Государственный надзор в строительстве: что грозит нарушителям
ПИНЕГИНА Мария Васильевна
начальник управления организационно-правовой и кадровой работы инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области
Номер журнала:
Рубрика:
Сведения об объектах капитального строительства, принятых под региональный государственный строительный надзор инспекции, подлежат включению в реестр (ведется отдельно по г. Нижнему Новгороду и по муниципальным образованиям Нижегородской области), размещенный на официальном интернет-сайте инспекции по адресу: http://gsn.government-nnov.ru.
Причин совершения субъектами строительной деятельности нарушений при строительстве объектов капитального строительства может быть несколько, и обусловлены они могут быть различными факторами: сложность строящегося объекта, низкая квалификация ответственных сотрудников субъектов строительной деятельности, иные трудно прогнозируемые факторы (например, изменение финансовых возможностей и ресурсного обеспечения застройщика).
Так, например, при строительстве крупных объектов (жилого или нежилого назначения), финансируемых с привлечением денежных средств третьих лиц (дольщиков, инвесторов), застройщик в первую очередь переживает за выполнение им договорных обязательств перед указанными лицами, которые предусматривают крупные штрафные санкции. Поэтому застройщик начинает приступать к строительству объекта, не дожидаясь получения всей необходимой разрешительной документации, в надежде прежде всего соблюсти установленные договором сроки ввода объекта в эксплуатацию. Однако стоит обратить внимание на то, что за ведение строительства без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, действующим законодательством, предусмотрено административное наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица (то есть строительных работ) сроком до 90 суток. Таким образом, совершение указанного правонарушения напрямую может повлиять на увеличение сроков строительства объекта, несмотря на ложные ожидания застройщика.
Напротив, совершение правонарушения в виде эксплуатации объекта капитального строительства без соответствующего разрешения не предусматривает строгих административных санкций, а влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10 до 20 тысяч рублей.
Данная норма КоАП РФ требует пересмотра в сторону ужесточения ответственности, так как застройщик такими действиями ставит под угрозу жизнь третьих лиц, которых он допустил на данный объект, особенно, если проектная документация по строительству таких объектов не проходила экспертизу, то есть оценку своего соответствия требованиям строительной, пожарной, санитарной, экологической и других видов безопасности, а сами строительные работы велись без государственного строительного надзора.
Кроме того, нельзя исключать случаи, когда совершение правонарушения является следствием некачественного оказания проектной организацией услуги по разработке проектной документации, включая консультирование на предмет необходимости прохождения экспертизы проекта, а также следствием ненадлежащего проведения самой экспертизы проектной документации, поскольку стадия проектирования является одной из ключевых в строительной деятельности, и именно за соблюдением требований проектной документации, прошедшей экспертизу, осуществляется региональный государственный строительный надзор. К сожалению, на сегодняшний день законодательство не предусматривает возможность применения каких-либо мер административного воздействия ни к проектным организациям, ни к экспертным организациям со стороны органов государственного строительного надзора.
Инспекция, являясь органом государственного надзора, в первую очередь должна сохранять беспристрастность в отношении всех субъектов строительной деятельности, с которыми осуществляет взаимодействие в процессе выполнения своих функций.
Давая объективную оценку всем субъектам строительной деятельности, функционирующим на территории Нижегородской области, следует отметить, что случаи совершения правонарушений встречаются как со стороны организаций, ведущих строительство достаточно крупных и сложных объектов и имеющих продолжительный опыт работы в строительной отрасли, так и со стороны организаций, которые являются застройщиками конкретных объектов, реализуют непродолжительные проекты или являются субъектами строительной деятельности лишь короткий период времени. При этом указанные характеристики организаций зачастую никак не могут предопределить, правомерным или неправомерным будет их поведение при строительстве. На наш взгляд, все зависит от того, как построена организационная структура внутри самой строительной организации, как распределены зоны ответственности между ее сотрудниками на каждой стадии строительства объекта, включая его проектирование, и как обеспечен контроль над достижением конечного результата на конкретном этапе выполнения строительных работ.
В целях оказания содействия заинтересованным физическим и юридическим лицам в получении информации о том или ином субъекте строительной деятельности инспекция планирует начать работу по размещению на своем официальном сайте информации, содержащей сведения о привлечении лиц, осуществляющих строительство на территории Нижегородской области, к административной ответственности.
При этом особое внимание планируется уделить работе по совершенствованию информационного обеспечения деятельности инспекции, а именно структурированию официального интернет-сайта инспекции, наполнению его необходимой для субъектов строительной деятельности информацией с поддержанием ее в актуальном состоянии.