Экологическое топливо для автомобилей
Номер журнала:
Рубрика:
Итак, стимулом для применения метана в качестве альтернативного топлива стали следующие факторы.
Экологичность: по данным Минприроды, до 80 % загрязнения воздуха в крупных городах составляют выхлопы автотранспорта. Двигатели нового поколения (например, газовый двигатель КамАЗ) по всем своим экологическим параметрам (за исключением оксида азота) уже сегодня соответствует требованиям Евро-5.
Экономичность: согласно Постановлению Правительства РФ от 15.01.1993 г. № 31 «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом» цена на компримированный природный газ не должна превышать 50 % от цены реализуемого в данном регионе бензина А-76. По состоянию на март 2011 г. средняя стоимость по России на дизельное топливо составляет 26,9 рублей, на компримированный природный газ – 8,5 рублей.
Окупаемость на примере газового автобуса на 12 месяцев быстрее дизельного аналога и позволяет экономить в год около 530 тыс. рублей, только лишь на разнице в стоимости топлива.
Безопасность: метан почти в два раза легче воздуха, поэтому в случае разгерметизации оборудования он сразу улетучивается, а не оседает в отличие от других видов топлива. Метан не токсичен, не канцерогенен. Это безопасное топливо для здоровья людей и всего живого на Земле. По классификации горючих веществ по степени чувствительности метан входит в самый безопасный четвертый класс.
Двигатели нового поколения (например, газовый двигатель КамАЗ) по всем своим экологическим параметрам (за исключением оксида азота) уже сегодня соответствует требованиям Евро-5.
Новые технологии
В Республике Татарстан, где действуют программы, направленные на уменьшение количества выбросов в атмосферный воздух, внедрение новых технологий, обеспечивающих минимизацию выхлопов от автомобилей, уделяется серьезное внимание. Например, сегодня успешно испытывается и в ближайшее время пройдет сертификацию газовый двигатель
КамАЗ уровня «Евро-5».
В настоящее время гамма газовых двигателей КамАЗ соответствует экологическому классу «Евро-4» и имеет необходимые сертификаты. Разработан целый модельный ряд автомобилей – коммунальная и дорожная техника, самосвалы и седельные тягачи, городские, пригородные и полноприводные автобусы НЕФАЗ, – работающих на газовых двигателях.
Высокий уровень организации производства и качества автомобилей КамАЗ с газовыми двигателями подтверждается постоянным вниманием к этой технике со стороны ОАО «Газпром», а также регионов России, где высока стоимость жидких топлив или напряженная экологическая обстановка.
Президент РТ Рустам Минниханов, посетив в конце ноября 2010 г. предприятие «РариТЭК» (именно на его производственной площадке происходит первый запуск газовых «сердец» автомобилей КамАЗ), отметил большую экономическую выгоду и экологическую эффективность от перехода с дизельного топлива на природный газ. Общественный транспорт и коммунальная техника в Татарстане в будущем могут быть массово переведены на метан. Президент республики предложил перевести часть муниципального транспорта Набережных Челнов и Казани на газ в качестве пилотного проекта для всей России. В результате, в феврале 2011 г. партия комбинированных газомоторных самосвалов КамАЗ была передана муниципальному транспортному предприятию города Набережные Челны.
Отметим, что в городе Саратове уже имеется положительный опыт (высокой экономической, экологической и технологической эффективности) эксплуатации 21-го газобаллонного самосвала КАМАЗ-65115-30, а в Краснодаре – 32 газобаллонных городских автобусов НЕФАЗ-5299-30-31, работающих на метане.
Председатель Правительства РФ Владимир Путин отмечает, что использование газа как моторного топлива – многообещающее направление. Это и экономично, и выигрышно с точки зрения соблюдения требований экологии. В частности, регионы и муниципалитеты должны всерьез заняться переводом на газ общественного транспорта и коммунальной техники.
Мировая динамика
За последние 10 лет мировой парк газобаллонных автомобилей вырос в 9,5 раз.
В новых условиях глобального финансового кризиса поиск экономичных видов топлива становится задачей государственной важности. Поэтому во всем мире резко возрос интерес к использованию природного газа. Европейская экономическая комиссия ООН рекомендует перевод к 2020 г. 23 % автомобилей на альтернативные виды моторного топлива, в том числе на природный газ – 10 % парка стран Европы. В настоящее время уже более 50 автомобильных компаний мира продают более 150 модификаций автомобилей, работающих на природном газе. Страны-лидеры – Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия, Индия, Италия, Китай, Германия, США.
Большая часть мирового парка грузовой техники и автобусов была сформирована за 2006-2008 гг. благодаря стимулирующим государственным мерам (США, Испания, Франция, Италия, Корея и другие страны).