Предприятиям, работающим без аварий и инцидентов, необходимо предоставлять финансовые преференции для обновления фондов
ПЕТРОВ Борис Германович
руководитель Приволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
О предварительных итогах 2012 года и планах работы на текущий период рассказывает руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Борис Германович Петров.
О надзорной деятельности
Прискорбная часть нашей работы — это несчастные случаи. Все они происходят, в основном, из-за того, что не соблюдаются элементарные требования безопасности. К сожалению, за прошедший период было зафиксировано немало несчастных случаев, в том числе и со смертельным исходом, в энергетике, при эксплуатации грузоподъемных механизмов. «Подъемный» травматизм связан с тем, что в последнее время бурными темпами ведется строительство, в котором задействована большая часть подрядных организаций, в том числе не имеющих квалифицированных специалистов.
Сегодня продолжается тенденция по сокращению числа проверок на поднадзорных предприятиях. Проверки как предупредительная мера могут проходить только в плановом порядке. Поэтому компания всегда может вывести из эксплуатации неисправные техустройства, учитывая сроки рейда, или каким-то образом сделать так, чтобы проверка не состоялась. Считаю необходимым пересмотреть в этой части ряд вопросов, для того чтобы надзор стал эффективнее.
Много техники поступает из-за пределов Российской Федерации, также немалое количество специалистов приезжает из-за рубежа, где, по-видимому, правила безопасности мягче, чем у нас, хотя мы требуем так, как прописано в федеральном законодательстве. Последние два трагических случая, произошедших на строительной площадке нового футбольного стадиона в Казани — яркий пример нарушения всех возможных правил.
Несчастные случаи в энергетике происходят чаще всего из-за того, что реальная вертикаль управления промышленной и энергетической безопасностью между головной сетевой компанией и ее филиалами ослаблена и не обеспечивает жесткого контроля в области охраны труда и промышленной безопасности. В связи с этим и допускаются вопиющие случаи, когда работа «под напряжением» проводится с нарушением всех элементарных требований. Все это способствует появлению общей, не совсем благоприятной картины. Поэтому сегодня, к сожалению, снижения травматизма и аварийности мы не наблюдаем.
Каждый квартал проводятся совещания с представителями организаций, в которых имеют место инциденты. Причем приглашаются не только филиалы, но и руководство вертикально интегрированных компаний, чтобы разбирать не столько конкретные аварии и несчастные случаи, а сколько сами подходы организаций к соблюдению требований промышленной и энергетической безопасности.
Что касается надзорной деятельности Управления, продолжается общая тенденция по сокращению количества проверок из года в год в течение последних пяти лет. Объективным фактором этого сокращения является то, что проверки становятся комплексными, охватывают сразу несколько направлений деятельности предприятий. Субъективный же фактор — Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (294-ФЗ), который ограничивает действия надзорных органов где-то в разумных пределах, а где-то, не учитывая специфику работы как самих организаций, так и органов надзора в области промышленной и энергетической безопасности. На сегодняшний день проверки как предупредительная мера могут проходить только в плановом порядке. Мы не можем проводить отдельные рейды по состоянию, например, промышленной безопасности грузоподъемных механизмов. Поэтому предприятие всегда готово или снять неисправные технические устройства в момент выхода инспектора на проверку из эксплуатации, или каким-то образом сделать так, чтобы эта проверка не состоялась.
Целесообразно пересмотреть целый ряд вопросов, для того чтобы надзор стал намного эффективнее. Как показывает практика, при общем снижении количества проверок идет тенденция роста нарушений, выявляемых инспекторами за одну проверку. Это говорит о том, что предприятия не осознают необходимости постоянного вложения средств в безопасность и ужесточения внутренних требований. Практически все работы с кранами производятся в отсутствие проекта производства работ, подобная ситуация и с потребителями электроэнергии, у которых зачастую не имеется в наличии даже испытанных средств защиты. Между тем мелкие организации являются не менее важными стратегическими объектами, чем ОАО «Казаньоргсинтез» или ОАО «ТАНЕКО»: у всех в памяти — пожары и гибель людей в больницах, интернатах, школах, которые связаны, в первую очередь, с неправильной эксплуатацией электрооборудования. Проблема в том, что мы не можем выйти с проверкой на такие предприятия в любой момент, надо решать ее на федеральном уровне.
И даже в этих условиях наши инспекторы работают достаточно эффективно, выявляется большое количество нарушений, принимаются меры административного воздействия. Многое зависит от того, как эти административные дела будут преподнесены в суде, потому что вердикт по многим из них принимается окончательно на основе судебных решений. Здесь все зависит от профессионализма как инспектора, так и судьи, который должен вникнуть в техническую составляющую проблему и соотнести ее с угрозой жизни и здоровью людей.
