Предупредить загрязнение почв проще, чем ликвидировать последствия
Номер журнала:
Рубрика:
Интенсивное ведение нефтедобычи на юго-востоке Республики Татарстан, сопровождающееся высокой техногенной нагрузкой, не может не оказывать отрицательного влияния на окружающую среду. Одной из важнейших задач в стабилизации экологической ситуации как в регионе, так и в республике в целом, является охрана и рациональное использование ценнейшего природного ресурса – почв.
Проблема охраны почв от загрязнения нефтью и нефтепродуктами (НП) и их реабилитация приобретает особую актуальность, поскольку, несмотря на все меры предосторожности, процессы добычи, транспортировки и переработки нефти неизбежно сопровождаются поступлением в почву больших количеств разных по составу веществ, так как, подобно сточным водам, нефть содержит различные органические фракции, многие из которых токсичны для растений, животных и человека. При попадании нефти и нефтепродуктов в почву происходят глубокие, необратимые изменения ее морфологических, физических, физико-химических, микробиологических свойств, а иногда и существенные изменения почвенного профиля, что приводит к потере плодородия и отторжению территорий из сельскохозяйственного использования.
Результаты государственного экологического контроля показывают, что в среднем ежегодно из-за порывов нефтепродуктопроводов выводится из оборота около 200 га продуктивных земель. Даже после рекультивации загрязненная почва продолжает оставаться условно грязной с превышением содержания в ней нефтепродуктов и других токсичных веществ. Остаточное количество нефти или нефтепродуктов в рекультивированной почве, губительное для почвенной биоты, значительно превышает допустимый предел (ПДК – 1500 мг/кг).
В целях качественного проведения рекультивации нефтезагрязненных земель Министерством экологии и природных ресурсов РТ с 2007 г. проводится деятельность по разработке нормативов допустимого остаточного количества нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ (норматив ДОСНП) для почвенных разностей, распространенных на территории республики. В настоящее время проведены научные исследования и разработаны нормативы ДОСНП Государственным бюджетным учреждением «Институт проблем экологии и недропользования» Академии наук РТ для светло-серых, серых, темно-серых, дерново-подзолистых почв, лесных почв.
Сохранение разнообразия почв в условиях интенсивного развития экономики – одна из приоритетных задач современного природопользования. Сохранившиеся естественные и окультуренные в процессе сельскохозяйственного использования почвы являются «природным информационным банком», пользование которым позволит наиболее эффективно осуществлять мониторинг состояния почв, проводить научные поиски путей экологизации и реконструкции антропогенных ландшафтов.
На основании ст. 62 ФЗ «Об охране окружающей среды» во исполнение Программы природоохранных мероприятий РТ, одобренной распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.03.2010 г. № 399-р учеными Государственного бюджетного учреждения «Институт проблем экологии и недропользования» Академии наук Республики Татарстан во взаимодействии с учеными-почвоведами Казанского Федерального университета, специалистами МЭПР РТ в 2011 г. подготовлена к изданию Красная книга почв РТ (пилотный проект). Издание и учреждение данной Книги станет квинтэссенцией природоохранной стратегии РТ, определяющей приоритеты охраны уникальных почв, экосистем и ландшафтов, позволит установить объекты «эталоны почв» («основные», характеризующие зональные почвенные типы и подтипы; «местные», свойства которых обусловлены местными особенностями почвообразования; «комплексные» (полигенетические феномены), сформировавшиеся в необычных условиях почвообразования), а также станет действенной мерой по сохранению и повышению плодородия не только остатков целинных (залежных), но и окультуренных почв, находящихся в пользовании юридических лиц и граждан.
В целях качественного проведения рекультивации нефтезагрязненных земель Министерством экологии и природных ресурсов РТ с 2007 г. проводится деятельность по разработке нормативов допустимого остаточного количества нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ.
Планы ЛАРН
Для осуществления мероприятий, направленных на предотвращение аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также на снижение их негативного воздействия на окружающую среду, нефтяными компаниями должны быть обеспечены разработка и эффективная реализация Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (план ЛАРН).
В планы ЛАРН должны включаться эффективные предупредительные природоохранные мероприятия по минимизации отрицательного воздействия разливов нефти и нефтепродуктов на окружающую среду, учитываться региональные особенности территорий в зоне возможных чрезвычайных ситуаций, прорабатываться вопросы безопасного для окружающей среды временного хранения нефтезагрязненных отходов, грунта, образовавшихся в ходе ликвидации аварийного разлива, а также вопросы их утилизации.
В целях формирования эффективного механизма взаимодействия органов исполнительной власти и предприятий РТ в настоящее время ведется разработка плана ЛАРН для Татарстана в целом.
Предупредительные мероприятия
Восстановить первоначальное состояние почв невозможно. Идеально – не допускать загрязнений вообще. Но учитывая, что в Республике Татарстан очень развита нефтедобывающая отрасль, а нефтедобывающие предприятия являются бюджетообразующими, задача Министерства экологии и природных ресурсов РТ – побуждать предприятия внедрять инновационные природоохранные технологии при ведении ими хозяйственной и иной деятельности в целях предупреждения или минимизации вреда природным объектам, обеспечения экологической безопасности республики. ОАО «Татнефть» является лидером среди нефтедобывающих компаний России по количеству вложенных в природоохранные мероприятия средств; здесь разработана и реализуется на протяжении многих лет программа «Экологическая безопасность». Кроме того, данное предприятие активно участвует в софинансировании работ по разработке нормативов ДОСНП.
Меры воздействия
Согласно ч. 2 ст. 8.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, загрязнение почв нефтью и нефтепродуктами влечет наложение административного штрафа на граждан от 1,5 до 2 тыс. рублей, на должностных – от 3 до 4 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 3 до 4 тыс. рублей и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Кроме того, за загрязнение почв законодательством РФ и РТ предусмотрено предъявление исков о возмещении вреда, причиненного земельным ресурсам.
И в данном контексте профилактические меры для предотвращения загрязнений почв проводить гораздо более выгодно, чем ликвидировать последствия причиненного вреда почвам и выплачивать штрафы за нарушение требований действующего законодательства.