СИЗифов труд: ситуация с производственным травматизмом остается сложной
Номер журнала:
Рубрика:
Часто работодатели выказывают недобросовестное, а порой преступно-халатное отношение к исполнению своих обязанностей, зная, что серьезного наказания за это не последует.
Башенные краны
Сегодня в республике работает около 100 башенных кранов, пуск каждого из них должен осуществляться с разрешения государственного инспектора Ростехнадзора, но на деле многие строительные организации проводят его сами, проявляя излишнюю самонадеянность.
Как сообщил Главный государственный инспектор Удмуртского территориального отдела по надзору за промышленной безопасностью и государственного строительного надзора Западно-Уральского управления Ростехнадзора Александр Потапов, раньше Управлением Ростехнадзора проводились целевые проверки состояния крановых путей и кранов на строительных площадках. По их итогам через суд останавливалась работа, в среднем, 5-6 кранов на срок от 30 до 90 дней до устранения нарушений, представляющих потенциальную угрозу жизни и здоровью работников. После выхода Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проверки стали возможны только с разрешения прокуратуры, и то только при наличии выявления факторов, которые создают угрозу жизни и здоровью окружающих людей. Однако без проведения проверки выявить такие факторы, в частности, определить, в исправном состоянии находится кран или нет, затруднительно.
Средства защиты
Согласно ст. 221 Трудового Кодекса РФ, каждый рабочий должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и спецобувью.
Однако, как с сожалением отмечают специалисты Госинспекции труда в УР, они часто сталкиваются с тем, что работодатели не выдают своим сотрудникам средства индивидуальной защиты, ссылаясь на отсутствие денег. Если даже на предприятии имеется специальная одежда, то зачастую у нее уже истек срок годности.
Часто выявляется, что у многих строителей нет касок, некоторые работают на высоте без предохранительного пояса. Между тем, отсутствие средств индивидуальной защиты может приводить к тяжелым травмам. Так, даже при падении с первого этажа на стройке можно получить серьезные травмы.
По данным Госинспекции труда в УР, за 9 месяцев 2011 г. на предприятиях Удмуртской Республики в строительной отрасли произошло 17 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, из них 4 окончились смертью пострадавшего. Предприятия Удмуртии, на которых были допущены эти трагедии: ООО «Строй-Декор», ООО «Меркурий», ООО «Геста», ОАО «Можгинское строительное объединение», СРСУ ДОАО «Спецгазавтотранс», СУ № 806 ФГУП «УССТ № 8 при Спецстрое России», ООО ПКФ «Спецстрой», МСО «ЗАО «Айсберг», ООО «Малопургинская МСО», ООО «Монтенегро Инжиниринг», ОАО «Глазовский дормостстрой», СУ-805 ФГУП УССТ № 8 при Спецстрое России, ОСПАО «ЧУС», ООО «2-УМУ Севуралсантехмонтаж», ФГУП СУ-615 при Спецстрое России, ООО «Строймаркет», Филиал СУ-808 ФГУП УССТ № 8 при Спецстрое России.
В перечне основных причин этих случаев наряду с неудовлетворительной организацией производства работ и подготовки работников по охране труда, есть и такая элементарно устраняемая, как неприменение работником средств индивидуальной защиты из-за необеспеченности ими работодателем.
Продолжающаяся в России реформа в сфере охраны труда предполагает переход от реагирования на происшествия к управлению профессиональными рисками. Вместо формальных наказаний за несоответствие требованиям законодательства будут вводиться экономические стимулы внедрения безопасных технологий.
Профилактика
Как сказал Анатолий Фалалеев, консультант отдела страхования профессиональных рисков Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования РФ по УР, в Фонде зарегистрировано 3 739 предприятий по 45 ОКВЭДу (строительство). Из них в 2011 г. только два десятка позаботились о финансировании профилактических мероприятий за счет ФСС: 10 предприятий направили деньги на приобретение средств индивидуальной защиты, 7 – на аттестацию рабочих мест, 3 – на периодические медосмотры, 1 – на обучение по охране труда. По статье «Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма» расходы строительных организаций за счет средств ФСС за 2010 г. составили 762, 7 тыс. рублей, за 2011 г. – 1 млн 512,1 тыс. рублей.
То, что число озабоченных проблемами профилактики руководителей предприятий так невелико, объясняется тем, что они могут направлять или не направлять средства на эту статью расходов по желанию.
Предприятия обязаны предоставлять материалы в Фонд социального страхования в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая. «Хотя трудовое законодательство одинаково для всех, и, если предписаны сроки, их нужно соблюдать, на практике большинство предприятий часто их нарушает», – говорит Анатолий Фалалеев.
Статистика
По данным Фонда социального страхования, за последние годы в Удмуртии общее количество страховых несчастных случаев на производстве составляло порядка 1200 в год (в 2009 г. – 1212 , в 2010 г. – 1202). Из них на строительных предприятиях в 2009 г. произошло 88 страховых несчастных случаев: 74 – с причинением легких травм, 9 – тяжелых, 5 окончились смертью потерпевших. В 2010 г. было 102 страховых случая: легких – 80, тяжелых – 18, смертельных – 4. За три квартала 2011 г. общее количество несчастных случаев составило 75, из них легких – 59, тяжелых – 15.