Эффективной формой наказания является дисквалификация, хотя она не должна быть «кнутом», который держал бы в страхе всех предпринимателей. Пока это довольно сложная процедура, в основном применяется при систематическом невыполнении руководством предприятия предписаний надзорного ведомства. Такая мера административного воздействия в Приволжском управлении за 2012 год применялась 3-4 раза, но из них только один случай был квалифицирован в суде именно как дисквалификация (ООО «Миллениум, г. Чебоксары, генеральный директор), остальные были заменены на денежные штрафы. Но даже в этих случаях ситуация была очень показательной, ведь ни один директор не захочет, чтобы общественности стало известно о решении вопроса по поводу его дисквалификации. Это чисто моральный метод, и он тоже действует. Пока, к сожалению, дисквалификация широкой популярностью не пользуется, потому что процедура на самом деле достаточно сложная.
О нововведениях в работе
Со вступлением в силу закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов» в работе Ростехнадзора особых изменений не произошло. Конечно, требования страхования стали жестче, ответственность возросла в разы. Наличие страховки стало основным условием при регистрации ОПО или при рассмотрении материалов о выдаче лицензии юридическим лицам, поэтому предприятия стали относиться к этим мероприятиям более ответственно, даже хотя бы по причине того, что за отсутствие страховки существенно возросли штрафные санкции. Хотя, если учитывать, что сегодня лицензия, выдаваемая нашим ведомством, стала бессрочной, а выходить с проверкой на предприятие мы можем не чаще, чем один раз в три года, можно смело оставить вопросы страхования на потом.
Здесь идет нестыковка одних требований с другими. Это может привести к тому, что механизм, который предусматривался по страхованию ответственности, не будет работать эффективно. Тем более страхуется вред, нанесенный третьим лицам, который очень сложно доказать. Нет ни одного случая, чтобы за такой ущерб что-то выплачивалось.
Система страхования сегодня не приводит к повышению уровня промышленной безопасности. Нужны стимулирующие меры, например, «скидки» тем предприятиям, у которых за год не произошло ни одного страхового случая или же возвращение части затраченных предприятием средств, которые можно направить строго на обновление основных производственных фондов, повышение вопросов охраны труда, промышленной безопасности. Пока же закон направлен только на получение прибыли страховыми компаниями, а не на решение всех остальных вопросов.
Новшества текущего года связаны с введением на ряде крупных предприятий режима постоянного государственного контроля. Работа уже началась — важная, необходимая. Правительством РФ выбраны наиболее критические объекты, на которых потенциальная опасность возникновения аварийных ситуаций достаточно высока. Учитывается специфика их производственной деятельности и объемов взрывопожароопасных веществ, которые там обращаются. К сожалению, до конца алгоритм регламентных действий при ведении такого контроля не отработан, поэтому пока не возникает вопросов как у поднадзорных организаций, так и у нас.
Что касается сокращения перечня опасных производственных объектов, то на сегодняшний день в соответствии с техническим регламентом все лифты жилого фонда выведены из-под нашего надзора. При этом они не перестали быть опасными объектами. Кто будет заниматься в дальнейшем этим надзором — вопрос открытый. Скорее всего, контроль перейдет местным органам управления. Возможно, инспектированием лифтов займутся саморегулируемые организации, но пока их эффективность очень низкая, контроль со стороны СРО за работой своих членов довольно слабый. Поэтому, что в дальнейшем будет происходить в части контроля лифтов, сказать достаточно трудно.
Определенная логика в разделении опасных производственных объектов на четыре класса опасности есть: действительно, объект объекту рознь. Сегодня к гидротехническому сооружению, например, небольшому сельскому пруду, предъявляются такие же требования, как к Куйбышевской ГЭС, вплоть до аналогичной декларации безопасности, что затрудняет вопрос с затратами. Это неверно: должно быть разграничение, но абсолютно четкое, ясное и объективное с точки зрения потенциальной опасности. Пока обоснованных критериев разделения на классы опасности нет.
О перспективах
Желаем, чтобы в новом году работа предприятий строилась ровно и спокойно, чтобы новый период деятельности не принес огорчений, потому что каждая авария — это возможная трагедия, приходящая в чей-то дом.
Хотелось бы, чтобы наши инспекторы и поднадзорные предприятия не находились по разные стороны баррикад и понимали, что требования одинаковы для всех и направлены только на решение проблем безопасности. Желаю нашей службе, чтобы численность инспекторов не сокращалась, а квалификация их повышалась. Чтобы все их требования были обоснованы знаниями как правил, так и жизненным опытом.