного восприятия информации параметров.
- посредством домофонов. Данный способ позволяет оповещать адресно каждую квартиру с использованием существующих линий и оборудования.
Согласно Методическим рекомендациям МЧС локальная система оповещения в целях координаций действий должна обеспечивать информационное сопровождение деятельности ДДС муниципального района и Диспетчерской службы потенциально опасного объекта, обеспечение взаимодействия сил и средств, используемых для предупреждения и ликвидации ЧС.
Каналы связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта
Одним из важнейших решений, влияющих на стоимость и надежность работы ЛСО, является выбор канала связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта.
Опыт создания систем ЛСО показывает, что радиоканальное оборудование позволяет сформировать качественно новый подход к оповещению о чрезвычайных ситуациях:
- радиоканальные технологии обеспечивают высокую надежность системы. Ретрансляция сигналов и автоматическое изменение маршрута связи с пультом при невозможности связи по основным маршрутам гарантирует работу в случае ЧС;
- современные ЛСО — это комплексные системы мониторинга и оповещения о ЧС. Совмещение проводных и радиоканальных решений позволяет развертывать систему мониторинга и оповещения в труднодоступных местах и на объектах с большой плотностью кабельных линий;
- благодаря радиоканальным решениям время и стоимость создания и обслуживания оборудования значительно ниже.
Ответственность
Ответственность за создание и поддержание работоспособности локальных систем оповещения, а также своевременное оповещение населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций возлагается на администрацию предприятия. В случае распространения ЧС за границы предприятия, в пределах границ муниципального образования, а также при возникновении ЧС на территории муниципального образования ответственность за своевременное оповещение населения возлагается на органы самоуправления.
Лица, не принявшие надлежащих действий по созданию и поддержанию работоспособности систем оповещения или решения об оповещении населения о возможной опасности их здоровью (жизни), либо принявшие его несвоевременно, несут уголовную и административную ответственность согласно действующему законодательству вплоть до лишения свободы.
Системы экстренного оповещения и информирования населения подразделяются на:
1. Региональные. Их задача — доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава, специальных служб и населения субъекта РФ.
2. Муниципальные (местные). Основная задача — информирование и оповещение руководящего состава и населения муниципального образования.
3. Локальные системы оповещения (ЛСО). Данные системы разворачиваются на объектах, признанных потенциально опасными. Задача ЛСО — информирование и оповещение руководящего состава объекта, аварийно-спасательных формирований, персонала организации и населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
Статья подготовлена с использованием материалов сборника XXVII международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МЧС России «Актуальные проблемы пожарной безопасности».