Один смертельный случай произошел с работником, который направлялся к месту выполнения задания, когда на него упала телескопическая вышка. Виновником признан главный инженер предприятия, который не проследил за правильностью технологического процесса и применением средств коллективной защиты.
Большинство травм заканчивается выздоровлением, а в тех случаях, когда Бюро медико-социальной экспертизы устанавливает степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавших, Фонд соцстрахования назначает страховое возмещение.
За 2010 г. в Удмуртии 380 человек получили ежемесячные выплаты на сумму 18 млн 231,7 тыс. рублей, единовременные выплаты – на сумму 814,6 тыс. рублей. Расходы на реабилитацию составили 5 млн 780,4 рублей. За 9 месяцев 2011 г. 365 человек получили ежемесячную выплату на общую сумму 14 млн 749,3 тыс рублей, единовременные выплаты были сделаны на сумму 402,2 тыс. рублей. Расходы на реабилитацию, включающую, в том числе, санаторно-курортное лечение, протезирование, медикаментозное обеспечение, составили 4 млн 591 тыс. рублей.
Общее количество получающих страховое возмещение из регионального отделения Фонда – около 4 тыс. человек.
Новшества законодательства
В сфере охраны труда вводятся изменения приказом Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 г. Признается утратившим силу с 1 января 2012 г. приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14 марта 1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».
В приложениях № 1 и № 2 к Приказу № 302н утверждены новые перечни. Во-первых, это перечень вредных и опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников. Во-вторых, перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. В приложении № 3 указан новый Порядок, в соответствии с которым должны проводиться предварительные и периодические медицинские осмотры работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда.
Как отмечает заместитель начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по УР Александр Горев, изменения коснулись как количества медицинских документов, которое увеличилось, так и качества их составления – требования намного ужесточились. «Самое большое изменение в том, что расширился перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры», – сказал он. Частота проведения осмотров будет определяться, начиная с 1 января 2012 г., типами вредных или опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Для каждого фактора или вида работ будет определена конкретная периодичность медосмотра. Согласно предыдущему приказу № 83 Минздравсоцразвития от 16 августа 2004 г., она устанавливалась работодателем совместно с Управлением Роспотребназдора.
Работодатель будет обязан включать в списки контингента профессий и в поименные списки работников, которые подвергаются воздействию факторов и работ, указанных в соответствующих перечнях, а также факторов, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Также он сможет использовать результаты лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках производственного либо государственного контроля. Сейчас же он опирается только на перечни факторов и работ, и, исходя из специфики деятельности, назначает периодичность самостоятельно (не реже чем раз в два года), согласно конкретной санитарно-эпидемиологической ситуации на предприятии. Например, при повышенной заболеваемости, превышении ПДК вредных веществ осмотр проводится раз в год. Если же ситуация благополучная, то раз в два года.
Уйдет в прошлое система страхования, основанная на формальных страховых тарифах, рассчитанных по усредненным показателям определенной экономической деятельности. Ее сменит страхование на основе индивидуальных тарифов, установленных по фактическим показателям профессионального риска в организации.
Внеочередные, дополнительные, медосмотры теперь будут проводиться на основании рекомендаций, указанных в заключительных актах по результатам медосмотра в медицинской организации.
Александр Горев обратил внимание руководителей строительных и других организаций на необходимость разработки программ производственного контроля за соблюдением санитарных правил и его осуществления, исполнения графиков медосмотров работников. Он также подчеркнул, что список контингента профессий, разработанный и утвержденный работодателем, теперь должен будет направляться в территориальный орган Управления Роспотребнадзора в 10-дневный срок для уведомления.
Продолжающаяся в России реформа в сфере охраны труда предполагает переход от реагирования на происшествия к управлению профессиональными рисками. Вместо формальных наказаний за несоответствие требованиям действующего законодательства будут вводиться экономические стимулы внедрения безопасных технологий. Уйдет в прошлое система страхования, основанная на формальных страховых тарифах, рассчитанных по усредненным показателям определенной экономической деятельности. Ее сменит страхование на основе индивидуальных тарифов, установленных по фактическим показателям профессионального риска в организации. Чтобы все эти меры принесли пользу, в том числе – стали положительным фактором и для повышения производственных результатов, предприятия строительной сферы должны, прежде всего, повысить дисциплину исполнения трудового законодательства, самых основных требований к обеспечению безопасности и охраны труда.
Статистика
По предварительных данным Министерства труда УР, в Удмуртской Республике за 9 месяцев 2011 г. произошло 767 несчастных случаев, связанных с производством, в том числе в строительстве – 74 случая. В данных несчастных случаях 15 человек получили тяжелые травмы, 55 – легкие травмы и 4 человека погибли на производстве. Основные виды несчастных случаев – это падение с высоты, воздействие движущихся, разлетающихся предметов и деталей, обрушение предметов, материалов, земли.